В ходе этих мероприятий прозвучала совершенно оправданная обеспокоенность в связи с имеющимися трудностями и противоречиями в этом сегменте рынка периодики, говорилось о необходимости совершенствования законодательства и господдержки системы подписки в стране.
Вместе с тем, ряд полемических высказываний участников конференции и заседания «круглого стола» являются, на наш взгляд, неточными, отражают неинформированность авторов и недостаточное видение предмета дискуссии. Странной выглядит также позиция, поддерживающая рыночные отношения во всей экономике России, но отказывающая в этом рынку подписки. Некоторые участники последних дискуссий явно ждут от операторов подписной отрасли благотворительности или спонсорства.
Беспочвенной, в частности, является критика ФГУП «Почта России», выигравшего свыше 20 процессов в региональных судах, которые отклонили обвинения в адрес этого предприятия в нарушении антимонопольного законодательства. Более того, ничего противоправного в деятельности «Почты России» не установлено также и в ходе проверок, проведённых в прошлом году Генеральной прокуратурой и Счётной палатой РФ.
Нельзя также согласиться с коллегами, которые обвиняют «Межрегиональное агентство подписки» в монополизме, поскольку ещё в июне прошлого года Арбитражный суд высшей инстанции установил, что ООО «МАП» не совершало никаких действий, направленных на ограничение конкуренции на рынке подписки.
Рассуждения по этому поводу некоторых участников дискуссий выглядят несколько нелогично с экономической и юридической точки зрения. По всей видимости, они не знакомы со статьёй 4 Закона РСФСР от 22 марта 1991 г. № 948-I «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», в которой доминирующим признаётся положение хозяйствующего субъекта, если его доля на рынке определённого товара составляет 65 процентов и более.
Кроме того, монополия предполагает наличие только одного игрока на определённом рынке товаров и услуг. В этом контексте вновь просматривается неосведомлённость руководителей некоторых столичных газет, т.к. на рынке подписки сегодня действует 11 общероссийских подписных агентств и несколько десятков региональных.
Лидером рынка подписки является ОАО «Агентства «Роспечать», доля которого составляет порядка 46 процентов от общего объёма. Далее идут «МАП» - 22 процента, «Агентства подписки и розницы» – 11 процентов, «Агентства распространения средств массовой информации – 5 процентов и т.д.
Вместе с тем надо признать справедливость тезиса о том, что отечественный рынок подписки действительно испытывает серьезные проблемы в своем развитии.
Причина стагнации рынка подписки заключается в том, что действовавшая до последнего времени в Российской Федерации система подписки на периодическую печать во многом устарела, в принципе мало отличалась от советской. За все последние годы развития рынка институт подписки оставался по-прежнему «советским», изменения касались только внедрения информационных технологий для обработки данных, чего, безусловно, было недостаточно.
Проблемы с подписными ценами носят многофакторный характер. В их числе – нерыночная политика ряда издателей, протяжённость российских расстояний, что придаёт особую специфику доставке изданий, отсталость технологий.
Отдельно следует сказать о региональном разбросе цен и местных особенностях организации подписки. По заключению специалистов, такая ситуация стала возможной потому, что в каждом конкретном регионе розничные цены в большинстве случаев ниже, чем по подписке и, кроме того, поступления подписных тиражей к читателю заметно запаздывает по сравнению с появлением в продаже розничных тиражей. Этим объясняется «охлаждение» населения к подписке, поскольку подписчик платил за издание дороже и вперед на полгода, а получал издание позже, чем оно появлялось в продаже в рознице.
Анализ показал, что решить эти проблемы можно только максимально адаптировав условия, точнее технологию подписки под каждый регион. Именно подобным образом розничные региональные распространители добиваются минимальной стоимости изданий в своем регионе и максимально быстрой доставки: они работают в жесткой привязке к своим местным особенностям.
Указанный принцип, кстати, и лёг в основу концепции ООО «МАП» при его создании в 2001 году, это и стало ноу-хау данного подписного агентства.
