– «За рулем» – большая холдинговая компания. Расскажите о структуре компании. Андрей Михайлов (А.М.): – «За рулем» – это группа компаний с несколькими видами деятельности, объединенных под единым управлением. Во-первых, это несколько издательств, выпускающих продукцию автомобильной тематики: книжное, журнальное и издательство «Полезные страницы», которое выпускает справочную литературу, в том числе и b2b-направленности. Во-вторых, это торговый дом «За рулем», который занимается распространением книжной и журнальной продукции. Еще одно предприятие занимается розничной торговлей запасными частями – это отдельное направление. Также есть предприятие, которое занимается производством автокомпонентов под торговой маркой «За рулем». В группу компаний входят автоклуб «За рулем» и юридическая фирма «Правозащита “За рулем”».
Что касается конкретно торгового дома «За рулем», который я возглавляю, то наша основная работа – это распространение всей книжно-журнальной продукции холдинга. Плюс к этому мы занимаемся распространением литературы автомобильной тематики других издательских домов. В структуре торгового дома есть несколько департаментов. Один занимается периодическими изданиями и их распространением по всей России; второй – распространением всей автомобильной технической литературы, которая существует на рынке. Мы осуществляем снабжение магазинов «За рулем» книжной и журнальной продукцией как в Москве (здесь у нас три торговых объекта), так и в регионах – там тоже три магазина, и будут открыты еще несколько.
– Не так давно в вашей компании произошли кадровые изменения. Каких подразделений они коснулись и каков их характер?
А.М.: – Кадровые изменения – это плановое мероприятие, которое готовилось уже несколько лет. Холдинг постоянно растет, появляются новые предприятия, укрупняются структуры, реализуются новые проекты и, соответственно, меняется структура управления. За это время мы подробно изучили структуру распространения наших изданий по стране, усилили кадровый состав, занимались вопросами внутренней инфраструктуры – логистикой, программным обеспечением. У нас появились новые отделы – мониторинга и тиражного анализа. Холдинг развивается эволюционным путем, мы не делаем резких движений и стараемся все серьезные шаги планировать заранее.
– Изменится ли теперь политика холдинга или какого-либо из его подразделений?
А.М.: – Резких изменений не будет. Политика ТД «За рулем» закладывалась изначально, когда формировалась система распространения. Главный принцип – приближение к стандартам цивилизованного рынка. Мы работаем во всех регионах России, во всех сетях, наша задача максимизировать продажи, делать хороший продукт и быть интересными всем распространителям. Кроме того, в последнее время у нас появились новые функции – мы эффективно управляем тиражами своего издательства, влияем на такие параметры, как возврат, представленность и точно умеем прогнозировать розничные цены. Соответственно, все эти функции мы будем развивать.
Евгений Теременко (Е.Т.): – Прежде всего, эти функции связаны с тем, что появляются рычаги влияния на продажи, и, естественно, мы, как любое другое издательство, должны это использовать. Тем более что сейчас возникает все больше альтернативных способов продаж. Пять-шесть лет назад это были только киоски. Позже появились супермаркеты. Еще более новая тема – продажи на заправочных станциях, этот сегмент совсем недавно сформировался и сейчас особенно активно развивается. В перспективе появятся еще какие-либо сети, где будет распространяться пресса. Мы будем планомерно развивать эти направления.
– Не так давно ТД «За рулем» вошел в состав АРПП. С чем было связано его вступление в ассоциацию?
А.М.: – На любом рынке рано или поздно возникают отраслевые организации, которые начинают регулировать отношения между участниками рынка. Они должны разработать правила игры на рынке. Это неизбежный этап в развитии любой отрасли. О том, что правила должны быть, говорится уже давно. На рынке есть разные объединения – как издательские, так и распространительские. Издательство «За рулем», входящее в состав нашего холдинга, является членом «Издательской инициативы». Наш торговый дом – распространительская компания. Мы приняли решение, что должны состоять в АРПП. В чем плюс этого решения? Те разногласия, которые есть между издателями и распространителями, должны быть разрешены путем взаимных договоренностей. Мы, являясь с одной стороны членом АРПП, а с другой – «Издательской инициативы», окажем максимально возможную помощь в сближении позиций участников рынка. Тем более что все основополагающие принципы у издателей и распространителей совпадают.
– В начале года принято спрашивать об итогах года ушедшего. Каким был для вас 2005 год?
