Информацию о продаже аффилированными с ВИ структурами пакета акций "Роспечати" Ъ подтвердили в "Базовом элементе". "'Базовый элемент' всегда являлся мажоритарным акционером 'Роспечати', а с начала 2006 года мы увеличили свою долю до полного контроля. Сверх нашего пакета нет ни одного акционера, имеющего более 1%",– заявили в его пресс-службе. ОАО "Агентство 'Роспечать'" владеет около 4 тыс. точек розничной торговли прессой в 15 регионах России. Розничный оборот компании в 2005 году эксперты оценивают в $120 млн. По оценкам экспертов, она занимает 60-70% рынка подписки.
ВИ объявила о приобретении у "Базового элемента" "крупного пакета" (по информации Ъ – около 25%) акций ОАО "Роспечать" в августе 2003 года. Вчера в PR-дирекции ВИ заявили, что "Роспечать" так и не перешла в собственность ГК или ее топ-менеджеров. При этом источники Ъ на медиарынке уверены, что "Базэл" выкупил дополнительный пакет акций ОАО именно у структур, аффилированных с ВИ.
По мнению экспертов медиарынка, обратная продажа пакета акций связана с разногласиями акционеров. "Сложно сказать, в чем именно заключались эти разногласия,– говорит директор по медиаизмерениям TNS Gallup Media Руслан Тагиев,– но, видимо, дальнейшее совместное ведение бизнеса затрудняло развитие компании".
Как рассказывают участники рынка, в конце 2005 года между акционерами "Роспечати" было заключено соглашение, по которому до конца года одна из сторон должна выкупить акции, принадлежащие другой. "Они торопились, так как проект дорожал на глазах – приобретались новые активы, динамично рос рынок в целом",– считает председатель совета директор ИД "Ашет Филипаки Шкулев" Виктор Шкулев. В конце прошлого года участники рынка ожидали, что покупателем будут структуры, аффилированные с ВИ. Однако "Базэл", по словам источника, знакомого с деталями сделки, смог заплатить большую цену. По словам этого источника, сумма сделки определялась из расчета стоимости всей компании в $75-100 млн.
В то же время участники рынка оценивают стоимость "Роспечати" более чем в $200 млн. При этом они прогнозируют, что в ближайшие годы инвестиционная привлекательность "Роспечати" будет только возрастать вместе с ростом рынка прессы в целом. "Сейчас рынок распространения имеет ряд проблем, но достаточно скоро распространители и издатели договорятся,– говорит генеральный директор маркетингового агентства 'Медиамарк' Константин Исаков.– Как только условия станут цивилизованными, инвесторам будет не страшно инвестировать в распространительские структуры – на рынке будет взрыв, и первые компании, которой, безусловно, является 'Роспечать', получат гораздо больше дивидендов, чем аутсайдеры". При этом господин Исаков отмечает, что уже сейчас продажи печатной продукции составляют не менее $2 млрд в год: "А если добавить к этому доходы прессы от рекламы (по данным АКАР – $1,39 млрд.–Ъ), то получается, что печатная пресса – самый крупный сегмент медиарынка".
Источник Ъ утверждает, что немедленная перепродажа "Роспечати" в планы "Базэла" не входит. "Думаю, за год-два они смогут повысить капитализацию компании в два-три раза,– говорит он,– и если смогут сделать компанию достаточно прозрачной, то речь может идти не только о продаже стратегическому инвестору, но и о выходе на IPO". С этим соглашается и господин Шкулев: "Это хоть и непрофильный, но нормальный для 'Базэла' бизнес, и они будут развивать его как бизнес-проект".
Источник: "КоммерсантЪ"