Следует также заметить, что не имеют оснований и обвинения в «непомерных» аппетитах «Почты России» и «Межрегионального агентства подписки» и бесконечном росте цен на услуги почтовой доставки подписных тиражей. Анализ показывает, что в европейских странах стоимость доставки одного подписного экземпляра журнального издания до подписчика в среднем составляет 0,5 Евро. В то же время так называемые «поборы» «Почты России» и «Межрегионального агентства подписки» за этот вид услуги равняются 35 копейкам за экземпляр газеты. При этом нужно учесть расстояния, на которых приходится работать компании и стоимость энергоносителей, которые в России достигли вполне мирового уровня.
Претензии по поводу высоких цен за подписку следовало бы адресовать не распространителям, а издателям. Во всем мире издатели делают на подписные тиражи существенную скидку с розничной цены, которая в среднем составляет 30-35 процентов. У нас же издатель старается включить в цену подписки не только розничную стоимость, но и все риски и непомерно высокий уровень рентабельности. В таких условиях издатели просто не в праве рассчитывать на какой-либо рост своих подписных тиражей.
Необходимо принять во внимание и европейский опыт, согласно которому издатели тратят миллионы евро на сохранение и развитие подписных тиражей.
Для части издателей проблемой является и то, что издания отпускаются дистрибуторам ниже реальной и полной себестоимости, включающей, как известно, сумму производственных и редакционных затрат. А это, в свою очередь, негативно сказывается на сбалансированности всего рыночного процесса.
Мы не скрываем, что проблемы на рынке подписки существуют. И решение их лежит совсем не в плоскости недобросовестной конкурентной борьбы участников рынка. Прежде всего, необходимо серьёзно доработать действующее законодательство в области СМИ. В решении этой проблемы не зазорно воспользоваться позитивным зарубежным опытом.
Известно, что в большинстве стран континентальной Европы, в частности, в Германии, Франции, Нидерландах и ряде других, действует программа государственных дотаций почты в отношении доставки подписных тиражей периодических изданий. Делается это, прежде всего, для того, чтобы поддерживать относительно невысокие цены на подписку и, соответственно, высокие тиражи издателей.
Наша Ассоциация в октябре прошлого года обратилась к Президенту РФ с предложением принять Федеральную целевую программу развития подписки на периодическую печать в стране, как социального инструмента, обеспечивающего реализацию конституционных прав граждан на свободу слова и доступность любых печатных средств массовой информации на территории всей страны. Данная инициатива была продиктована решениями VIII Международного семинара АРПП, состоявшемся в октябре 2005 года в Турции, где были обсуждены и приняты ряд документов, касающихся совершенствования рынка распространения прессы. В работе над этими документами приняли участие более 120 ведущих издателей и распространителей России.
В полученном нами ответе за подписью и.о. руководителя Федерального агентства связи (Россвязь) Щеголихина А.А. сообщалось, что по поручению Экспертного управления Президента Российской Федерации было рассмотрено обращение АРПП в адрес Президента страны по вопросу оказания государственной поддержки распространению периодических изданий по подписке. Руководитель Россвязи прямо указывает на то, что проводимая ФГУП «Почта России» новая тарифная политика, базирующаяся на принципах экономической целесообразности и прозрачных критериях ценообразования, соответствует мировой практике и создаёт предпосылки для проведения на всей территории страны единой ценовой политики в сфере подписки.
Падение подписных тиражей некоторых ежедневных изданий следует, на наш взгляд, искать не в происках надуманного монополиста рынка, а редакционной политике, изменении спроса на рынке и лучшей работе конкурентов. Надо понять и дать объективную оценку тому факту, что подписные тиражи ежедневной «Комсомолки», к примеру, по данным «Почты России», упали на 11 процентов, а у «АиФ» выросли на 11 процентов, у газеты «Жизнь» увеличились на 36 процентов.
Хотелось бы также отметить, что тема совершенствования системы подписки продолжает оставаться в центре внимания нашей Ассоциации. В ближайшее время мы планируем провести масштабную встречу издателей и распространителей, на которой обсудить вопрос «Основные направления и перспективы проведения подписки на периодическую печать в предстоящей весенней подписной кампании».
Выражаем надежду на конструктивный и профессиональный обмен мнениями на этом мероприятии.
Пресс-служба АРПП/ 3.03.06