«МАП» на пути к новым достижениям

Андрей Шишлин, рассказывая о результатах прошедшего подписного периода

Наши ожидания нас не обманули», – говорит генеральный директор «Межрегионального агентства подписки» Андрей Шишлин, рассказывая о результатах прошедшего подписного периода. Это особенно приятно слышать на фоне жалоб некоторых издателей на снижение интереса читателей к подписке в целом.

– Андрей Александрович, довольны ли вы итогами подписной кампании?

– Да, подписная кампания на первое полугодие 2006 года прошла хорошо. По сравнению с прошедшим полугодием объем подписки увеличился на 29,73%, а по сравнению с аналогичным периодом 2005 года – на 56,39%. Мы превзошли собственные ожидания по тиражам и объему подписки, так что я очень доволен результатами. Несмотря на все нововведения, в том числе и новую систему тарификации, у нас объем подписки не уменьшился, а по ряду изданий, наоборот, увеличился. Говоря о рынке подписки в целом, я не могу утверждать, что объем подписки, растет, можно предположить, что часть подписчиков перетекает к нам, особенно это заметно на центральных изданиях. Основную причину этого процесса я вижу в оптимизации ценовой политики компании, а так же в улучшении качества доставки по целому ряду регионов, что стало возможным благодаря совместным усилиям «МАП», «Медиа-Экспресс» и «Почты России». Также на улучшение результатов подписки положительным образом сказывается система мотивации почтальонов, занятых в процедуре сбора подписки, разработанная и реализуем нашим агентством на протяжении всего периода существования «МАП». Система совершенствуется, и реакция носит все более эффективный характер сотрудничества. Почтовые работники заинтересованы в сборе подписки по нашему каталогу «Почта России», и, естественно, стремятся к привлечению подписчиков.

Положительным фактором, я уверен, стала и широкомасштабная рекламная кампания всего института подписки, проводимая Почтой, включающая в себя проведение Дней подписчика, размещение рекламных роликов на радио и ТВ и т.д. «МАП» со своей стороны также принимает активное участие в подобных мероприятиях, размещает рекламные материалы в отделениях почтовой связи. Совокупность всех этих мероприятий позволяет нам не только сохранять объемы подписки, но и увеличивать их. Сегодня «МАП» принадлежит 30% подписного рынка.

– В некоторых регионах изменение системы тарификации привело к удорожанию подписки на 20-30%. В этих регионах не было снижения объемов подписки?

– В основном, нет. В наших каталогах в обязательном порядке присутствуют региональные издания, и это позволяет сохранить устойчивый интерес подписчиков. Популярность местной прессы с каждым годом становится все больше и больше, так что наш каталог пользуется спросом у читателей. Конечно, у региональной прессы есть свои проблемы, связанные, в частности, с наличием дотаций от местных властей у одних изданий и их отсутствием у других. Многие региональные издания, особенно некрупные и небогатые, вынуждены были закрыть свои редакции, а мы – вернуть деньги подписчикам и аннулировать подписку. Это проблема для подобных редакций, но, в сущности, идет естественный отбор, укрупнение региональной прессы, и это естественный процесс формирования рынка. Хуже, если в итоге произойдет смещение интереса подписчиков в сторону одной-двух газет, которые поддерживает местная администрация, но я думаю, что это маловероятный вариант. В крупных, богатых регионах, как правило, много хорошей местной прессы, которая выходит во всех тематических нишах и удовлетворяет практически все интересы читателей. Например, в том же Краснодарском крае есть и детские, и деловые, и развлекательные, и политические, и оппозиционные, и местная власть ко всем относится лояльно. Да, есть и такие регионы, где вся местная пресса отвечает интересам администрации, и у подписчиков нет большого выбора. Конечно, это не очень хорошо, но у подписчиков все-таки есть альтернатива – они могут читать центральную прессу, представленную огромным количеством самых разных изданий.

– Сколько сейчас изданий присутствует в каталоге «Почты России»?

– На сегодняшний день в каталоге представлено 1 592 наименования центральных изданий и 2 832 наименования региональной прессы. В дальнейшем мы предполагаем немного расширить ассортимент изданий, но это расширение будет незначительным, поскольку каталог уже достаточно «толстый и тяжелый». Мы не хотим нарушать свою собственную концепцию и превращать каталог из легкого, мобильного в «лежачий».

За последние полгода перераспределение интереса подписчиков от одной тематической группы изданий к другой практически не происходило. В нашем каталоге присутствуют 5% детских и молодежных изданий, 56% деловых и специализированных, 39% развлекательных.

– Насколько оперативно доставляются подписчикам ежедневные центральные газеты?

– Нет, в этой области нам есть к чему стремиться и совершенствовать систему доставки. Однако проблема эта существовала давно, и в последние годы она только усугубилась из-за износа оборудования, устаревания технологий и т.д. Но, насколько я знаю, руководство «Почты России» сейчас много внимания уделяет решению этого вопроса, и, надеюсь, постепенно ситуация улучшится. Во всяком случае, уже сейчас разработаны инвестиционные проекты, которые позволят решить вопрос с несвоевременной доставкой.

– Как проходит работа по оптовым поставкам прессы для розничного распространения на УФПС?

– Мы активно развиваем это направление и участвуем в продвижении прессы, предназначенной для розничного распространения. «МАП» осуществляет оптовые поставки в 76 регионов и начинает приглядываться к возможности розничного распространения периодики. В дальнейшем мы планируем совместно с «Почтой России» развить такое направление, как розничная дистрибуция прессы.

– В ближайшие годы, на ваш взгляд, объем подписки будет расти?

– Мне, разумеется, хотелось бы, чтобы он рос. К счастью, это желание не только мое, аналогичные мысли высказывают руководители «Почты России» и представители власти. Эта тема постоянно звучит и в Государственной Думе, и в Совете Федераций. Последнее время власти стали обращать больше внимания на проблемы института подписки, уже обсуждаются варианты государственной поддержки системы распространения прессы по подписке. Думаю, что при совершении определенных действий всеми заинтересованными сторонами рост подписки будет неизбежен.

– Будущее в России – за подпиской или за розницей?

– В Европе, как известно, большая часть тиражей распространяется именно по подписке. Думаю, что рано или поздно, и мы придем к тому, что подписные тиражи будут превышать розничные. Сейчас в принципе востребованы и те, и другие услуги, все зависит от региона, характера населенного пункта, вида издания. Однозначного решения – подписка или розница, быть в принципе не может. Должны существовать оба вида дистрибуции. От европейских стран и Америки нас отличает то обстоятельство, что при наличии огромной территории существует плохо развитая технология скоростной доставки. Как только это будет устранено и скорость доставки станет соответствовать мировым стандартам, подписка станет более востребованной, чем розница. Причем, как мне представляется, произойдет не перетекание клиентов из категории покупателей прессы в категорию подписчиков, а рост спроса и, как следствие, увеличение объемов подписки при сохранении прежнего уровня розничных продаж

Справка «Курьера печати»:

Итоги первого полугодия 2006 года на рынке подписки России по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, по данным «Почты России», таковы:

– рост оборота – на 4,6%;

– снижение доходов Почты – на 0,3%,

– снижение тиражей – на 2,8%.

Источник: «Курьер печати» №4/2006