Социальные Сети Рунета: «круги» и «паутины»

Последний год в рунете ознаменовался появлением новой тенденции - началось бурное развитие социальных сетей, уже давно популярных на Западе. Социальная сеть - это структура, которая объединяет людей по определенному принципу – на основе их интересов, профессиональных качеств, родственных или деловых связей, etc.

В современном контексте социальные сети представляют собой интернет-ресурсы, которые позволяют находить нужных или интересных людей и общаться с ними. Как объясняет технический директор «Взгляд.Ру» Олег Бунин, фактически любое сообщество в интернете можно назвать социальной сетью: «Узлы сети – социальные объекты, связи – различные социальные взаимоотношения (например, френды в LiveJournal.com). В более узком смысле социальная сеть – это сервис, предоставляющий пользователю каким-то образом связывать себя с другими».

На Западе темпы роста аудитории социальных сетей очень значительны. По данным, опубликованным на сайте «USA Today», с ноября 2004 по ноябрь 2005 количество пользователей сети MySpace.com увеличилось с 4,9 млн. до 26,7 млн. человек. В сети Facebook.com, которая появилась в конце 2004 года, к ноябрю 2005 года количество пользователей достигло уже 11,1 млн. человек. Кончено, необходимо учитывать, что количество инетрнет-пользователей в США в несколько раз выше в сравнении с Россией, однако динамика роста впечатляет.

Сети для профи

До сих пор в России были популярны сайты, подобные LiveJournal.com и blogger.com, основным аспектом которых является ведение собственных он-лайн дневников. В конце 2005 года в России появилось сразу несколько аналогов западным ресурсам - Рамблер-планета и блоги на mail.ru. Однако вслед за развитием социальных сетей, основанных на хобби и интересах пользователей, в России появились более специализированные сети для профессионалов.

Первой в рунете появилась сеть MoiKrug.ru, которая позиционирует себя как социальная сеть для профессионалов. Она позволяет управлять большим количеством контактов и находить сотрудников, экспертов и поставщиков услуг по рекомендациям непосредственных знакомых. Запуск альфа-версии состоялся в середине ноября прошлого года, и к настоящему моменту количество пользователей сети составляет несколько десятков тысяч.

Вслед за MoiKrug.ru в январе этого года на рынке появился проект «Паутина Профессиональных Знакомств» (Webby.ru), разработчиком которого стала компания Headhunter, известная на рынке интернет-рекрутмента. По заявлению создателей, миссия проекта - трудоустройство специалистов, менеджеров среднего и высшего звена: тех, для кого работа является средством самореализации. В данный момент запущена альфа-версия сайта, а в ближайшее время, по заявлению представителей компании Headhunter произойдет интеграция сайтов hh.ru и Webby.ru.

Принципы работы у MoiKrug.ru и Webby.ru схожи – после заполнения своеобразного анкетного листа, в котором указываются личные данные, появляется возможность приглашать друзей, коллег и знакомых, расширяя свои «1-й круг» или «паутину знакомств». В итоге у пользователя появляются три «круга» (MoiKrug.ru) или «уровня паутины» (Webby.ru) – «друзья», «друзья друзей» и «друзья друзей друзей».

У каждого пользователя, таким образом, появляется собственная сеть знакомых, в которую он приглашает проверенных людей. Отличительная особенность заключается в том, что этот ресурс позволяет не просто найти нужного человека, но и показать, через кого с ним можно связаться. Примером действия сети может послужить старый принцип поиска нужных людей через знакомых: «нет ли у тебя на примете юриста (врача, программиста, дизайнера)?». В социальной сети достаточно посмотреть на список тех, кто составляет сеть твоего знакомого, и попросить его связать с нужным человеком. Также можно запустить поиск по ключевым словам и система покажет все подходящие варианты, а также укажет, через кого можно с ним связаться.

По мнению разработчиков этих ресурсов, с помощью сети можно сократить дистанцию между работником и работодателем, при этом обе стороны получают необходимые рекомендациями от своих коллег и знакомых. Еще одна услуга сетей – это актуальная личная информация, доступная в он-лайне.

Сергей Жилин, директор по развитию MoiKrug.ru, рассказал Media-Online: «На момент запуска первой версии, мы предоставляли только базовую функциональность, хотя уже и в ней была полная русификация, фотографии, и записная книжка – вещи, которые и по сей день отсутствуют у западных аналогов. Во второй версии нашего проекта мы добавили уникальные функции, которые отсутствуют в других социальных сетях – это, прежде всего возможность обмена прямыми сообщениями без посредников».

По мнению Антона Носика, создателя Lenta.ru и «Газета.ру», разработчики обоих сервисов явным образом вдохновлялись успехом американской социальной сети LinkedIn, в которой к февралю 2006 года зарегистрировалось свыше 4,5 млн. пользователей. «При этом MoiKrug.ru, насколько я понимаю, создавали люди, которым интересно было создать просто успешный массовый сервис, а Webby.ru - продукт компании по трудоустройству, т.е. для нее создание подобного ресурса настолько же профильное, как и проект e-xecutive.ru для их конкурентов из компании Ward Howell», - считает Антон Носик.

