Во встрече приняло участие более 120 представителей – топ-менеджеры издательских домов, руководители распространительских структур, других предприятий и общественных организаций отрасли, журналисты печатных и электронных СМИ, а также представители регионов Нижнего Новгорода, Новосибирска и др.
Перед собравшимися выступили: Президент АРПП Мартынов Д.В., Председатель правления АРПП Оськин А.В., начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Кудий Г.Н., Председатель клуба менеджеров по распространению печатной продукции, Корпоративный директор по распространению ИД «АФС» Керов В.В., Президент НП НСРП «Союзпечать», генеральный директор ЗАО КММП "Метрополитеновец" Литвинов М.В., генеральный директор АРПИ «Сибирь» Гаврилов С.Д.
{mosimage}В своем выступлении Президент АРПП Дмитрий Мартынов сделал акцент на процессах развития печатной отрасли России в целом и, вместе с тем, на наличии нестабильности и кризисных явлений во многих сегментах распространительского рынка. По его словам, утверждать, что динамика развития «печатного» рынка однозначно положительная, явно преждевременно. Более того, нашему бизнесу присущи неорганизованность и нестабильность, его раздирают внутренние противоречия. Отсутствие общепринятых правил сотрудничества между издателями и распространителями, стремление некоторых участников рынка брать на себя несвойственные им функции порождают недоверие в отношениях, негативно сказываются на эффективности и качестве работы всей отрасли.
Помимо этого, анализ европейского опыта и существующей практики распространения прессы в России показал, что в настоящее время возникла необходимость упорядочить взаимодействие Издателя и Распространителя по срокам оплаты за реализованную печатную продукцию. Рассказал о рекомендациях АРПП по данному вопросу.
Следует признать, что многие наши беды происходят в немалой степени из-за несовершенства системы договоров. Существующая ныне модель договора по сути своей является простым договором купли-продажи. Наиболее приемлемым вариантом для отрасли стал бы переход на модель договора комиссии, как это принято на развитых западных рынках. Однако, мы понимаем, что сразу такой переход невозможен, и без соответствующей серьезной подготовки, без переходного периода, он может принести больше вреда, чем пользы, вследствие неизбежных пробелов и недоработок.
В связи с этим в переходный период представляется целесообразным взять на вооружение пакет договоров, в котором в полной мере учитываются принципиально важные аспекты в отношениях между хозяйствующими субъектами рынка печатных СМИ - сказал Дмитрий Мартынов. Кроме того, включённые в пакет договоры в полной мере отражают и защищают интересы сторон и позволяют обеспечить эффективные и рентабельные продажи печатных СМИ на рынке.
{mosimage}На встрече с речью выступил председатель Правления АРПП Александр Оськин. В своем выступлении он сделал акцент на то, что новая система договоров о сотрудничестве издателей и распространителей безусловно позволит сделать рынок более прозрачным и эффективным.
Приведение взаимоотношений издателей и распространителей к единообразной форме является важных этапом нормализации отношений между двумя ветвями издательского бизнеса. Это позволит сделать отношения между издателями и распространителями более прозрачными и более цивилизованными, что, в конечном счете будет способствовать укреплению и развитию медиа-рынка в России.
Кроме того, для успешного развития рынка СМИ необходимо обеспечить государственную поддержку отрасли, что привело бы к увеличению количества торговых объектов, росту тиражей и оборотов и приблизило бы показатели российского рынка к мировым аналогам – сказал Александр Оськин. В первую очередь это касается подписки, льготного налогообложения и пр.
{mosimage}Геннадий Кудий, начальник отдела периодической печати Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям в своем выступлении поддержал мысль о том, что в настоящее время на медиа-рынке России нет договорной системы, приемлемой как издателями, так и распространителями печатной продукции. Представленные АРПП проекты договоров учитывают принципиально важные аспекты в отношениях между хозяйствующими субъектами рынка печатных СМИ и положительно восприняты на правительственном уровне. Также он остановился на итогах года медиа-отрасли, рассказал о динамике развития рынка печатных СМИ. Геннадий Кудий отметил, что Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям высоко оценивает деятельность АРПП как отраслевой общественной организации.
