В числе собственников газет не отметились разве что владельцы киосков на рынках

Газетные проекты всегда представлялись инвесторам малозатратными и простыми в управлении. По этой причине в печатные СМИ вкладывали средства все желающие - бизнесмены, чиновники, бандиты и просто наемные работники крупных корпораций.

Фраза "В начале было слово" повергала инвесторов в смущение с начала 90-х годов. Первые деньги в печатные СМИ начали вкладывать представители торгового капитала. В Самаре это были компании, занимавшиеся посреднической деятельностью, биржевыми операциями. Первым заметным инвестором в городе стал Владислав Маршанский (компания "Вимпекс-Релакс"). Маршанский, ходивший в кожаном плаще и владевший сетью ларьков, продававших аудиокассеты, был первым бизнесменом, познакомившимся с тем, какие преимущества дает медиабизнес. Созданная на его деньги Александром Князевым газета "Все и все" очень быстро достигла стотысячных и более тиражей и стала причиной скандалов с властями. Сам Маршанский на волне успеха начал участвовать в приватизации и скупке акций акционерных обществ. Позднее менеджеры и журналисты покинули "Все и все", и газета быстро стагнировала. Развивать ее Маршанский не смог. Вслед за ним в газеты начали инвестировать другие персоны, преследовавшие совсем иные цели.

Показательно, что следующим игроком, подобравшим команду Маршанского, оказался Виктор Тархов, на тот момент руководивший Новокуйбышевским НПЗ. Запущенные при его содействии "Будни" так и не стали рентабельными и были впоследствии перепроданы "Волгопромгазу". Помимо Маршанского, участие в медиапроектах пытались принимать и другие бизнесмены первой волны. О своем праве на часть "Будней" неоднократно говорил Владимир Захарченко, а Олег Борисов в 1996 году запустил газету "Числа". На "Числа" было потрачено несколько сот тысяч долларов. В числе тех, кто был причастен к ее созданию, значился не только Борисов, но и ныне покойный предприниматель Евгений Кондратенко.

Поводом для запуска стали политические амбиции Борисова. Но история окончилась неудачей: редактор исчез, оставив неоплаченные счета в "Золотом теленке" и документы, свидетельствовавшие о том, что в газете когда-то были ноутбуки, настольные компьютеры и пейджеры.

"Числа" влачили жалкое существование и в конце-концов были перепроданы с теми же политическими целями Юрию Присекину - кандидату на пост мэра Самары. В Тольятти с газетами все было гораздо интереснее. Здесь газеты в большинстве своем воспринимались просто как средства политической борьбы, а также как неизбежные атрибуты богатой жизни наравне с длинноногими блондинками и "Мерседесами". В городе уже на уровне 1994-1995 года кипели избирательные войны и тратились средства на СМИ. Примеры инвестиций в газеты как в бизнес были, но они, скорее, являлись исключением. Таким, как, например, газета "Презент" - непрофильный проект холдинга "Илан", заработавшего свои средства на торговле машинами и поставках запчастей. В Самаре профессиональных инвесторов в СМИ было больше, и это в определенной степени объяснялось статусом региональной столицы. Но больше только условно. Тех, кто заработал средства на СМИ, были единицы. В Самаре это был Сергей Федоров. На бесплатных газетах зарабатывало гораздо больше людей - Юрий Возьмилов ("В каждый дом"), Александр Барышев ("Ваш выбор") и т.д.

На определенном этапе (1996-1998 годы) в регионе начали появляться инвесторы из числа финансово-промышленных групп. В Самаре примером такого рода стала деятельность холдинга "Волгопромгаз", скупавшего не только СМИ, но и сети по распространению изданий. В 1999 году холдинг реформировал свою систему управления СМИ и отказался от дотирования, оставив на плаву только окупаемые бизнес-единицы. Единственным игроком на рынке, который также выстроил свою собственную медиасистему, стал АвтоВАЗ, сделавший большую ставку на электронные СМИ.

В 1999-2002 годах ситуация на рынке начала оздоравливаться, что было связано с ростом потребительской активности и общим подъемом бизнеса. На этом этапе появились новые инвесторы, в том числе профильные, вышедшие из рекламного бизнеса. В Самаре и Тольятти сформировало свою медиагруппу агентство "Абсолют", запустил ряд проектов ИД "Босс-пресс".

Ситуация снова сломалась в 2003-2005 годах. Объем дотирования на рынке заметно вырос. В Тольятти сразу несколько крупных корпораций запустили дотируемые издания - "Вольный город" ("Тольяттиазот"), "Газета Тольятти" ("Тольяттикаучук") и т.д. В Самаре на публику вышла новая элита, что тут же привело к попыткам создания новых газет и журналов ("Время", "Струковский сад" и т.д.). Кроме того, на ситуацию стали оказывать все большее воздействие власти. Константин Титов, практически отошедший от массированной поддержки СМИ в 2004-2005 годах, дал старт процессу поддержки районных и городских СМИ. И, наконец, в некоторых секторах давление на рынок усилили московские компании, готовые инвестировать огромные (по региональным масштабам) средства в поддержание своих изданий. Все эти события повлияли на рынок печатных СМИ, но пока еще не изменили его кардинально.

Источник: «Самарское обозрение» (Самара)