Программа должна способствовать интенсификации культурной жизни общества, сохранению и преумножению культурных ценностей, воспитанию национального самосознания. Через обогащение культурным и историческим наследием, доставшимся от наших предков, которое мы должны бережно передать своим потомкам, через понимание социальной роли и ценности каждого гражданина общество должно стать чище и свободнее. Воспитание национального самосознания - процесс объективно длительный и кропотливый. Несомненно ведущую роль в этом процессе играют массмедиа. Во многом от их нравственной позиции зависят результаты воспитания. Государство, если хочет иметь достойных граждан, не может и не должно стоять в стороне от этого процесса.
На достижение этих задач направлена Программа социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2006-2008 годы), недавно принятая правительством Российской Федерации. Подавляющая часть задач в политике, которая должна проводиться государством в этот период в сфере культуры и массовых коммуникаций, конечно же связана с культурой. Задача национального уровня - гарантированный доступ граждан к объектам культурного наследия, музейным ценностям, архивным документам, библиотечным фондам - является приоритетной.
Массовые коммуникации выглядят скромнее и выполняют скорее обеспечивающую задачу. Хотя можно ли назвать скромной задачу модернизации сети телерадиовещания Российской Федерации и перехода на цифровое вещание, обеспечения максимальной доступности для населения страны социально значимого пакета телерадиопрограмм.
Остается надеяться, что чиновники от культуры обеспечат выполнение этих задач, хотя созданная система (соединение в одном органе управления вопросов культуры и распространения массовой информации) не дает однозначного положительного ответа на этот вопрос.
На наш взгляд, было бы целесообразнее и полезнее для общего дела - и к этому склоняются многие специалисты и эксперты - все-таки разделить искусственно сшитые вместе культуру и средства массовой информации. Но, видимо, этому не бывать. Укрупнение структуры скорее всего будет продолжено. Как стало известно, к этому Франкенштейну собираются пришить еще и связь, точнее, надзор за связью. Лебедь, Рак и Щука - персонажи известные. Также известно и направление движения этой троицы.
Теперь более или менее понятно, кто будет выполнять и контролировать национальную программу по культуре, а также как это будет выполняться.
В связи с этим большинство экспертов не видят практического смысла в сохранении неравного брака культуры и СМИ, а также в грядущем объединении органов и чиновников, полагая, что объяснение и ответы необходимо искать в иной - не экономической - плоскости.
Дмитрий Орлов, генеральный директор Агентства политических и экономических коммуникаций, считает: "Административная реформа, заявленная весной 2004 года, буксует. Система головного политического министерства, исполняющего агентства и надзорной службы, которая должна была стать основой федеральной исполнительной власти, сегодня работает далеко не везде... Мы до сих пор наблюдаем ситуативные попытки по созданию новых, разделению и слиянию существующих ведомств. Последний пример - обсуждение в правительстве возможности слияния службы, надзирающей за культурой и массовой информацией, и службы, надзирающей за связью. При внешней логичности, учитывая, что электронные СМИ распространяются по сетям связи, реализация подобного предложения может привести к созданию неповоротливой многоголовой структуры с невнятной правовой базой. Культура, массовая информация и телекоммуникации - это три абсолютно разные отрасли экономики".
Аналогичной позиции придерживается и аналитик инвестиционной компании "Брокеркредитсервис" Ростислав Мусиенко. "Я скептически отношусь к идее объединения этих ведомств, - говорит он. - На мой взгляд, эти организации решают совершенно разные задачи, и абсурдность их объединения можно сравнить разве что с объединением автоинспекции с дорожными службами. Независимо от того, в чьем ведении будет находиться новая служба, оптимальным с точки зрения управления такое решение назвать нельзя. Я скорее склонен связать такое предложение с борьбой за сферы влияния, нежели с желанием как-то оптимизировать деятельность этих ведомств".
В Мининформсвязи России ситуацию комментировали достаточно сдержанно: "Нам пока неизвестно о подобных планах объединения. В любом случае такие решения находятся в компетенции правительства и Думы".
Источник: "Финансовые известия"