В начале февраля группа издателей газет, журналов и книг из Европы вновь обвинила владельцев различных интернет-поисковиков и каталогов, предоставляющих специализированные сервисы по поиску новостей, в том, что те удовлетворяют запросы читателей, собирая на сайтах газет, журналов и новостных агентств материал, выдавая затем пользователям по заданным запросам не только заголовки, но и краткое содержание материалов и фотографии. "Google, Yahoo и другие поисковые сайты не являются новыми благодетелями общества, предоставляющими информацию, они, несомненно, коммерческие и очень прибыльные организации, а вовсе не Робин Гуды", - считает президент Международной ассоциации газет Гевин О'Рейли. Издатели, грозящие подать в суд на поисковики, требуют от них денежной компенсации, однако пока не могут определить ее размеры.
Вечные обвинения
Осенью 2005 года Ассоциация американских издателей и Гильдия авторов США подали иски на Google с обвинением в нарушении авторских прав писателей, чьи книги были размещены в сети без их ведома (см. "Эксперт Казахстан" №25 за 2005 год). До того, в марте прошлого года, французское информационное Агентство France Presse (AFP) также подало иск на компанию, в котором обвиняло Google в несанкционированном использовании материалов агентства, в частности, фотографий на новостном поисковом ресурсе Google News. AFP потребовало от интернет-компании компенсацию в размере 17,5 млн долларов. Одновременно французское агентство добивалось судебного запрета на размещение своих материалов. Google удалила фотографии и заголовки статей AFP со своего новостного сервиса. В то же время в компании отметили, что большинство онлайновых новостных ресурсов предпочитает сотрудничать с Google News, поскольку индексация материалов теоретически увеличивает посещаемость их сайтов. "Это не что иное, как газетный киоск с возможностью поиска, и он предоставляет замечательные возможности, - считает директор учебных программ школы журналистики при Северо-Западном университете и бывший редактор Time.com Янис Кастро. - Но мы привыкли говорить: "Это хорошая газета; это слабый материал". Поиск же выдает все в одном цвете и одного размера, никак не сортируя материалы по качеству... Лучшие из них соседствуют с теми, которым до лучших очень далеко".
Почему так часто звучат претензии именно в адрес Google? Технология, которая используется компанией, создана таким образом, что она сама, без человеческой помощи, ищет и выводит новости. "Google News представляет собой необычную службу новостей, которая работает без вмешательства человека, исключительно на основе компьютерных алгоритмов", - говорят представители компании. Yahoo News, которую также обвиняют в нарушении авторских прав, тоже ищет новости, но образует для этого партнерство с поставщиками материалов, которые наполняют ее службу.
Если еще пару лет назад традиционные СМИ были настроены более-менее лояльно по отношению к своим цифровым конкурентам, то сейчас они пытаются давить на них, чувствуя возрастающую с каждым днем конкуренцию. Это, пожалуй, похоже на предсмертную агонию. По мнению некоторых аналитиков, бумажные средства массовой информации, в частности газеты, которые более всего страдают от интернета, так как являются наименее визуально насыщенной и наименее ориентированной на молодую аудиторию информационной средой, доживают свои последние годы.
Эксперты медиа рынка давно советовали издателям обратить свои взоры на сеть Вот и приходится им всеми возможными способами отдалять время выхода своего финального выпуска, а обвинения в нарушении авторских прав - это лишь один из таких способов. Уже сейчас СМИ "старой формации" теряют доходы как от рекламы, которая перетекает в сеть, так и от продаж. По данным Advertising Bureau (IAB) и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, объем рынка интернет-рекламы в 2005 году составил 12 млрд долларов, тогда как в 2004 году эта цифра была равна 9,6 млрд. Только за III квартал прошлого года доходы от рекламы в сети составили 3,1 млрд долларов, увеличившись на 33,9% по сравнению с аналогичным показателем 2004 года. Расходы на онлайн-рекламу постоянно растут и в Европе, в частности во Франции, Германии, Италии, Испании и Великобритании. По данным аналитиков компании eMarketer, в 2005 году его объем достиг 2 млрд евро, что на 38,8% больше, чем в 2004 году. eMarketer прогнозирует, что в нынешнем году прирост рекламных бюджетов, выделяемых на онлайн, в этих странах составит немногим более 200 млн евро. Стоит отметить, что в 2003 году объем рынка интернет-рекламы не превышал 1,1 млрд евро.
