Андрей Иванович Мирошниченко, Возглавил "Союзпечать" в Волгограде в ноябре прошлого года, 40 лет, Женат.
Когда-то, хотя и не так уж давно, слово "киоск" ассоциировалось единственно с "Союзпечатью". Ну, еще бы! Пиво изредка продавалось в гастрономах, шоколадки периодически обитали разве что в Москве, а о "Баунти" и "Тик-так" вообще никто слухом не слыхивал. А вот "Союзпечать"... О, этот газетный киоск! Очереди по утрам из серьезных взрослых, жаждущих газетных новостей, любопытные дети по дороге в школу и из школы, экономящие карманные деньги на пакетик марок, яркий значок, брелок или многоцветную шариковую ручку.
Сегодня многое изменилось. И не сказать, что всегда в лучшую сторону. Но это праздная философия. "Союзпечать" осталась. Конечно, и здесь многое по-другому. Но по-прежнему по утрам взрослые спрашивают в киосках газеты, а дети тянут мам за рукав и клянчат, показывая на яркие безделушки за " стеклом: "Купи! .. "
Чтобы не просто заглянуть за витринное стекло газетного киоска, а в целом оглядеть "кухню" предприятия, обладателя старейшего брэнда, мы познакомились с генеральным директором государственного унитарного предприятия "Союзпечать" в Волгоградской области Андреем Ивановичем Мирошниченко.
- Андрей Иванович, в новую должность вы вступали недавно, поэтому позвольте вместе с вами совершить небольшой экскурс в ваше прошлое.
- Вообще-то в "Союзпечати" я работаю с 2002 года. А экскурс... С детства живу в Волгограде. Школу окончил с золотой медалью. Имею 4 образования. До "Союзпечати" работал в Управлении Федерального казначейства Волгоградской области.
- Чувствуется, любите учиться... Как насчет пятого?
- Пока хватит. Я окончил наш политехнический, затем Московский финансово-экономический колледж, Академию госслужбы и, наконец, Волгоградский госуниверситет. Кандидатскую, может, сяду писать. Если дела позволят.
- Тогда давайте перейдем сразу к делам.
- На сегодняшний день уставной капитал предприятия увеличился в 30 раз - с 200 тысяч до 6 миллионов, основные фонды увеличились на 45 процентов, активы приросли до 18 с половиной миллионов.
- То есть все в ажуре? Наш средний читатель, неискушенный а менеджмент", воспримет эту информацию именно так. А между тем? Ведь "Союзпечать" - большое и достаточно сложное предприятие, но обычный потребитель имеет дело лишь с газетным киоском. Вот с них-то, пожалуй, и начнем.
- Наши киоски - наша главная проблема. Точнее, трудности с их размещением. Сейчас в Волгограде и в области функционируют 240 киосков. Кстати, я лично объезжал их практически все, беседовал с киоскерами. Поверьте, этого количества киосков крайне мало. Не устаю приводить пример: в Воронеже с населением тысяч на двести меньше, чем в Волгограде, успешно работают 430 газетных киосков! В Волгограде 134 киоска принадлежат "Союзпечати" и еще 120- 125 снабжают жителей прессой других предприятий: "Все для Вас", "МК в Волгограде", "Агентство-Пресс-Сервис" и другие. И мы, и эти другие фирмы готовы поставить в одном только Волгограде еще сотню киосков сообща, да не так-то это просто. За последние годы "Союзпечати" удалось получить в городе всего два новых места под установку киосков. И при этом за то же время 2 места отдали. И сейчас вот у меня на столе предписания лежат: три киоска требуется убирать. Один киоск убрать - двух людей работы лишить. Проблема. Отстаиваем, конечно... Сами судите: 47 лет стоял наш киоск на Аллее Героев - теперь мешает! На Привокзальной площади 20 лет стоял киоск - требуют убирать! Сохранить бы ныне существующую сеть киосков - уже большая была бы для нас победа.
- Кто же это так злодействует?
