Министр Соколов не удовлетворяет многих руководителей СМИ
В минувшую среду в московском "Президент-отеле" прошла межотраслевая конференция СМИ. СМИ жаловались на власть, которая не обращает внимания на их проблемы, принимает законы, не посовещавшись с их представителями, самовольно их закрывает и назначает неэффективных министров. Большая конференция СМИ проходит за постперестроечные годы всего лишь второй раз. Впервые около 800 представителей СМИ и смежных областей собирались еще во времена министерства Михаила Лесина, летом 2001 года. Именно там он и пообещал уйти со своего поста через два года. Прогнозировалось, что к этому времени СМИ встанут на ноги, государство оставит за собой лишь по одному телеканалу, газете, информагентству и радиостанции. Лесин ушел не так, как планировал: без помпы, в результате административной реформы. Функции двух министров - печати и культуры - взвалили на ректора консерватории Александра Соколова, а государственных СМИ меньше не стало, государство подмяло их под себя еще больше. Однако за это время ни разу не смогло проартикулировать государственную же политику в области развития печатного, телевизионного, радийного и других смежных рынков. Сенсационный - по своей скандальности - доклад Соколова о развитии отрасли правительство обсмеяло и забраковало. Именно тогда, напомним, министр обороны Иванов упрекнул Соколова за "Аншлаг", благодаря которому происходит "дебилизация населения". Соколов, в первые же минуты своего министерства пообещавший через информагентства из далекой Японии бороться с "кривыми зеркалами" в СМИ, так и не смог побороть ни гендиректора Первого канала Константина Эрнста, ни гендиректора ВГТРК Олега Добродеева: на их каналах "кривые зеркала" по-прежнему процветают, а "Аншлаг" и не собирается закрываться. Опасения, возникавшие в связи с принятием нового проекта закона о СМИ, растаяли в воздухе - министерство, к счастью, попросту не в состоянии предложить новую концепцию закона. Зато без его участия делят рекламный рынок. И если предыдущий кабинет министров умел хоть как-то отбиваться от предложений силовых ли министерств, Государственной ли Думы в ограничении деятельности СМИ, то сейчас все поправки в законодательство о СМИ проходят без каких-либо согласований со СМИ (не говоря уж о министре), а самодурствующие региональные элиты без каких-либо на то оснований закрывают газеты. "У нас, в отличие от алюминиевой и нефтяной индустрии, нет ни одной лоббистской организации, ни одной структуры, которая бы нас поддерживала, - ни в правительстве, ни в Думе, ни в Совфеде, ни в администрации президента, - бушевал главный редактор радио "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. - Все законы принимают без нас". Лоббистский орган - Индустриальный комитет СМИ во главе с Константином Эрнстом - канул в Лету. "Хотелось бы, конечно, узнать у господина Эрнста, где наши личные деньги, которые мы вкладывали в работу комитета", - заметил глава Гильдии издателей периодической печати Леонид Макарон, обращаясь к ушедшему к тому моменту собеседнику. "Новый закон "О рекламе" бьет прежде всего по региональным станциям, тем каналам, которые имеют большой объем детского вещания, угрожая единому информационному пространству страны, - возмущался гендиректор "СТС-Медиа" Александр Роднянский. - И если не принимать во внимание 9 часовых поясов нашей страны, 5 орбит и существование тысяч станций, то этот закон принять можно". "Закон будет принят и подписан президентом. И что мы будем делать? - задавался риторическими вопросами Эдуард Сагалаев. - Договоры с рекламодателями подписаны на год, а некоторые поправки вступают в силу уже с 1 июля. Ну кто так делает?". "Государство девять месяцев не финансировало вещание Первого канала, - негодовал глава Российской теле- и радиосети Геннадий Скляр, - в то время как правительство США выделяет 1,5 млрд долларов просто на то, чтобы раздать населению сет-боксы, позволяющие принимать цифровой телесигнал". "Издатели вынуждены тратить более 450 млн долларов на производство печатной продукции за рубежом, поддерживая не российского, а иностранного производителя", - жаловался Макарон. Каждый выступавший говорил о проблемах своей