Почтовые подписные тиражи падают

В начале недели на информационной встрече Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) ФГУП "Почта России" обнародовало данные, согласно которым почтовые подписные тиражи в первом полугодии 2006 года упали на 2,6% по сравнению с первым полугодием 2005 года. По мнению экспертов, ежегодное падение почтовых подписных тиражей на 3-5% будет продолжаться.

Пять основных причин падения почтовых подписных тиражей перечислил в своем докладе на заседании комитета ТПП РФ по предпринимательству в сфере средств массовой информации и книгоиздания замначальника управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Агентства по печати Юрий Пуля. Во-первых, это сокращение численности населения страны. Во-вторых, высокая стоимость подписки, которая существенно превышает розничные цены на издание. В-третьих, недопустимо долгие сроки доставки подписных тиражей "Почтой России". В-четвертых, высокий уровень развития розничной сети продаж прессы. Наконец, в-пятых, проблемой являются почтовые ящики. Формально они относятся к ведению служб ЖКХ, которые зачастую не обеспечивают сохранности помещаемой в ящики корреспонденции, в том числе и прессы.

При этом перед началом подписной кампании на первое полугодие 2006 года "Почта России" ввела новую систему тарификации своих услуг по доставке прессы. Она учитывает вес издания и географические зоны, имеющие различные коэффициенты заработной платы (всего таких зон 14). Задуманная как инструмент прозрачного ценообразования, новая система тарифов, однако, уже успела себя скомпрометировать. "В этом полугодии часть издателей получили льготы, и этим вопросом уже заинтересовалась ФАС, выдавшая предписание естественному монополисту прекратить нарушения",- отмечает Юрий Пуля. Издатели в то же время считают, что непрозрачная система предоставления скидок не позволяет заранее устанавливать конечную подписную цену. "Прозрачная система нужна,- объясняет директор по распространению и продвижению ЗАО ИД "Комсомольская правда" Александр Чекшин.- Но предоставление понижающих коэффициентов тоже должно быть прозрачным. Например, в зависимости от подписного тиража издания: для центральных изданий установить одну границу подписного тиража, дающего право на льготы, для районных - другую. Чтобы все были в равных условиях и ни у кого не было повода бегать с жалобами в ФАС".

Проведенная почтой унификация тарифов привела к увеличению стоимости доставки в большинстве регионов. "У нас выросла цена на доставку в 75% регионов, а упала только в 25%,- говорит Александр Чекшин.- При этом в "подорожавших" зонах падение подписных тиражей составило до 25%, а в "подешевевших" зонах тиражи выросли на 10-15%. В итоге общее падение почтовой подписки на ежедневную "Комсомолку" составило 11%". Падение почтовых подписных тиражей отмечали и другие издатели, в том числе и те, для кого подписка является основным каналом распространения. "По журналу "Финансовый директор" почтовая подписка упала на 15%, правда, существенно выросла альтернативная",- констатирует гендиректор Business Media Communications Анна Знаменская. Однако есть издания, почтовые подписные тиражи которых выросли, например газеты "Жизнь", "АиФ". В основном, по словам экспертов, это те издания, для которых продажи - главный источник дохода, и они пошли на существенное сокращение своей каталожной цены.

В "Почте России" признают, что качество ее услуг по доставке прессы оставляет желать лучшего. Замгендиректора ФГУП "Почта России" Геннадий Котов на правлении АРПП предложил улучшить ее работу за счет разработки федеральной программы по дотации подписки и передачи почтовых ящиков в ведение почты. Однако эти предложения кажутся участникам рынка неоднозначными. "Непонятно, пойдут ли государственные деньги на компенсации подписчикам или же их получит "Почта" под обещание улучшить качество своих услуг,- рассуждает замгендиректора компании "Инком-Пресс" Наталья Копытина.- А если передавать "Почте" ящики, то им нужно создавать отдельную службу по их эксплуатации, а это лишние затраты. В то же время это усилит монополизм "Почты" на рынке подписки, поскольку "Почта" будет решать, предоставить независимому агентству доступ к почтовым ящикам или нет".

Источник: Коммерсант / 23.03.06