- Это вы можете позволить себе так выражаться... Существуют, согласно постановлению горадминистрации, так называемые "красные линии", за чертой которых объекты мелкооптовой торговли не могут находиться, дабы не нарушать эстетического облика города. Нельзя сказать, что для подобного запрета нет никаких оснований, однако и перебор налицо. К тому же киоск с газетами - это не киоск, например, с пивом. Я несколько раз бывал за рубежом и лично убеждался, что в крупных европейских городах два вида киосков - с прессой и с цветами явно получили "зеленую улицу" в вопросе месторасположения.
Что до эстетики, то, конечно, в наследство от советских времен "Союзпечати" нам достались старенькие, зачастую, скажем прямо, похожие на курятники киоски. Заменяем их на новые, современные. Процесс этот не столь интенсивно протекает, как хотелось, но сложа руки мы не сидим. Знаете, в области у меня часто повторяется диалог с местными представителями власти:
- Когда замените киоск? Смотрите, уберем!
- Заменим, - говорю, - обязательно!
- Когда?
- Вы дороги ремонтируете?
- По мере возможности. Денег не хватает.
- Вот и мы киоски по мере возможности заменяем. Железный аргумент! Как правило, срабатывает всегда. Так вот, киоски мы постепенно заменяем. Делаем, кстати, их своими силами, для чего приобрели соответствующую лицензию и создали производственный цех. Покупать на стороне - в трубу вылетим. Нам, чтобы обновить все киоски только в Волгограде, требуется 12 миллионов рублей. Однако 60 процентов городских уже заменили.
-Дорого вам красота и удобство обходятся!
- Да уж поверьте. И не стоит забывать о специфике нашего ассортимента. Доход от продажи 20 газет сопоставим с продажей 2-3 бутылок пива. Как вы думаете, что легче продать?
- Но, помимо газетно-журнальной продукции, ваши киоски ломятся от всякой всячины...
- Всякая всячина занимает не более 15 процентов от всего ассортимента. В наших киосках представлено до 1200 наименований печатной продукции! И этот товар не из разряда высокорентабельных. Без мишурной мелочевки нам не обойтись, к тому же она востребована. Над выбором этого рода товара у нас работают специалисты.
- Аренда земли, на которой стоит киоск, высокая?
- Для нас достаточно. А уж аренда производственных помещений! С этого года в Волгограде ее повышают в 2,2 раза, что для нас просто убийственно. Собираемся обращаться к властям с просьбой о послаблениях. Содержание сети киосков и помещений и так обходилось нам в более чем 800 тысяч рублей в год. А между прочим, один только киоск приносит в бюджеты различных уровней 28 тысяч в год. Это с 6 квадратных метров!
- Д как себя чувствуют ваши конкуренты?
- Аналогично. Кстати, мы совместно с другими сетями, реализующими печатную продукцию, отстаиваем наши интересы. С конкурентами мы не воюем, а стараемся конструктивно работать. И, как правило, это имеет обоюдовыгодный эффект. Прямо скажу, мы благодарны руководству компаний "Все для Вас" и "АгентствоПресс-Сервис" за их конструктивизм. И вместе с тем у "Союзпечати" совершенно отличная от других сетевиков ценовая политика. Финансово-хозяйственная деятельность нашего предприятия абсолютно прозрачна и ведется строго в соответствии с законодательством. Цены на продукцию всегда строятся вокруг точки безубыточности. От ее уровня зависит торговая наценка. Наше принципиальное отличие "от других" в том, что "Союзпечать" берется и за реализацию такой печатной продукции, от которой отказывается любой частник. Существует 2 десятка газет, например, которые по ряду причин наши киоскеры вообще раздают совершенно бесплатно.
- И не пытаются их втихомолку продать? На свой карман?
- Я понимаю, что вы хотели спросить. Да, зарплата киоскеров маленькая. В самом "плохом" киоске, неудачно расположенном, киоскер зарабатывает около полутора тысяч, Увы и... ах! Вместе с тем у нас работают профессионалы, способные зарабатывать во много раз больше. Но, естественно, все это деньги небольшие. Соблазн торговать "левым" товаром допускаю, однако убежден в том, что сегодня честно работать выгоднее, чем воровать. И верю, что такого же мнения придерживается большинство. А вообще работа киоскера тяжелая. Текучесть кадров - наша очередная головная боль. Стараемся всячески поощрять лучших, В прошлом году 20 киоскеров отправили отдыхать на море. Детские путевки приобретаем. Ценные подарки дарим. Премии.