Максим Мошков, создатель сайта lib.ru («Библиотека Максима Мошкова»), связывает появление этих сетей с успехом проекта LiveJournal.com, однако добавляет, что, на его взгляд, «подобные сайты - красивое и изящное баловство». Олег Бунин придерживается другого мнения, считая, что появление таких ресурсов естественно. «Опыт показывает, что наибольшее количество денег владельцам интернет-ресурса приносит именно лояльное сообщество, которое сформировалось вокруг сайта. По мере развития интернета развиваются и технические средства для построения сообществ. Гостевые книги, потом форумы, потом блоги, следующий шаг – социальные сети», - рассказал он Media-Online.

Богат ли улов?

Стоит отметить, что в июле прошлого года медиа-магнат Руперт Мердок приобрел сеть MySpace.com за сумму, превышающую $600 млн. По сравнению с сетями рунета, MySpace.com представляет собой намного более глобальный ресурс не только по объему, но и по количеству и качеству услуг, поэтому эксперты расходятся во мнениях, насколько прибыльными могут стать российские проекты.

«Я пока не заметил в сети MoiKrug.ru ни одной попытки брать деньги с кого бы то ни было. LinkedIn, например, берет деньги за возможность контакта с людьми из его базы. Я полагаю, что рекламная модель в таких социальных сетях тоже могла бы работать очень хорошо. Но пока что с модульной рекламой не экспериментируют ни на LiveJournal.com, ни на Flickr, ни на Фотках.Ком, - объясняет Антон Носик. - Впрочем, в ICQ в первые пять лет существования сервиса тоже рекламы не было, а теперь ICQ трудно себе представить без рекламных модулей».

Олег Бунин же считает, что у владельцев социальной сети есть множество других способов заработать деньги: «Социальная сеть – это люди и ценнейшая информация об их взаимоотношениях. Предлагайте им свои услуги и зарабатывайте деньги. Знакомства, рекрутинг, поиск недвижимости, интернет-магазины, юридические услуги, консалтинг».

По его словам, у бизнеса, который использует социальные сети гораздо больше шансов быть прибыльным: «Например, есть сеть Webby.ru, которую запустило рекрутинговое агентство Headhunter. Если они объединят базы данных резюме и социальной сети, то механизм поиска людей, запрашивания рекомендаций, сам процесс найма сильно упростится».

В свою очередь, по мнению Сергея Жилина, фокус MoiKrug.ru гораздо шире, чем просто поиск работы: «Мы не зацикливаемся исключительно на поиске сотрудников, мы создаем решение для целого класса проблем, связанных с поиском экспертов по рекомендациям своих знакомых: журналист может искать экспертную оценку, компания может искать совета юриста или консультации у внешнего аудитора. При этом мы опираемся на механизмы репутации внутри социальной сети. Именно для этого мы добавили возможность посылки прямых сообщений непосредственно с сайта. При получении сообщения можно легко собрать информацию о репутации отправителя через своих знакомых. Мы уверены, что репутация – фундамент экономики будущего. Сервисные компании будут точно готовы платить за доступ к информации о репутации в рамках нашего проекта».

Перспективы развития

По мнению экспертов, в этом сегменте рынка уже наблюдается некоторое перенасыщение, так как функционально большинство сетей одинаковы, т.е. с точки зрения пользователя они все служат одной цели. И дальнейшее их развитие будет зависеть от качества сервиса и маркетинга.

«MoiKrug.ru представляется мне в этом смысле очень успешным проектом, он как-то очень лихо и быстро набрал столько пользователей, что лично в моем третьем круге уже сейчас числится больше 5100 человек, хотя я никого и никогда не приглашал, а только пассивно принимал приглашения», - рассказывает Антон Носик. Однако дальнейшее развитие ресурса, по его мнению, зависит от активности пользователей сервиса. Например, будут ли наниматели искать сотрудников в этой сети, а не в компании по подбору персонала.

Максим Мошков соглашается, что перспективы у подобных ресурсов есть, при условии непрерывной вовлеченности, постоянном присутствии пользователей на сайте с сетью. «Когда вокруг сети есть активно используемые сервисы, когда социальная сеть – просто кусочек интерфейса - тогда она будет расти и развиваться», - считает Максим Мошков.

Олег Бунин считает, что большого количества глобальных неспециализированных сервисов одновременно быть не может, и выживут только те, которые имеют большое количество пользователей. Однако он прогнозирует появление небольших узкоспециализированных социальных сетей, например, сети коллекционеров.

Эксперты сходятся в том, что у социальных сетей в рунете есть большой потенциал роста. «В экономике, которая все больше и больше становится экономикой услуг, экономикой человеческих взаимоотношений, сервисы, которые организуют, поддерживают эти самые отношения, будут востребованы все больше и больше», - говорит Олег Бунин. Однако Антон Носик предостерегает от опасности размывания аудитории сетей: «Если в сетях появится большое количество школьников, домохозяек или искателей эротических приключений, доведя численность пользователей до миллиона и более, то такая толпа неизбежно создаст помехи для желающих использовать сервис по прямому назначению. Я думаю, что 250 тыс. зарегистрированных пользователей - это некий потолок для русского сервиса такого класса, чтобы он мог оставаться полезным».

Источник: Медиа-онлайн