Благоприятные тенденции медиарынка

По оценкам зарубежных и российских экспертов российский медиарынок относится к числу наиболее динамично развивающихся в нашей стране и к 2008 году должен достигнуть совокупного объема около $8 миллиардов. Об этом заявил первый вице-премьер России Дмитрий Медведев.

1 марта в Москве открылась межотраслевая конференция "Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития". Конференция проводится под эгидой Федерального агентства по печати и массовых коммуникаций (Роспечать) с участием Национальной ассоциации телерадиовещателей, Гильдии издателей периодической печати, Российского книжного союза.

Как передают РИА "Новости", выступая на конференции, первый вице-премьер правительства России Дмитрий Медведев сказал, что "это отрадно, так как медиаиндустрия постепенно превращается в нормальный бизнес, бизнес, который должен быть доходным, а не дотируемым и стать современной отраслью национальной экономики". По его словам к 2008 году российский медиарынок должен достигнуть совокупного объема около $8 миллиардов. В свою очередь, руководитель федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Михаил Сеславинский прогнозирует, что объем российского медийного рынка к 2014 году может составить $15 миллиардов.

На конференции Дмитрий Медведев затронул и положение на рекламном рынке. По его словам, здесь отмечается бурный рост. В данной сфере было достигнуто удвоение менее чем за последние три года, и в абсолютных цифрах это составляет около $5 миллиардов по итогам прошедшего года.

При этом первый вице-премьер заявил, что закон о рекламе обязательно будет принят, но впоследствии может быть изменен. Вести.ru сообщают, что об этом он сказал в заключительном слове. По словам Медведева, необходимо проследить последствия закона. "Конечно, этот закон не будет являться некоей "священной коровой". Если мы почувствуем, что он приносит реальный вред, то вернемся, чтобы обсудить его, и если понадобится, изменить", - подчеркнул первый вице-премьер.

В то же время первый вице-премьер заявил, что на данный момент в правительстве и администрации президента нет никаких новых проектов законодательства о СМИ, и что, если нужно совершенствовать это законодательство, делать это следует предельно аккуратно.

"Пока у правительства и администрации президента каких-то полноценных проектов нового законодательства о средствах массовой информации не существует, вопреки периодически появляющимся сообщениям со ссылками на различных уважаемых людей, даже на отдельные министерства и ведомства", - заявил Медведев. "Мы с вами должны взвесить, в каком виде эти проекты могут появиться. Те законодательные акты, которые принимались раньше, они, вероятно, не вполне уже соответствуют сегодняшним реалиям. Но в то же время, если совершенствовать законодательство по средствам массовой информации, то делать это нужно предельно аккуратно", - подчеркнул он. "И не стоит, во всяком случае, просто так трогать базовые законы о средствах массовой информации. Даже при понимании того, что часть норм этих законов сегодня носит наивно-романтический характер", - приводит Интерфакс слова Медведева.

Медведев еще раз подчеркнул, что в подходе к возможным изменениям в законе о СМИ надо опираться на мнение медиа-сообществ.

Дмитрий Медведев также высказался за совершенствование таможенной политики в вопросах производителей бумаги с тем, чтобы с одной стороны, не подрывать российских полиграфистов, а с другой - учитывать интересы газет и журналов.

Кстати, Роспечать выступает за отмену таможенных пошлин на непроизводимые в России бумагу и полиграфические материалы. Об этом сообщил на конференции руководитель ведомства Михаил Сеславинский.

По его мнению, "парадоксальное несоответствие, когда таможенные пошлины и НДС на импортную бумагу, полиграфические краски и материалы существуют, а на ввозимую в Россию готовую печатную продукцию отсутствуют", препятствует нормальному развитию рынку прессы в нашей стране. Решение данной проблемы чиновник видит также в возвращении на федеральном уровне с 2007 года к практике льготного налогообложения печатных изданий и книг, связанных с образованием и культурой.

Певый вице-премьер отдельно остановился также на тех направлениях, где по его словам, от деятельности государства зависит становление цивилизованного медиабизнеса.

