Чтобы избежать излишней конкуренции, главный герой сегодняшней рубрики генеральный директор ООО «Экспотрейд» Юрий Алексеевич Тимошенков выбрал направление, которое не очень хорошо представлено в России — работа с покупателями, находящимися за пределами РФ. Прежде всего, это страны СНГ и Балтии, где живет много русскоязычного населения, привыкшего читать на русском языке и учить языку своих детей.
«Везде, куда мы поставляем прессу, люди не богаче, чем в России, соответственно, ждать, что человек будет покупать издание по цене, заведомо выше, чем здесь, не приходится. Мало того: есть ряд республик, где уровень жизни существенно ниже, а есть страны, где на уровне государственной политики ставятся препоны для ввоза российских изданий. Кроме того, работа с покупателями за пределами государства сопряжена с таможенным оформлением грузов, логистикой, транспортными услугами, которые отличаются от тех, что есть в России. Ведь таможенная составляющая — процедура не очень приятная: она отнимает время, людские и денежные ресурсы. Если на все это посмотреть, то у издателя руки быстро опустятся. Но, тем не менее, за рынок надо бороться и нельзя скидывать со счетов людей, которые хотят подписаться или получить издание в розницу за границей. Мы позиционируем себя как структура, которая занимается аккумулированием экспедирования, подготовкой документов, доставкой до перевозчика, заключением договоров с перевозчиком и доставкой до получателя. На сегодняшний день у нас есть договора с Украиной, Азербайджаном, Грузией, Казахстаном, Израилем, Литвой, Грецией.
Мы работаем под конкретный заказ. Ведь возврат — в данном случае очень затратная часть, поскольку структура транспорта и таможенного оформления РФ не предполагает рассмотрения наших проблем: если продукция возвращается, за нее надо будет платить пошлины. Поэтому редакции, как правило, не требуют возврата своих изданий, а принимают обложки или логотипы, чтобы быть уверенным, что журналы не проданы. Их можно пересылать обычной почтой — это дешевле.
В работе с прессой на экспорт есть один важный момент — возможность возмещения НДС. При вывозе изданий за пределы РФ добавленная стоимость не образуется, но налог при этом все равно платится. Таким образом, когда мы подтверждаем, что издание было вывезено, то получаем право на возмещение НДС из бюджета. Но чтобы вернуть эти деньги, нужно выполнить все требования налоговой инспекции, и даже те, что не прописаны в Налоговом кодексе. Так, часть работы по оформлению документации в вышестоящие инстанции мы берем на себя. Документов, обучающих нас, никто не предоставляет, а проверка документов занимает немалое время — месяц их нужно собирать, потом налоговая инспекция имеет право проверять документы три месяца, и при положительном заключении ждать решения еще две недели. По сути, реальные деньги можно получить только через полгода.
В среднем при транспортировке за пределы РФ издание удорожается на 15%. Если мы перевозим груз авиакомпанией, они дают скидки в зависимости от объема, а вот железная дорога, как монополист, скидок не дает. Причем существует минимальная таможенная пошлина — 500 рублей, которую придется платить при любом объеме. Если груз не превышает 100 евро, то можно обойтись без таможенной декларации.
Обычно с издателем заключается постоянный контракт на поставку, при этом стоимость наших услуг будет не более 10 процентов от цены издания. Впрочем, издатель сам может пойти на любую таможню и во все это окунуться. Таможенник отправит издателя к таможенному брокеру, который назовет сумму за доставку, даст список документов…и все. Конечно, это будет дешевле, чем пользоваться услугами декларанта — специалиста по таможенному оформлению.
За границу выгоднее отправлять большую партию. Но мы не можем ждать, когда она наберется — пресса не может лежать неизвестно сколько. В основном, в ближнем зарубежье заказывают то, что можно продавать несколько дней — «КП Толстушку», пятничный выпуск «МК», еженедельники, журналы. Спросом пользуются индепендентовский пакет, бурдовский пакет, Спид-Инфо, Калейдоскоп, Здоровый образ жизни, 7 дней, питерский «Криминальный курьер» — издания, которые хорошо продаются. При этом большая роль отводится киоскеру: если, скажем, киоскер не формально относится к работе, он продаст больше чем тот, кто просто отсиживает время. Бывают читатели, которые пришли купить не конкретную газету, а ждут совета от киоскера. Вот тут«он может себя проявить.
Источник: «Я—киоскер»