Подписка 2006 – второе полугодие

21 марта с.г. в Центральном доме журналиста состоялась информационная встреча Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) «Подписка 2006 – второе полугодие».

{mosimage}Во встрече приняли участие представители ФГУП «Почта России», около 100 топ-менеджеров издательских домов, руководителей распространительских структур, общественных организаций, региональных СМИ, а также представители УФПС РФ. Мероприятие освещали журналисты печатных и электронных медиа.

В ходе встречи были подняты актуальные вопросы сотрудничества Почты России, издателей и подписных агентств на предстоящей подписной кампании весенне-летнего периода. Перед собравшимися выступили Президент АРПП Дмитрий Мартынов, Председатель Правления АРПП Александр Оськин, заместитель генерального директора ФГУП «Почта России» Геннадий Котов, а также некоторые руководители подписных агентств и издательских структур.

{mosimage}В докладе, представленном в ходе встречи, Дмитрий Мартынов осветил нынешнее состояние и перспективы развития подписки в России. Дмитрий Мартынов отметил, что доля подписки в общем объеме рынка периодической печатной продукции постоянно уменьшается. В процентном выражении доля подписки в суммарном тираже российской периодики колеблется в пределах 35-37%, в то время как в США и Канаде она составляет более 65%, а в Китае и Японии находится на уровне 90%. Эти цифры, подчеркнул он, опровергают рассуждения некоторых участников рынка о том, что падение подписных тиражей – явление мирового масштаба. Дмитрий Мартынов в ходе своего выступления выделил ряд объективных причин уменьшения подписного сегмента рынка распространения периодической печатной продукции. Это сокращение численности населения страны, рост стоимости подписки по сравнению с розницей, долгие сроки доставки подписных тиражей, высокий уровень развития сети розничных продаж прессы и физическое состояние почтовых ящиков. Существующая сейчас каталожная подписка – своего рода анахронизм, и высказал мнение, что необходимо переходить на прогрессивную адресную подписку.

В завершении выступления Дмитрий Мартынов обозначил круг задач, которые, по его мнению, предстоит решить в ходе предстоящей подписной кампании. Так, необходимо создать условия для реализации принципа коллективной ответственности всех участников рынка подписки за развитие института подписки в стране. Анализ европейского опыта показал, что за рубежом издатели осуществляют целевые инвестиции в подписку, помимо этого, в ряде стран действует программа государственных дотаций почты в отношении доставки подписных тиражей.

Помимо этого, необходимо продолжить работу по дальнейшему совершенствованию системы тарифов, базирующейся на принципах прозрачности. Доставочные подписные цены не должны привязываться к каталожной цене изданий, а оптимальная подписная цена издания должна быть ниже розничной. Следующий шаг – это обеспечение обязательного присутствия официально изданных подписных каталогов во всех почтовых отделениях. Особое внимание необходимо уделить повышению качества предоставляемых Почтой услуг. Необходимо способствовать дальнейшей компьютеризации института подписки и внедрению новых современных технологий. Важно обеспечить доступ издателей и их агентов к адресам подписчиков по карточной системе подписки, необходимо внедрять прогрессивные формы приема и оплаты подписки с применением электронных технологий, а также рекомендовать издателям применять активную маркетинговую политику, мотивирующую Почту к эффективной деятельности по оформлению и реализации договоров подписки.

{mosimage}С краткой речью на встрече выступил Председатель Правления АРПП Александр Оськин. Он особо подчеркнул, что «плач Ярославны» по состоянию подписки в нашей стране исходит в основном от тех издателей, чьи тиражи падают и чьи издания не выдерживают конкурентной борьбы с другими газетами и журналами. Пессимистический прогноз многих издателей относительно последствий новой системы тарификации подписных цен не оправдался. Несмотря на наличие ряда проблем, резкого падения подписки, по словам Александра Оськина, удалось избежать во многом благодаря ряду конструктивных мер по развитию рынка подписки, предпринятых ФГУП «Почта России».

{mosimage}Геннадий Котов, заместитель генерального директора ФГУП «Почта России», в своем выступлении еще раз подчеркнул, что Почта заинтересована в развитии подписки, поскольку она является для организации коммерческой деятельностью, и открыта для сотрудничества и совместного решения проблем. Кроме того, Почта готова пойти на временное ухудшение своего собственного положения. Так, с введением новой системы тарификации Почта России потеряла 0.3% дохода.

Геннадий Котов обратил внимание собравшихся на инициативу АРПП о создании трехстороннего договора между Почтой, издателями и подписными агентствами, некоего «союза во имя спасения подписки» (Александр Оськин), который будет способен изменить форму подписки в России и вывести ее на новый уровень. По прогнозам Геннадия Котова, к 2010 году Почта России должна достичь европейского качества при условии консолидации всех игроков медиарынка в решении данной проблемы.

{mosimage}Итоги подписной кампании ООО «Межрегиональное агентство подписки» на 1-ое полугодие представил Андрей Шишлин, генеральный директор компании. Благодаря активной маркетинговой политике, отметил он, удалось увеличить объем подписки не только по центральным изданиям, но и по регионам.

Основные задачи подписной кампании ООО «МАП», по словам Андрея Шишлина, на 2 полугодие 2006 года можно свести к реализации следующих направлений в деятельности предприятия: совершенствование подписного каталога, проведение мероприятий по активизации подписной кампании, повышение качества предоставляемых услуг, реализация политики маркетинга партнерских отношений с центральными издателями и развитие отношений с региональными издателями.

{mosimage}Елена Лавриненко, первый заместитель генерального директора ЗАО «АРСМИ», сделала акцент на необходимости ревизии подписных индексов, которые не менялись с момента их создания. АРСМИ в этом году планирует осуществить эту идею. Мнение Елены Лавриненко было поддержано Геннадием Котовым, который отметил, что Почта России планирует в ближайшее время предпринять ряд шагов по реализации этой процедуры. Помимо этого, Елена Лавриненко подчеркнула, что по наблюдениям АРСМИ изменение почтовых тарифов не повлияло на тиражи подавляющего большинства изданий.

Ряд издателей и почтовиков, выступавших в ходе информационной встречи, подтвердили факты, свидетельствующие об увеличении объема подписных тиражей. Причинами такого положения среди многих выделялись в основном постоянное повышение качества издания и маркетинговые акции по стимулированию подписчиков.

{mosimage}В частности, генеральный директор газеты «Жизнь» Самвел Налбандян отметил, что изданию удалось поднять подписку на 36%. Издательская деятельность должна приносить прибыль от рекламных вложений, и этого, по мнению Самвела Налбандяна, реально добиться в нынешних условиях. Пессимистические утверждения о «наступлении» Интернета сильно преувеличены – «всемирная паутина» отбирает аудиторию не у печатной прессы, а у телевидения.

В ближайшее время, отметил Самвел Налбандян, совместно с Почтой необходимо решить две основные задачи: персонифицировать подписчиков и установить зависимость подписного тарифа не только от веса, но и от количества подписного тиража. Он выразил готовность осуществлять инвестиции в развитие института подписки.

{mosimage}В заключительной части встречи состоялось вручение наград АРПП по итогам подписки на первое полугодие 2006 года. Дипломы и памятные знаки были вручены лучшим подписным агентствам страны, а также 10-и лидерам подписки среди федеральных изданий, 10-и лидерам подписки среди региональных изданий и 10-и лучшим УФПС Российской Федерации.

Пресс-служба АРПП/22.03.06