"Отдельная наша головная боль, с которой мы все сталкиваемся на бытовом уровне, а также на уровне, связанном с участием России в различных международных организациях, - это охрана интеллектуальной собственности, охрана авторских прав. Успехи здесь пока весьма скромные, проблем туча, но мы этими проблемами занимаемся, и в ближайшее время я собираюсь провести заседание комиссии по интеллектуальной собственности, на которой наконец-то будет рассмотрен проект четвертой части Гражданского кодекса, полностью посвященной проблемам интеллектуальной собственности", - сказал Дмитрий Медведев.

Имеется в виду и промышленная собственность, патенты и т.д., и авторское право. Первый вице-премьер указал, что "если этот процесс мы сможем толкнуть, а есть все основания это сделать, потому что вроде бы удалось разрешить непримиримые противоречия, которые были как в среде юристов, так и в среде практиков, это будет весомый вклад в юридическую основу функционирования института интеллектуальной собственности в нашей стране".

Дмитрий Медведев затронул еще одну важную тему, связанная с информационным влиянием России, - это поддержка и распространение русского языка за границей. "Здесь позиции у всех едины. Мы должны отстраивать общую стратегию, общие позиции нашего медиабизнеса за границей. Для нас принципиально важным является работа на территории Содружества, хотя и работа в других странах вне всякого сомнения полезна и нужна", - сказал он.

Он отметил, что в последнее время происходит подписание всякого рода соглашений о гуманитарном сотрудничестве со странами СНГ, которые "открывают определенные возможности для проникновения наших СМИ в те места, где их сейчас нет, и удержание плацдармов, которые мы еще не растеряли в этих государствах".

Выступая на межотраслевой конференции "СМИ, книгоиздание, полиграфия: итоги 2005 года и перспективы развития" Дмитрий Медведев также выступил в поддержку региональных журналистов, заявив о недопустимости давления на них со стороны местных властей.

Громкое заявление вице-премьера не было спонтанным, отмечает Газета.ru. Первым свою позицию по данной проблеме огласил на той же пресс-конференции председатель комиссии Общественной палаты по СМИ, главный редактор "Московского комсомольца" Павел Гусев. Он заявил о недопустимости положения, когда большинство региональных СМИ целиком служит интересам местной власти. "На сегодняшний день региональные СМИ страдают прежде всего от того, что все они подчинены губернаторам: или финансово, или через структуры, близкие губернаторской власти", - заявил Гусев. По словам главреда "МК", региональные СМИ "превращаются в некое подобие возвеличивания властных структур, отрываясь при этом от людей, от освещения реальных событий".

Такое положение "ущемляет свободу слова, ущемляет права журналистов", считает Гусев, и вице-премьер Медведев с ним согласен.

"Если губернаторы субсидируют СМИ - хорошо, но когда навязывают политику - это не очень красиво смотрится", - поделился своими впечатлениями вице-премьер.

На межотраслевой конференции "Средства массовой информации, книгоиздание, полиграфия. Итоги 2005 года и перспективы развития" не забыли и про Интернет, число пользователей которого в России постоянно растет. В 2005 году Интернетом пользовались 22 млн. человек, что на 19 % больше, чем в 2004 году. Об этом сообщил Михаил Сеславинский. "По прогнозам, число российских пользователей интернета в 2006 году увеличится на 4 миллиона", - сказал он. "В настоящее время в рунете действуют более 180 тысяч сайтов, в том числе 19 тысяч образовательных и научных, что составляет 11% от общего количества", - добавил Сеславинский.

Он отметил, что среди них 1 тысяча 816 сайтов зарегистрированы как средства массовой информации, за 2005 год было зарегистрировано 285 таких сайтов, сообщает РИА "Новости".

"Всего же в российском сегменте Интернета зарегистрировано около 400 тысяч доменных имен, что свидетельствует о больших потенциальных резервах его роста", - сказал он.

Источник: SMI.RU, 01.03.2006