Как стало известно „Ъ", на этой неделе несколько красноярских издателей печатных СМИ приняли решение о создании некоммерческого партнерства "Гильдия издателей Красноярского края", которое должно объединить представителей большинства выпускающихся в крае газет и журналов. "Задачи у партнерства достаточно широкие, касающиеся общих интересов всех участников рынка. Это и создание прозрачной системы реализации печатной продукции, и диалог с властями", - пояснил „Ъ" Дмитрий Лепухов. По его словам, идею создания гильдии поддержали уже несколько представителей СМИ, в том числе издательская группа "Первая полоса" и красноярская редакция "Комсомольской правды". В остальные красноярские СМИ был разослан проект устава гильдии с предложением присоединиться к его разработке.
По информации „Ъ", поводом к созданию объединения стало резкое повышение расценок на розничную продажу СМИ в Красноярске ОАО "Розпечать" (которое возглавляет жена мэра Канска Сергея Гурова Наталья). "С начала декабря 2005 года "Розпечать" потребовала платить по 5 рублей с каждого проданного экземпляра газет, вне зависимости от тиража и оптовой цены, устанавливаемой редакцией. В результате розничная стоимость некоторых газет выросла в 1,5-2 раза. Тогда издатели стерпели. А с февраля 2006 года "Розпечать" потребовала от всех изданий еще и платить за выкладку в своих киосках от 30 тыс. до 50 тыс. руб. в год. В ответ на это издатели решили бороться с "Розпечатью" сообща", - заявил представитель одной из красноярских газет. В самой "Розпечати" от комментариев отказались.
Дмитрий Лепухов не отрицает, что именно резкое повышение тарифов "Розпечатью" стало толчком для объединения. Однако, добавил он, проблемы с распространением выходят за рамки этого конфликта. "Например, есть серьезные проблемы в распространении по подписке - в "Почте России" развитию этого направления практически не уделяют внимания. Мы будем заниматься всеми этими проблемами", - заявил он. Для разрешения конфликтов с распространителями гильдия намерена использовать различные методы. "Например, мы можем убедить мэрию, что та же "Розпечать" - недобросовестный игрок, после чего компании будет сложно получать новые места для открытия новых киосков", - предположил Дмитрий Лепухов.
Гендиректор издательской группы "Первая полоса" (издает газеты "Телевизор" и "Кошелек") Александр Ильиных пояснил, что создание ассоциации было вызвано повышением цен не только "Розпечатью", но и другими распространителями. По его словам, "это привело к заметному сокращению продаж газет издательской группы". Как сообщил Дмитрий Лепухов, СМИ, ставшие инициаторами создания "Гильдии", приняли решение не соглашаться на условия "Розпечати". Однако, по словам Александра Ильиных, "Первая полоса" продолжит работать с этой компанией. "Нам некуда деваться, мы вынуждены работать со всеми крупными распространителями", - пожаловался он. В управлении Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю (УФАС) заинтересовались ситуацией на рынке розничных продаж СМИ. Как сообщил „Ъ" замруководителя УФАС Олег Харченко, "в предложении красноярским издателям, распространенном "Розпечатью", фигурирует некое ООО "Сиквел", которое и оказывает услуги по выкладке газет и журналов в киосках "Розпечати".
Это уже повод для того, чтобы завести дело по ст. 6 Закона "О конкуренции..." (согласованные действия хозяйствующих субъектов, ограничивающие конкуренцию). Вопрос лишь в том, будет ли кто-то из издателей обращаться к нам с заявлением по этому поводу либо мы будем заводить дело самостоятельно". Однако, по мнению представителя одного из красноярских изданий, даже если УФАС начнет наказывать распространителей, выгоды никто не получит. "Эти компании работают так же, как и 20 лет назад. Им надо полностью перестраивать, оптимизировать свой бизнес. Сейчас же на рост своих издержек распространители механически отвечают ростом тарифов, и ни антимонопольная служба, ни гильдия не научат их работать эффективно", - уверен он.
На розничном рынке реализации печатных СМИ в Красноярске работают три крупные сети: ОАО "Розпечать" (около 100 точек продаж на территории Красноярска), ООО "Издательская группа "НОТАБЕНА" (более 90 точек) и ООО "Литературное агентство „Лига"" (около 50 точек). Доля розничных продаж издающихся в Красноярске СМИ неоднородна: у некоторых изданий через розницу продается лишь 5-10% тиража, другие, напротив, распространяются только через розничные сети.
Источник: «Коммерсант» (Красноярск)