- Каково в нынешние холода пришлось киоскерам?
- Ясно, что непросто. Рабочий день, конечно, сократили.
- Мужчины-киоскеры есть у вас?
- Двое.
- В советские времена киоски были значками и сувенирами с волгоградской символикой. Знаете, когда отмечали 60-летие Победы, было обидно, что подобающие сувениры продавали разве что частники-индивидуалы у музея-панорамы "Сталинградская битва".
- Да, согласен, упущение. В настоящее время мы ведем переговоры с поставщиками именно с таким прицелом, на местную символику. К сожалению, изготовители сувениров предлагают подобный товар только на заказ, а это слишком дорого. С радостью бы работали с поставщиками, способными предоставлять товар, пропагандирующий, так сказать, достоинства родного края.
- У "Союзпечати" очень солидная база на втором километре. Если б не ваша реклама на заборе, опутанном по периметру спиралью Бруно, можно подумать, что за ним спецучреждение...
- У нас действительно солидная база. А как иначе? Почти два десятка автомобилей, 16 из которых занимаются исключительно развозкой товара. "Газель" за год 350 тысяч километров пробегает - это уже капремонт. Автопарк стараемся обновлять постоянно. Создали сейчас и собственную службу инкассации. Делаем все, чтобы минимизировать затраты.
А что касается колючей проволоки на заборе... Работал у нас раньше начальник один по хозчасти, а в прошлом - работник системы УИН, так "колючка" - это его "творчество".
- Какие планы у "Союзпечати" на будущее?
- Обновлять далее киоски. Развивать альтернативную подписку. Это когда в киоске покупается абонентская карта на любое издание хоть на месяц, хоть на два, хоть на полгода. В любое удобное для потребителя время он может забрать это издание в киоске. Такая услуга выгодна человеку, потому что дешевле почтовой подписки. А в перспективе мы рассматриваем и возможность адресной доставки.
Далее будем развивать сеть наших так называемых социальных магазинов. Работает такой в Волжском, планируем открытие в Новоаннинском и Михайловке. На все издания там снижены цены. Нам интересен этот проект тем, что дает возможность продать морально устаревшую продукцию и вернуть потраченные средства. А человеку зачастую безразлично, какой журнал покупать - мартовский или апрельский.
Есть у меня и другие планы, достаточно грандиозные. Но пока о них умолчу.
- Сглазить боитесь?- Ну, пусть будет так. Но своего я добьюсь, и это существенно изменит представление людей о возможностях "Союзпечати". Но, поскольку я сторонник эволюции, а ни в коем случае не революций, все будет в свое время, поэтапно. Та компания успешна, которая легко приспосабливается к внешней среде, - это закон менеджмента. Но в России эта среда пока слишком непредсказуема. Планировать хотя бы на несколько лет вперед у нас, к сожалению, практически невозможно.
- "Союзпечать" - структура государственная. Нет ли соблазна почувствовать себя частником?
- Нет. В серьезных вопросах поддержка государства неоценима. "Союзпечать" чувствует ощутимую помощь областной администрации, комитета по печати и информации и комитета по управлению госимуществом. Я лично благодарен первому заместителю губернатора Юрию Ивановичу Сизову, председателям названных комитетов Виктору Селивановичу Камышанову и Владимиру Александровичу Тецкому.
- Как предпочитаете проводить свободное от работы время?
- Провожу это время с сыном. Очень люблю читать. Не прочь летом посидеть с удочкой. Жаль, что времени на все это очень мало.
- 0 офисе "Союзпечати" замечательные аквариумы. Ваша инициатива?
- И рыбы мои. Сам кормлю, аквариумы чищу и воду меняю.
- Газеты-журналы сами-то читаете?
- Стараюсь хотя бы просматривать.
Источник: «Волгоградская правда» (Волгоград), N24