{mosimage}Председатель клуба менеджеров по распространению печатной продукции, Корпоративный директор по распространению ИД «АФС» Вячеслав Керов в своем выступлении подчеркнул, что скорейшее принятие новой системы договоров позволит медиа-рынку, который до сих пор деформирован разными условиями сотрудничества издателей и распространителей, принять правильные очертания. Печально, что издатели и распространители никак не могут придти к согласию, и это дестабилизирует ситуацию. В медиа-отрасли давно назрела необходимость кардинальных перемен, и уход от устаревшей схемы продавец-покупатель к общепринятым цивилизованным формам сотрудничества.
{mosimage}Генеральный директор АРПИ «Сибирь» Сергей Гаврилов затронул в своем выступлении проблему предоплаты. По его словам, от подобной порочной практики страдают не только распространители, но фактически и все издатели, имеющие небольшие и средние тиражи, поскольку расчёты с ними приходится осуществлять по остаточному принципу, отдавая полученные от реализации их продукции средства издателю, требующему предоплату за не отгруженные в торговую сеть издания и не желающему утруждать себя заботами о возврате нереализованных экземпляров.
На сегодняшний день «АРПИ – Сибирь», вынуждено спонсировать издателей, рассчитываясь на принципах предоплаты более чем за 280 наименований изданий, сказал Сергей Гаврилов. Подобная диспропорция в системе расчётов негативно отражается на финансовом положении распространителей, в целом нарушает стабильность на рынке прессы.
{mosimage}Выступивший на заседании Президент НП НСРП «Союзпечать», генеральный директор ЗАО КММП "Метрополитеновец" Михаил Литвинов отметил, что в отношениях между предприятиями некоммерческого партнерства «Союзпечать» подобная система договоров уже действует и их применение дает очевидный коммерческий эффект. Он также, остановился на вопросах повышения рентабельности распространительских сетей. По его словам, проблема неверного ценообразования на прессу, принятая издателями, ведет к обнищанию дистрибутора. Издателю, привыкшему увеличивать рентабельность регулярным повышением расценок на рекламу или увеличением ее полосности, невдомек, что низкая отпускная цена его журнала в итоге разорит розничных торговцев, сказал Михаил Литвинов, особо подчеркнув, что дальнейшее искусственное сдерживание цен издателями недопустимо.
Михаил Литвинов отметил, что его предприятие никогда не торговало табачными изделиями. И тем организациям по распространению прессы, которые ставили во главу угла компенсацию расходов путем увеличения ассортимента табачных изделий киоска, теперь придется несладко.
АРПП рекомендовала собравшимся внедрить в работу три базовых модели договоров о сотрудничестве между издателями и распространителями, которые охватывают все аспекты распространения печатных СМИ, в полной мере отражают и защищают интересы сторон и позволяют обеспечить эффективные и рентабельные продажи печатных СМИ на рынке.
В заключительной части встречи были названы победители проведённого во второй раз конкурса «Лидер продаж 2005». Конкурс показал, что на рынке периодической печати реально существуют рыночные отношения, ведётся цивилизованная конкуренция между различными изданиями.
Участники мероприятия ответили на многочисленные вопросы собравшихся. Было также объявлено, что c 8 по 15 апреля 2006 г. состоится IX семинар АРПП в Египте "Рынок прессы: новации, технологии, менеджмент".
Вел информационную встречу Председатель правления АРПП Оськин А.В.
Пресс-служба АРПП
Прилагается:
Рекомендации АРПП по срокам оплаты печатной продукции.
Пакет трех базовых моделей договоров:
Договор поставки определяет порядок и условия обратного выкупа продукции, а также содержит статью, посвящённую браку (дефектам качества) и недовложениям.
Договор возмездного оказания услуг определяет динамику продаж и ремиссии. Регулирует процессы на точках продаж и по периодам реализации печатной продукции.
Договор на оказание логистических услуг содержит обширный перечень услуг, в которые входят: проверка количества, сортировка, упаковка и маркировка груза, переданного заказчиком, его хранение, вывоз со склада и передача перевозчику, доставка грузов на склад заказчика, приём, обработка, маркировка и упаковка ремиссионного потока, доставка его до грузополучателя, указанного заказчиком.