Еще несколько лет назад с тем, что письмо идет до адресата неделями и может затеряться в пути, следовало только мириться. Сегодня операторов рынка доставки за потерю качества наказывают рублем. За счет одного лишь преимущества охвата территории выжить и заработать уже не получается. Поэтому ФГУП "Почта России" тратит миллионы на модернизацию. О том, что сегодня происходит на почте, и о будущем этой системы рассказал первый заместитель генерального директора "Почты России" Денис Чуйко.

- Каковы основные итоги года? Ожидалось, что в 2005 году компания значительные средства из своих доходов собирается вложить в развитие инфраструктуры, модернизацию и увеличение фондов оплаты труда. Сбылся ли этот прогноз?

- Итоги прошлого года будут подведены только в марте. Но уже сегодня можно сказать, что годовой оборот вырос на 24% по сравнению с 2004 годом и составил 42,2 млрд руб. Если бы не существенные собственные инвестиции, мы бы показали прибыль около 1 млрд руб. Но мы действительно значительную часть доходов инвестировали в развитие. Во-первых, деньги вкладывали в увеличение зарплат персоналу, в модернизацию оборудования, реконструкцию почтовых отделений, развитие логистики, закупку транспорта, постройку сортировочных терминалов, рекламу новых услуг и т.д. Важными объектами инвестирования стали пункты коллективного доступа в Интернет в почтовых отделениях.

Кроме того, на нас тяжелым бременем легли процессы по ликвидации старой системы почты. Таким образом, прибыль за 2005 год в итоге ориентировочно составит 244,5 млн руб. (в 2004 году - 920,5 млн руб.).

- Во сколько обошлась почте закупка транспорта, техническое переоснащение? Брали ли вы кредиты?

- В прошлом году мы закупили у ЗАО "Вагонмаш" более современные почтовые вагоны. Они могут курсировать в составе скорых поездов, что в конечном счете приводит к сокращению сроков доставки почтовых отправлений. В 2005 году мы приобрели 10 вагонов по 10 млн руб. каждый. И это только начало программы, к 2014 году почта будет иметь свыше 900 таких вагонов.

Также мы начали программу обновления автотранспорта. На сегодняшний день в нашем автопарке 15 000 машин, и его нужно существенно обновлять. В 2005 году "Почта России" закупила автомобили отечественного производства - "УАЗы", "ГАЗы" и "ВАЗы" - на общую сумму около 300 млн руб., а также микроавтобусы Mercedes, "каблучки" Volkswagen и автотраки Iveco на 390 млн руб. Большинство крупной техники мы покупали не в кредит, а приобретали по лизинговым схемам. Значительные средства были затрачены на техническое переоснащение и совершенствование программного обеспечения. А два серьезных кредита на общую сумму 100 млн евро мы привлекли на строительство автоматизированных сортировочных центров (АСЦ). Строительство первого такого центра в Москве уже начала итальянская компания Elsag Spa. А в сентябре прошлого года "Почта России" подписала контракт с компанией Siemens на строительство второго АСЦ в Северо-Западном регионе России.

После реализации программы совершенствования логистики мы планируем, что средним сроком доставки почтовой корреспонденции будет день приема плюс 3 дня. - А как вы повышаете качество и доступность своих услуг?

- Прежде всего, мы стараемся сохранить широкую сеть почтовых отделений по всей стране. Их сегодня свыше 40 000. Чтобы обеспечить доступность услуг для населения, мы изменяем графики работы почтовых отделений. Даже самые небольшие и удаленные почтовые отделения будут работать в удобное для клиентов время. Раньше некоторые из них могли работать всего по 4 часа в день, а сегодня все они переходят как минимум на 8-часовой график работы. Крупнейшие почтовые отделения первого класса будут работать 7 дней в неделю до позднего вечера, а некоторые - даже круглосуточно. Крупные городские отделения второго класса тоже переходят на 7-дневный рабочий график, а обычные городские отделения будут закрыты только по воскресеньям.

Наша компания серьезное внимание уделяет вопросам повышения качества услуг. Например, поэтапно внедряем систему управления качеством: в 2005 году ее ввели в 12 филиалах, в 2006 - 2007 годах это планируется сделать еще в 28-ми. Она предполагает повышение дисциплины сотрудников и более жесткий контроль прохождения почты от ящика отправителя до получателя. Наша служба почтовой безопасности также тщательно расследует случаи пропажи и хищения писем и посылок. Мы выявляем виновников: увы, ими бывают как перевозчики - например, службы аэропортов, - так и наши сотрудники. Виновных мы жестко наказываем.

