Выступление Г.Н. Кудия на Круглом столе в Совете Федерации РФ

Тема круглого стола: «Актуальные проблемы законодательного регулирования деятельности региональных СМИ»

1. Исходя из сегодняшней темы, прежде всего, как проблему хотел бы отметить нестабильность правовой ситуации на рынке распространения прессы. Ни издатели, ни распространители обычно не знают из каких соображений, где и когда на нём будут приняты те или иные властные решения, что, конечно же, дестабилизирует ситуацию.

28 февраля в Челябинске состоялась акция «День без прессы», вызванная решением мэрии города не продлевать договоры аренды земельных участков с местной «Роспечатью», проще говоря, желанием передать эти участки в другие руки без сколько-нибудь внятного объяснения причин. К слову, в этой Роспечати работает несколько тысяч человек, и она обеспечивает распространение большого количества местных и центральных изданий.

Из того же разряда и решение московских властей годичной давности о запрете торговли прессой в 25 метровой зоне станций метро. Прессу-то оттуда убрали, но всё остальное осталось. Например, на соседней станции метро «Пушкинская-Чеховская» когда-то действовала очень хорошая точка по продаже прессы с большим ассортиментом. Никому она особо не мешала. Убрали. Теперь там стоят несколько автоматов с полутора десятком ассортимента газет, ажиотажа у которых не наблюдается. Причём, продажа театральных билетов на той же станции сохранена. Против них я ничего не имею, слава Богу, что продают, но пресса то здесь причём?

Теперь вот московские власти взялись ещё за сопутствующие товары в киосках. Дескать, нельзя продавать газеты вместе с сигаретами. А собственно почему, коль скоро так делают во всём мире. Курильщиков от этого меньше не станет, а вот число покупателей газет поубавится и рентабельность бизнеса распространителей, которая и так незначительна, упадёт.

2. Второй огромной проблемой розничного рынка прессы являются запредельные ставки арендной платы в местах её наиболее массового реализации. На информационной встрече «Новая система отношений между издателями и распространителями» 27 февраля с.г. один мой знакомый - владелец крупной структуры по торговле прессой сказал, что ему предложили вернуться в злополучную 25 метровую зону метро, но за какую цену – всего то за 5 тысяч долларов в месяц за 1 кв. метр площади в вестибюле тоже недалеко находящейся отсюда станции метро «Пушкинская-Тверская». Надеюсь, вы понимаете, сколько прессы, и по какой цене надо продать для того, чтобы просто «отбить» эти деньги, если это вообще возможно. И хорошо, если бы это были лишь московские причуды!

3. Работа почты, конечно, далека от совершенства, но и всех собак за состояние подписки в стране на неё вешать, тоже не стоит. В равной, если не большей степени в этом повинны и издатели, и государство.

Например, после введения почтой летом прошлого года новой методики ценообразования на доставку подписных тиражей во многих регионах цены на эту услугу снизились. Чем тут же воспользовался отдельные издатели, существенно подняв свои каталожные цены, в некоторых случаях в разы.

Общеизвестно и то, что согласно Закону «О связи», кстати, в редакции 2004 года, т.е. принятого нынешним составом Федерального Собрания, подписка для почты – услуга договорная. Следовательно, как хозяйствующий субъект, она должна хотя бы обеспечить её рентабельность. Что, собственно, она и делает. Возможно, не всегда удачно.

Но ведь и сколько-нибудь внятная государственная политика поддержки подписки как социально значимого явления в нашей стране отсутствует. Так НДС на реализацию прессы в розницу составляет 10%, а на реализацию той же прессы по подписке – 18%. Издательские каталожные цены на издания обычно выше соответствующих отпускных цен в розницу. На продвижение своего положительного имиджа за рубежом государство тратит немалые деньги в виде поддержки информагентств, радиовещания, а недавно был создан даже специальный телеканал, тогда как на поддержку международной подписки на российские издания данная политика почему-то не распространяется.

Думая, что всё это в корне неправильно. Государство хотя бы обязано в интересах сохранения единого информационного пространства России обеспечить равенство подписных цен для населения на всей её территории, а то ведь подписная цена одного и того же центрального издания в Краснодарском крае и Якутии может различаться в 2 и более раз.

Одно из решений проблемы - превращения подписки в «универсальную услугу» почты, что можно было бы сделать уже в рамках готовящихся поправок к Закону «О связи», о чем нам только что сообщил заместитель руководителя ФАС А.Н. Голомолзин. Вместе с тем, я убеждён, что если подписка почте будет навязана как «универсальная услуга» без должного её финансового обеспечения из средств федерального и местных бюджетов, то это погубит её окончательно. С данным выводом, кстати, медиасообщесво страны в целом согласно. Во всяком случае, именно к такому выводу пришли участники круглых столов по вопросам подписки, состоявшихся 20 декабря 2005 года Госдуме РФ и 21 февраля 2006 года в Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям.

Наконец последнее, но не по важности. Благодаря инициативе Президента Российской Федерации В.В. Путина, а также усилиям нашего Агентства, на финансирование социально значимых проектов в печатных СМИ в бюджете 2006 года выделено 150,6 миллионов рублей, против 47 миллионов в году прошедшем. Возможно, сумма эта в масштабах страны и столь уж значительна, но на сегодняшний день из неё не потрачено ни рубля. Причина в том, что до сих пор Правительство РФ не приняло постановление «О мерах по реализации Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год», без которого всё движение целевых бюджетных средств заблокировано, несмотря на то, что прошла уже шестая часть года, а соответствующий закон был подписан в декабре года прошлого. Чем это объяснить не знаю, но аналогичной была ситуация и в 2005 году.

Так что прошу следить за нашим сайтом, как только этот документ будет опубликован и появится соответствующий приказ Минкультуры России, информация о порядке распределения указанных средств на нём появится.

Источник: Совет Федерации РФ