Top Gear: информация для нас – не главное…

Дорогие, элитные автомобили давно перестали быть редкостью на наших дорогах. Не удивительно, что и изданий, посвященных подобным машинам и всему, что с ними связано, становится все больше и больше. Одним из успешных издательских проектов в этой области стал журнал Top Gear, главный редактор которого, Николай Качурин, рассказал нам о нише автомобильных журналов вообще и о своем детище в частности.

– Пожалуйста, расскажите о самом журнале, его появлении на российском рынке.

– Top Gear выпускается по лицензии, приобретенной на несколько лет ИД «Адверсус» у корпорации «Би-Би-Си», которая имеет 14 дочерних предприятий, издающих журнал в различных странах, преимущественно – развивающихся. В Европе журнал выходит еще на румынском и голландском языках.

Российские читатели увидели первый номер Top Gear Russia в сентябре 2004 года. Журнал выходит десять раз в год, но, судя по реакции наших читателей, им не нравятся два больших интервала между номерами, поэтому, вероятно, мы перейдем на выпуск 11 номеров в год. У журнала просматривается четкая тенденция роста. Первый номер вышел на 176 полосах тиражом 50 тысяч экземпляров. Сегодня он выходит на 240 полосах, тираж составляет 150 тысяч экземпляров, так что успех на рынке очевиден. Кстати, Top Gear очень популярен и на родине, в Англии. Недавно я был поражен, узнав, что там он продается тиражом 164 тысячи экземпляров, это, с учетом общей численности населения, выглядит очень внушительно.

Концептуально российское издание не сильно отличается от английского аналога, ведь, будучи лицензионным, оно просто обязано быть похожим. Правда, в отличие, например, от немецких издателей, продающих лицензии на свою продукцию, англичане более лояльны – они просят соблюдать общий стиль оформления и придерживаться аналогичной редакционной политики, но очень многие вещи остаются на наше усмотрение. Первые три-четыре номера они тщательно изучали, а затем, удовлетворившись результатом, ослабили свой контроль. Что касается материалов журнала, то изначально по договору мы были обязаны ставить 60% переводных статей и только 40% – собственных. После полугода работы английские издатели разрешили нам увеличить количество статей российских авторов до 50%. Главное, чего мы стараемся добиться, чтобы все материалы были понятны нашим читателям. Если это переводные статьи, в которых упоминаются сугубо английские реалии, мы стараемся адаптировать такие тексты для российских потребителей. Журнал написан понятным языком и абсолютно доступен для понимания подавляющему большинству людей.

– Занимались ли вы изучением читательской аудитории журнала?

– Да, нам было интересно, кто же читает наш журнал. После проведения опроса выяснилось, что большинство наших читателей – это люди молодые и амбициозные, далеко не всегда обладающие хорошим автомобилем, но мечтающие о нем и стремящиеся к осуществлению своей мечты. Мы считали своей задачей привлечение именно такой читательской аудитории, так что были довольны результатом. Журнал ориентирован на тех, кто хочет знать, что происходит в автомобильном мире, какие появляются новые модели, технические усовершенствования и т.д. Интересно, что наш журнал читают и женщины, и мы довольно часто получаем письма от дам, особенно от тех, которые работают в дилерских автомобильных компаниях. И абсолютно точно, что из множества автомобильных изданий Top Gear пользуется у представительниц слабого пола особой популярностью и любовью. Мы со своей стороны отвечаем им взаимностью и с удовольствием рассказываем о модных и интересных моделях.

– Ваш журнал пишет преимущественно о дорогих автомобилях?

– Top Gear пишет в большинстве случаев об элитарных и достаточно редких машинах, но не пренебрегает и обычными моделями. Дело в том, что сегодня элитарность автомобилей определяется, в основном, маркой и мощностью. А то, что касается технического оснащения (навигация, голосовое управление и т.п.), то оно постепенно становится привычным для большинства моделей и уже не служит отличительным признаком только очень дорогих автомашин.

– Как происходит распространение журнала?