отрасли до тех пор, пока Игорь Мишин - глава Национального телесиндиката - не признал, что реорганизация Минпечати произошла "не самым удачным образом", а во главе Минкульта стоит не "самый эффективный министр". "Наконец-то поступило предложение восстановить Минпечати, - саркастически заметил глава Федерального агентства по печати Михаил Сеславинский. - Наконец-то сказано то, ради чего мы тут собрались". Алексей Венедиктов, Александр Роднянский и Александр Любимов взялись поработать над рекомендациями конференции, подумать о том, как заставить друг друга чаще встречаться и, возможно, сформулировать претензии к министру. Первая лоббистская группа создана. Павел Гусев, главный редактор "МК", председатель комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ: - Если в начале 90-х годов печатные СМИ страдали от недостатка бумаги, то сейчас встал вопрос о том, как донести свою продукцию до читателей. Для монополиста "Почты России" первичны отправки бандеролей, а не печати. Институт подписки на почте фактически умирает. Только в Московской области более 30% почтовых отделений закрыто вовсе, в то время как, например, в Японии, где тираж газет колеблется от 4 до 11 млн экземпляров, 96% экземпляров доходит по подписке. Сегодня почтовые отделения, которых насчитывается в России 40 тысяч, стали попросту магазинами ширпотреба. Не говоря уже о том, что количество региональных изданий, которое находится под пятой губернаторов, попросту недопустимо: оно представляет угрозу рынку. Рафаэль Акопов, гендиректор ИД "Проф-Медиа": - Раковая опухоль газетного бизнеса - массовая практика субсидирования мелких газет, которые, как правильно говорит Гусев, находятся под пятой губернаторов. В Москве единоразовый тираж газет, находящихся под мэрией, - 4 млн экземпляров, а объем субсидирования составляет 70 млн долларов. На рынке радио ситуация такая, что индийская музыка 60-х годов конкурирует со шведской 90-х. Подобную конкуренцию пора заканчивать, нужно ликвидировать черный рынок лицензий на радиовещание. Я вижу роль министерства в том, чтобы поощрять конкурентную среду. Источник: Новая Газета
В минувшую среду в московском "Президент-отеле" прошла межотраслевая конференция СМИ. СМИ жаловались на власть, которая не обращает внимания на их проблемы, принимает законы, не посовещавшись с их представителями, самовольно их закрывает и назначает неэффективных министров. Большая конференция СМИ проходит за постперестроечные годы всего лишь второй раз. Впервые около 800 представителей СМИ и смежных областей собирались еще во времена министерства Михаила Лесина, летом 2001 года. Именно там он и пообещал уйти со своего поста через два года. Прогнозировалось, что к этому времени СМИ встанут на ноги, государство оставит за собой лишь по одному телеканалу, газете, информагентству и радиостанции. Лесин ушел не так, как планировал: без помпы, в результате административной реформы. Функции двух министров - печати и культуры - взвалили на ректора консерватории Александра Соколова, а государственных СМИ меньше не стало, государство подмяло их под себя еще больше. Однако за это время ни разу не смогло проартикулировать государственную же политику в области развития печатного, телевизионного, радийного и других смежных рынков. Сенсационный - по своей скандальности - доклад Соколова о развитии отрасли правительство обсмеяло и забраковало. Именно тогда, напомним, министр обороны Иванов упрекнул Соколова за "Аншлаг", благодаря которому происходит "дебилизация населения". Соколов, в первые же минуты своего министерства пообещавший через информагентства из далекой Японии бороться с "кривыми зеркалами" в СМИ, так и не смог побороть ни гендиректора Первого канала Константина Эрнста, ни гендиректора ВГТРК Олега Добродеева: на их каналах "кривые зеркала" по-прежнему процветают, а "Аншлаг" и не собирается закрываться. Опасения, возникавшие в связи с принятием нового проекта закона о СМИ, растаяли в воздухе - министерство, к счастью, попросту не в состоянии предложить новую концепцию закона. Зато без его участия делят рекламный рынок. И если предыдущий кабинет министров умел хоть как-то отбиваться от предложений силовых ли министерств, Государственной