В аналитическом отчете компании Goldman Sachs говорится, что 2005 год стал худшим годом для газетного бизнеса со времен рецессии 2001-2002 годов. Аналитики Goldman Sachs прогнозируют, что и в нынешнем году каких-либо существенных изменений к лучшему не ожидается. Рекламные обороты в национальном и торговом секторах практически не продемонстрировали роста, лишь сектор текстовых коммерческих объявлений (classified), как печатных, так и онлайновых, продемонстрировал прирост в 4-5%.
Goldman Sachs снизила прогноз роста рекламы в бумажных СМИ на 2006 год с 4 до 3,5%. При этом отмечается, что рост в национальном секторе останется рекордно низким (1%), в торговом секторе будет на уровне 2,5%, и только текстовые объявления продемонстрируют рост на 3,6%. Обороты онлайновых версий средств массовой информации вырастут, по прогнозу аналитиков, на 25%, правда, от онлайновой рекламы газетный бизнес получает всего 5% своих доходов.
Считается, что к концу 2006 года падение тиражей станет очень заметным. Эксперты полагают, что газетный бизнес достиг некоей "критической точки", после которой начнется резкое укрепление позиций онлайновых медиа.
Из скептика в фанатика
В принципе, о том, что бумажные СМИ с распространением интернета потеряют свою актуальность, говорили уже давно. Многие эксперты медиарынка настойчиво советовали издателям обратить свои взоры на сеть, те обращали, но как-то вяло. Например, в начале прошлого года Руперт Мердок, медиамагнат, возглавляющий корпорацию News Corp. и всегда скептически относившийся к интернету, на ежегодной конференции Ассоциации главных редакторов газет США (ASNE) призвал издателей обратить пристальное внимание на интернет-бизнес, так как "новое поколение" потребителей уходит в этот сектор, уделяя все меньшее внимание традиционным бумажным газетам. Он заявил, что менеджеры газетного бизнеса "сидели и смотрели", в то время как ситуация на рынке серьезно менялась, и, если газетный бизнес не среагирует на ситуацию и не будет активнее использовать интернет-технологии для доставки своей продукции и размещения рекламы, он может "остаться позади".
Сам же Мердок незадолго до этого объявил о сокращении сектора бумажной прессы News Corporation, при этом расширив интернет-сервисы. Весной 2005 года в News Corp. создан интернет-департамент, на базе которого работают системы медиасайтов. Летом корпорация приобрела интернет-холдинг Intermix Media, ей помимо прочего принадлежит сайт Myspace.com - пятый по посещаемости ресурс среди интернет-пользователей США, занимающийся поддержкой среды для построения интернет-сообществ на базе блогов и других информационных сервисов. Планировалось, что после вхождения выкупленных сайтов в корпорацию, их главной функцией станет привлечение внимания аудитории к продукции телеканалов Fox TV.
Обратили свой взор на интернет-ресурсы и российские медиакорпорации. В ноябре 2005 года издательский дом "Секрет фирмы" приобрел одно из наиболее посещаемых в Рунете интернет-изданий - "Газета.Ру". По словам главного редактора ИД "Секрет фирмы" Александра Локтева, "будущее за структурами, имеющими интегрированное представительство в сети и в оффлайне". Он полагает, что бумажные СМИ необходимо издавать до тех пор, пока они читаемы и привлекают рекламодателей, при этом усиливая позиции в интернете, "аккуратно балансируя между оффлайном и сетью, постепенно смещая акцент в пользу последней".
Источник: «Эксперт Казахстан», N 6