Кроме того, мы запустили систему, отслеживающую путь любого зарегистрированного почтового отправления (например, заказного или ценного письма). А для простых, нерегистрируемых почтовых отправлений до конца года мы планируем ввести систему регистрации почтовых емкостей. Благодаря ей будет отслеживаться не каждый конверт, а путь каждого контейнера, в который помещены такие письма и бандероли. - В прошлом году у почтовиков возник конфликт с издателями периодики из-за того, что "Почта России" подняла тарифы на свои услуги. В ряде регионов цены выросли на 18 - 25%. Как сегодня развивается ситуация с подпиской?

- В середине прошлого года пошли слухи, что почтовики существенно подняли тарифы. Но дело в том, что тарифы мы не поднимали. Почва для слухов возникла в связи с введением единой системы тарификации на доставку печатной продукции, в ходе чего были уравнены размеры тарифов в разных регионах. Как следствие, в некоторых регионах цены на подписку выросли, а где-то упали. Издатели из тех регионов, где цены повысились, начали возмущаться. Там, где тарифы стали ниже, некоторые издатели подсуетились и сами подняли цены на свои издания до прежнего уровня. Так цена на доставку газеты "Комсомольская правда" в Нижнем Новгороде упала в первом полугодии 2006 года на 40% и подписная цена на газету могла бы составить 681,48 руб. Однако издание решило "догнать" цены прошлого полугодия и подняло стоимость на 32%. И это, к сожалению, не единичный случай. По-моему, так поступать просто непорядочно по отношению к читателям. Но я думаю, что по мере выравнивания рынка ситуация решится сама собой.

В целом же по итогам этой кампании мы даже потеряли, а не приобрели: доходы по сравнению с прошлогодней подписной кампанией упали на 0,3% вместо традиционного роста на 12 - 14%. Мы хотели хотя бы компенсировать уровень инфляции за последнее время, но в итоге даже этого сделать не удалось. Впрочем, мы рассматриваем это как свои инвестиции в рынок подписки и рассчитываем на адекватные шаги наших партнеров по этому рынку.

Кстати, должен сообщить, что сезон особых скидок и преференций для отдельных изданий и издателей закончился. Действительно, в ряде регионов по просьбе местных властей раньше мы давали скидки на отдельные издания. Но после предписаний ФАСа, запрещающих устанавливать разные цены на подписку для изданий одного уровня и тиража, мы поблажек больше никому не даем. У нас есть два уровня цен на подписку: первый - это федеральные и республиканские, областные издания, второй - городские и районные.

- Что же планирует предпринять "Почта России", чтобы больше не терять деньги на этом рынке?

- Прежде всего, в этом году "Почта России" повышать тарифы не будет. Мы хотим, чтобы рынок успокоился и начал нормально развиваться. Нужно, чтобы "осела вся муть", связанная со свистопляской тарифов в разных концах страны, чтобы рынок стал прозрачным и предсказуемым. Мы рассчитываем на то, что совместными усилиями почтовиков, издателей и распространителей рынок выйдет из состояния стагнации и начнет развиваться уже со следующего подписного периода или максимум через год. Те качественные и ценовые изменения, которые мы провели, приведут к тому, что рынок вырастет до того размера, которого он должен достигать в такой большой стране. Та стагнация рынка, которая имеет место сейчас, - это не умирание самого института подписки, а результат некачественной работы участников этого рынка.

- Есть ли альтернатива вашей компании на рынке услуг подписки?

- Мы не являемся монополистами в этом секторе. Самый наш главный конкурент - розничная система продаж. Человек сам для себя определяет, что ему удобнее: получить газету в почтовый ящик или купить ее с утра по дороге на работу. А в системе гарантированной доставки наши конкуренты - по преимуществу небольшие компании, которые работают в крупных городах. Мы конкурируем с ними по ценам и сервису. Наше преимущество - это опыт и ответственность, а их - возможность подстраиваться под каждого клиента.

***

Что такое ФГУП "Почта России"

Год основания: 2003

Сфера деятельности: почтовые отправления, почтовые денежные переводы и другие финансовые услуги, продажа почтовой продукции, услуги подписки, предоставления доступа в Интернет и т.д.

Штат: 374 000 человек

Оборот в 2005 году: 42,2 млрд руб.

Прибыль в 2005 году: 920,5 млн руб.

Головной офис: Москва, Варшавское шоссе, 37

Охват: более 40 000 почтовых отделений, 85 филиалов во всех регионах России

Конкуренты: Сбербанк, Western Union, DHL, TNT, FedEx

Источник: Компания