Александр Киселев: "Многие издатели лукавят, когда говорят, что только почта повышает тарифы"

На вопросы корреспондента "Известий" Виталия Скворцова о взаимодействии участников рынка подписки - издателей, подписных агентств и почтовиков - отвечает помощник министра информационных технологий и связи Александр Киселев.

известия: Судя по последним заявлениям в прессе, складывается впечатление, что институт подписки разваливается. И виновна в этом почта...

Александр Киселев: Если остальные участники рынка - издатели и подписные агентства так считают, то значит, что они либо не обладают информацией, в чем очень сомневаюсь, либо занимаются некими закулисными играми ради какой-то собственной выгоды.

известия: А что на самом деле?

Киселев: По итогам подписной кампании второго полугодия-2005 объем подписных сумм в денежном исчислении вырос на 4,6%. Подписные тиражи снизились на 2,6%. Замечу, что эта тенденция сохраняется в России последние несколько лет. В среднем падение подписных тиражей составляет 3% ежегодно.

известия: Тогда почему же говорят, что подписка катастрофически падает?

Киселев: А это уже звучит как заезженная пластинка. Перед переходом на новую систему тарификации доставки прессы, главным критерием которой стал вес издания, участники рынка прогнозировали, что рынок упадет на 30-35%. Но, как я уже упоминал, ее результатом стал хоть и отрицательный показатель (-2,6%), но все же не тот, который выходит за рамки общего, пусть и негативного, тренда. То есть рынок перенес новую тарифную систему спокойно, провала не случилось. В целом же я уверен, что, когда рынок привыкнет к новой системе тарифов, начнется его развитие.

известия: Итоговые цены на подписку выросли - это одно из главных обвинений издателей в адрес почты...

Киселев: Многие издатели лукавят, когда говорят, что только почта повышает тарифы. Когда почтовики снижают свои тарифы на доставку, то некоторые издатели тут же поднимают собственную отпускную цену. Причем в итоге выходит, что цена одного экземпляра по подписке выходит дороже розничного. Это просто абсурд. И в результате для подписчика если что-то меняется, то только в худшую сторону. Ни о каком стимулировании подписки здесь речи просто не может идти. Таким образом, некоторые СМИ собственноручно пренебрегают шансом сделать подписку более доступной. Но в итоге вся критика идет только в адрес почты.

А еще я хотел бы заострить внимание на том, что большинство СМИ дотируется - мэрами, губернаторами, финансово-промышленными группами. Газеты и журналы при этом получают солидные доходы от рекламы. А "Почта России" живет исключительно на "свои" и никаких дотаций не получает. Я говорю это к тому, что если бы СМИ тоже жили исключительно на "свои", то можно только представить, сколько бы они могли стоить. Поэтому считаю, что если некоторым СМИ удается держать низкие цены, то сравнивать их с тарифами почты по меньшей мере некорректно. Доходы почты по подписке в прошлом полугодии снизились на 0,3%. При том что раньше эти же самые доходы постоянно росли.

известия: Недавно Федеральная антимонопольная служба (ФАС) обвиняла почту, что та предоставляет скидки отдельным СМИ, но при этом страдают другие...

Киселев: Мы полностью согласны с позицией ФАС. В новой подписной кампании неравных условий для участников рынка создаваться не будет. Порочная система "скидок" для разных изданий будет отменена. Но тут стоит добавить, что тарифы останутся на таком же уровне, что и раньше.

известия: Почтовые ящики в многоэтажных домах у нас просто в ужасающем состоянии, что с этим делать?

Киселев: В этом вопросе нам и могли бы помочь СМИ. Дело в том, что сейчас почтовые ящики находятся на балансе муниципальных ЖКХ. Мы стремимся, чтобы они были переданы на баланс почты. И новой редакцией закона "О почтовой связи", работа над которым уже идет, такая норма предусмотрена.

Источник: Известия