А.М.:
– Несмотря на выход на российский рынок новых автомобильных изданий, наши тиражи продолжают расти, мы остались лидерами во всех сегментах, где представлены наши издания. Продолжают расти тиражи всех наших изданий: журналов «За рулем», «Мото», «Купи авто», газеты «За рулем – регион» и серии каталогов «За рулем». В этом году эта серия преобразована в новое периодическое ежемесячное издание. Каждый месяц выпускается новый каталог, объединяющий информацию по разным сегментам автомобильного рынка
– Последние два года ниша автомобильных изданий очень бурно растет. Появляется все больше новых проектов как с мировыми именами, так и малоизвестных. Как вы считаете, с чем это связано?
А.М.: – Развивается автомобильная отрасль, где много игроков, и у них хорошие рекламные бюджеты. В прошлом и позапрошлом году бурный рост показали продажи иномарок. Приходят новые игроки, производители как автомобилей, так и автокомпонентов, автохимии и т.д. Растет покупательский спрос на все – на автомобили, компоненты, сервис, услуги, а в итоге растет потребность в информации. Это неизбежно приводит к тому, что растет количество изданий, работающих с автомобильной отраслью.
– Можно ли назвать сегмент автомобильных изданий насыщенным?
А.М.: – Нет. Автоизданий много, по-прежнему налицо дефицит качественной прессы. Из журналов общего типа сейчас вряд ли может появиться что-то такое, что серьезно заинтересовало бы аудиторию. Будущее за профессиональным подходом. Сейчас требуются определенные акценты и тематики. Скорее всего, будущее за нишевыми изданиями.
– Ниша автомобильных изданий уже начинает разделяться на отдельные подсегменты. Какие основные виды автоизданий можно назвать? С чем связано это деление? Какая из мини-ниш имеет больше перспектив для развития?
А.М.: – Сегментацию рынка легче всего отследить на примере нашего ассортимента. Журнал «За рулем» – лидер сегмента массовых автомобильных изданий. Журнал «Мото» – первый среди мотоциклетных изданий. Динамично развивающийся сегмент, связанный с иномарками, закрывает журнал «Купи авто», который мы начали издавать пять лет назад, прогнозируя рост парка иномарок. В сегменте автомобильных газет присутствует наша газета «За рулем – регион». Есть и специализированные ниши, как например, тюнинг или аэрография.
Е.Т.: – Недавно к нам пришли люди, которые профессионально занимаются аэрографией, и принесли свой каталог. Мы взяли его в работу. Оказалось, что спрос на такую продукцию очень высок и продажи были очень успешными, несмотря на сопротивление некоторых структур распространения. Сегментов много и в каждом из них мы будем работать.
– На ваш взгляд, будущее изданий об автомобилях за российскими издателями или у иностранных тоже сеть шансы? Что ждет лицензионные проекты в России?
Е.Т.: – Рынок будет развиваться. Будут появляться как лицензионные, так и новые отечественные автомобильные издания. Лицензионные, безусловно, будут присутствовать, но основная роль все таки за местными изданиями. Специфика рынка дает о себе знать. Будет развиваться и наш ассортимент. В любом случае, мы с большим уважением относимся ко всем нашим конкурентам и внимательно следим за их развитием в России.
– Кто сейчас составляет основную аудиторию ваших изданий?
А.М.: – У нас широкая аудитория. Мы стараемся выпускать разные проекты, направленные на разные аудитории, удовлетворять все категории спроса, которые есть на рынке. Если говорить о журнале «За рулем», это универсальный журнал для широкой аудитории. Мы регулярно проводим исследования, которые показывают, что журнал читают самые разные слои населения. Аудитория «За рулем» практически отражает срез населения страны. За почти 80 лет у населения сформировалась стойкая привязанность к журналу.
– Чего нового ждать от ОАО «За рулем» в ближайшее время?
А.М.: – Подход нашего издательства следующий: если мы делаем продукт, то он должен быть успешным, тиражным, лидером в своем сегменте. На сегодняшний день у нас в периодике есть несколько основных продуктов. Особое внимание в наступившем году мы будем уделять проекту «За рулем – регион». В ближайшее время, я думаю, этот проект качественно вырастет и потеснит на рынке ближайших конкурентов
Источник «Курьер печати» №3/2006
«Курьер печати»:
1 января 2006 года в ОАО «За рулем» (управляющая компания холдинга) и ООО «Торговый дом “За рулем”» произведены следующие кадровые назначения. Заместителем директора ОАО «За рулем» назначена Антонина Диричева, занимавшая ранее должность директора ООО «Торговый дом “За рулем”». Директором ООО «Торговый дом “За рулем”» назначен Андрей Михайлов, занимавший ранее должность заместителя директора ООО «Торговый дом “За рулем”». Заместителями директора ООО «Торговый дом “За рулем”» назначены Евгений Теременко и Виталий Юсупов.
Другие материалы "Курьера печати" вы сможете прочитать, подписавшись на издание