– Мы делаем все возможное, чтобы Top Gear можно было купить в любом регионе страны, причем читатели могут купить его в розницу или оформить подписку. Нам уже звонили дистрибьюторы из Прибалтики и Украины, заинтересованные в распространении нашего журнала, так что, возможно, Top Gear появится и в торговых точках этих стран. Мы стараемся, чтобы журнал был представлен во всех торговых сетях – и в супермаркетах, и в киосках. Иногда, правда, бывает обидно видеть журнал на неприглядных развалах. Понятно, что все покупатели должны иметь свободный доступ к прессе, но в таких местах глянцевые издания выглядят как-то неуместно. В целом я считаю, что для успешной дистрибуции периодики сегодня не хватает торговых точек. В западных странах прессу можно купить почти в любом магазине, и это очень удобно. Надеюсь, что и мы постепенно придем к такой системе распространения.

– Кто основные рекламодатели Top Gear?

– Основные рекламодатели – это, конечно, производители автомашин, которые через свои представительства дают так называемую имиджевую рекламу. Также к нашим постоянным рекламодателям относятся крупные дилерские центры, которые занимаются продажей нескольких известных автомобильных марок и имеют солидных, постоянных клиентов. Регулярно на страницах нашего журнала можно увидеть товары из серии luxury, рассчитанные на состоятельную читательскую аудиторию, – это могут быть часы, дорогие спиртные напитки, драгоценности, ручки и т.д.

Вообще, в среде производителей автомобилей заметно обостряется конкуренция, и нам это на руку, ведь они начинают биться за клиентов и увеличивать рекламные бюджеты. Тем более что сейчас недостаточно дать фотографию новой машины с ярким лозунгом, необходимо дать две-три пояснительные статьи, т.е. требуется довольно много материала для привлечения новых покупателей.

– Ощущаете ли вы обострение конкуренции в нише автомобильных изданий в последнее время?

– Пока я не считаю, что конкурентная борьба достигла своего пика, но если на рынке появятся еще два-три новых журнала, то это может произойти. В принципе, многое зависит от скорости развития рекламного рынка, ведь мы главным фактором успеха считаем не большое количество проданных журналов, а большое количество собранной рекламы. Этим мы отличаемся, кстати, от наших западных коллег, тех же английских издателей, для которых проданный тираж является очень важным финансовым показателем.

– Существует ли сегментация внутри ниши изданий об автомобилях?

– Конечно, разделение существует. Например, есть издания, ориентированные

на «горячую», актуальную информацию – это еженедельный «Автомир» и выходящие два раза в месяц «Клаксон» и «Авторевю». Наш журнал принадлежит к другой категории изданий, для которых, конечно, важна информация, но главное заключается в описании ощущений человека, который испытывает на себе все достижения современного автомобилестроения.

Если говорить о популярности изданий, то на пике, находится, конечно, «За рулем», который издается с 1927 года и имеет давнюю традицию и ориентацию на более массовую читательскую аудиторию. К нему приближаются «Клаксон» и «Авторевю».

К тому, что принято считать глянцем, относятся «Автопилот», «Пятое колесо», «Автомобили», «Автопанорама» и недавно появившийся evo. Что касается тематических отличий, то их не так уж и много, поскольку новые модели машин появляются нечасто, и, разумеется, их описания появляются на страницах всех журналов. Такие издания, как «Пятое колесо», «Авторевю», сильнее углубляются в технические подробности и описания того, как устроены и как работают те или иные детали. Правда, в последнее время даже в этих изданиях стало меньше внимания уделяться сугубо техническим темам, ведь очень немногие читатели понимают, о чем идет речь. Ближайшими конкурентами Top Gear я считаю «Автопилот» и «Автомобили».

– Появится ли, на ваш взгляд, в мире автомобилестроения нечто принципиально новое, что поразит воображение потребителей?

– Полагаю, что нечто принципиально новое будет связано с использованием нового топлива, например, водородного. Но вряд ли это вопрос ближайшего времени…

Источник «Курьер печати» №3/2006

Другие материалы "Курьера печати" вы сможете прочитать, подписавшись на издание