Утром 208 газетных киосков Челябинска встретили своих покупателей закрытыми стальными наличниками. Вместо свежих газет - приклеенное на скотче объявление: "Роспечать" выступает против произвола мэрии и призывает всех неравнодушных принять участие в акции под окнами городской администрации.
В областном центре на "Роспечать" Челябинской области приходится 52 процента всей реализуемой в городе периодики - газет и журналов. Поэтому большинство челябинцев так и не смогли приобрести полюбившиеся им газеты. Кстати, "Российская газета", как и многие другие федеральные издания, в розницу продается в Челябинске только через "Роспечать".
ОАО "Роспечать" Челябинской области включена в реестр хозяйствующих субъектов, которые доминируют на товарном рынке и имеют на рынке долю более 35 процентов, подтвердили в челябинском управлении Федеральной антимонопольной службы.
Администрация Челябинска решила добиваться большей конкуренции на рынке печатной прессы, и еще в ноябре на имя директора ОАО "Роспечать" Челябинской области Анатолия Симоненко пришло письмо, уведомляющее об окончании срока аренды земельных участков под газетными киосками в Советском и Центральном районе города. Продлевать договор аренды администрация Челябинска отказалась. Чиновники городского Комитета по имуществу заявили о намерении выставить все освобождающиеся места на открытый аукцион, значит, 50 киосков "Роспечати" в центре города должны быть демонтированы.
- Арендная плата, которая сегодня поступает в бюджет Челябинска от одного киоска в центре города, - всего 3-4 тысячи рублей в год, - объясняет первый заместитель главы города Олег Грачев. - В открытом аукционе смогут участвовать любые коммерческие фирмы, в том числе и "Роспечать". Предложения всех предприятий будут рассмотрены на общих основаниях, и комиссия выберет наиболее выгодные для бюджета Челябинска.
Однако руководители "Роспечати" усмотрели в инициативе мэрии политическую подоплеку. Дело в том, что на выборах главы города в марте 2005 года директор челябинской "Роспечати" Анатолий Симоненко открыто выступал на стороне бывшего мэра Челябинска Вячеслава Тарасова. Поэтому затею с аукционами владелец розничной сети называет сведением счетов. Анатолий Симоненко не сомневается, что идет передел рынка распространения периодической прессы и на место "Роспечати" в скором времени придет сеть "ВЧ-маркет". Существующая в области система распространения периодики развалится, что приведет к падению тиражей региональных и федеральных изданий.
- Администрация Челябинска хочет замкнуть информационное пространство на себя и диктовать на нем правила игры, - заявил корреспонденту "РГ" директор ОАО "Роспечать" Челябинской области Анатолий Симоненко. - Я не верю, что аукцион будет проводиться честно и открыто. Кто удобен - будет иметь киоски, а остальных попросят удалиться. Конкурс по аренде земельных участков, на которых наши киоски стоят с 1935 года, противоречит Гражданскому и Земельному кодексам. "Роспечать" уже давно не монополист, есть масса структур, занимающихся распространением периодической печати.
Накануне в Челябинск прибыл секретарь Союза журналистов Игорь Яковенко. На встрече с редакторами региональных изданий он фактически поддержал "Роспечать": "Совершенно, очевидно, что если эти 50 киосков будут демонтированы, то, скорее всего, рухнет вся система из шести сотен киосков "Роспечати".
Акция протеста сотрудников ОАО "Роспечать" вылилась в многолюдный митинг, собравший под окнами администрации Челябинска около 5 тысяч человек. К киоскерам и доставщикам свежей прессы присоединились работники нескольких крупных супермаркетов и строительных компаний, недовольных политикой городской администрации. Для этого бизнесмены, дружественные бывшему мэру, освободили своих сотрудников от работы и обязали их выйти на митинг протеста. Участники несанкционированного митинга возле стен мэрии непрерывно скандировали: "Юревич, в отставку!" В руках протестующих заранее заготовленные планшеты: "Юревич, сдавайся, прокуратура ждет!", "Не отдадим наши рабочие места!".
- Я в одиночку воспитываю двоих детей, работаю продавцом в киоске, и для меня это единственный источник дохода, - объяснила свою позицию одна из участниц митинга. - Если наши киоски снесут, я окажусь на улице, а ведь я голосовала за этого мэра. Хотя многотысячный митинг и не был санкционирован городскими властями, на Театральную площадь к митингующим вышел глава города Михаил Юревич. Но объяснить сотрудникам "Роспечати", что в результате проведения публичных конкурсов выигрывает бюджет, ему так и не удалось.
- Вас просто ввели в заблуждение, - заявил Михаил Юревич. - Общее количество рабочих мест никак не сокращается. "Роспечать" Челябинской области благодаря дружбе с бывшим главой города заняла монопольное положение на рынке. К нам обращалась федеральная "Роспечать", другие фирмы-распространители, которые пытались зайти на рынок Челябинска, но им не давали этого сделать. После проведения аукционов увеличивается конкуренция на рынке печатной прессы, расширится ассортимент, и от этого выигрывает потребитель. Сносить киоски "Роспечати" никто не собирается. Закончился срок аренды - пожалуйста, на публичный конкурс. Кто выигрывает - тот торгует.
Ближе к концу рабочего дня киоски "Роспечати" все-таки открылись, однако инициаторы вчерашней акции намерены идти до конца. В газетных киосках уже начался сбор подписей в поддержку инициативы об отставке челябинского мэра.
Источник:"РОССИЙСКАЯ ГАЗЕТА" (ЧЕЛЯБИНСК)