ли Думы в ограничении деятельности СМИ, то сейчас все поправки в законодательство о СМИ проходят без каких-либо согласований со СМИ (не говоря уж о министре), а самодурствующие региональные элиты без каких-либо на то оснований закрывают газеты. "У нас, в отличие от алюминиевой и нефтяной индустрии, нет ни одной лоббистской организации, ни одной структуры, которая бы нас поддерживала, - ни в правительстве, ни в Думе, ни в Совфеде, ни в администрации президента, - бушевал главный редактор радио "Эхо Москвы" Алексей Венедиктов. - Все законы принимают без нас". Лоббистский орган - Индустриальный комитет СМИ во главе с Константином Эрнстом - канул в Лету. "Хотелось бы, конечно, узнать у господина Эрнста, где наши личные деньги, которые мы вкладывали в работу комитета", - заметил глава Гильдии издателей периодической печати Леонид Макарон, обращаясь к ушедшему к тому моменту собеседнику. "Новый закон "О рекламе" бьет прежде всего по региональным станциям, тем каналам, которые имеют большой объем детского вещания, угрожая единому информационному пространству страны, - возмущался гендиректор "СТС-Медиа" Александр Роднянский. - И если не принимать во внимание 9 часовых поясов нашей страны, 5 орбит и существование тысяч станций, то этот закон принять можно". "Закон будет принят и подписан президентом. И что мы будем делать? - задавался риторическими вопросами Эдуард Сагалаев. - Договоры с рекламодателями подписаны на год, а некоторые поправки вступают в силу уже с 1 июля. Ну кто так делает?". "Государство девять месяцев не финансировало вещание Первого канала, - негодовал глава Российской теле- и радиосети Геннадий Скляр, - в то время как правительство США выделяет 1,5 млрд долларов просто на то, чтобы раздать населению сет-боксы, позволяющие принимать цифровой телесигнал". "Издатели вынуждены тратить более 450 млн долларов на производство печатной продукции за рубежом, поддерживая не российского, а иностранного производителя", - жаловался Макарон. Каждый выступавший говорил о проблемах своей отрасли до тех пор, пока Игорь Мишин - глава Национального телесиндиката - не признал, что реорганизация Минпечати произошла "не самым удачным образом", а во главе Минкульта стоит не "самый эффективный министр". "Наконец-то поступило предложение восстановить Минпечати, - саркастически заметил глава Федерального агентства по печати Михаил Сеславинский. - Наконец-то сказано то, ради чего мы тут собрались". Алексей Венедиктов, Александр Роднянский и Александр Любимов взялись поработать над рекомендациями конференции, подумать о том, как заставить друг друга чаще встречаться и, возможно, сформулировать претензии к министру. Первая лоббистская группа создана. Павел Гусев, главный редактор "МК", председатель комиссии Общественной палаты по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ: - Если в начале 90-х годов печатные СМИ страдали от недостатка бумаги, то сейчас встал вопрос о том, как донести свою продукцию до читателей. Для монополиста "Почты России" первичны отправки бандеролей, а не печати. Институт подписки на почте фактически умирает. Только в Московской области более 30% почтовых отделений закрыто вовсе, в то время как, например, в Японии, где тираж газет колеблется от 4 до 11 млн экземпляров, 96% экземпляров доходит по подписке. Сегодня почтовые отделения, которых насчитывается в России 40 тысяч, стали попросту магазинами ширпотреба. Не говоря уже о том, что количество региональных изданий, которое находится под пятой губернаторов, попросту недопустимо: оно представляет угрозу рынку. Рафаэль Акопов, гендиректор ИД "Проф-Медиа": - Раковая опухоль газетного бизнеса - массовая практика субсидирования мелких газет, которые, как правильно говорит Гусев, находятся под пятой губернаторов. В Москве единоразовый тираж газет, находящихся под мэрией, - 4 млн экземпляров, а объем субсидирования составляет 70 млн долларов. На рынке радио ситуация такая, что индийская музыка 60-х годов конкурирует со шведской 90-х. Подобную конкуренцию пора заканчивать, нужно ликвидировать черный рынок лицензий на радиовещание. Я вижу роль министерства в том, чтобы поощрять конкурентную среду. Источник: Новая Газета