Как государство, являющееся главным монополистом в сфере СМИ, собирается им помогать
На вопросы Альянса руководителей региональных СМИ России (АРС-ПРЕСС), членом которого является и "Красноярский рабочий", отвечает начальник отдела управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Геннадий КУДИЙ.
- Сегодня много говорят о государственной поддержке СМИ. Каким образом и на каких условиях редакции, имеющие различные формы собственности, могут претендовать на получение средств из федерального бюджета? - В федеральном бюджете на 2006 год размер государственной поддержки увеличен по сравнению с прошлогодним более чем втрое: предусмотрены средства в сумме 150 582 тысяч рублей. Но есть существенные отличия в порядке предоставления этой помощи. Во-первых, меняется сама ее структура. Прежде всего, стимулируется выполнение социально значимых проектов в общефедеральных, региональных и местных СМИ. Во-вторых, изменен принцип предоставления субсидий (кроме изданий для инвалидов по зрению). Если раньше финансовая поддержка оказывалась лишь изданиям определенной тематики, то теперь в рамках реализации конкретных социально значимых проектов на нее смогут претендовать СМИ любой тематической направленности, кроме рекламных и эротических. Вот как выглядит примерный порядок распределения средств. В начале года Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям объявляет конкурс на соискание государственной поддержки среди периодических изданий. В его рамках устанавливаются тематические приоритеты, ориентированные на реализацию в печатных СМИ насущных государственных интересов. По каждому направлению предполагается минимально необходимый объем и количество публикаций в печатных листах (для журналов) и полосах (для газет) с указанием тиража. Редакциям, претендующим на получение финансовой поддержки, будут возмещаться расходы, связанные с подготовкой и опубликованием социально значимых материалов: на выплату авторского гонорара с учетом отчислений на социальные нужды, на полиграфические работы и бумагу, на оплату труда работников и на распространение. Расходы определяются в процентном отношении к общим затратам редакции за предыдущий год пропорционально общему объему издания и его тиражу. Объемы финансирования определяет экспертный совет и утверждает приказом агентство по печати и массовым коммуникациям. С получателями бюджетных средств будут заключаться договоры. Официальный порядок предоставления государственных субсидий печатным изданиям на реализацию социально значимых проектов Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям опубликует после принятия постановления правительства "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" и издания приказа Минкультуры России "Об утверждении правил предоставления в 2006 году за счет средств федерального бюджета субсидий организациям в сфере печати". - Что включает в себя понятие "социально значимый проект" на медийном рынке? - Под таким проектом понимается серия тематически однородных материалов, представляющих общественные и государственные интересы, направленных на решение актуальных проблем российской действительности и опубликованных (планируемых к публикации) на страницах зарегистрированных в Российской Федерации газет, журналов, альманахов, бюллетеней и сборников. В том числе по темам: формирование социально ориентированного, экономически процветающего, демократического правового государства и зрелого гражданского общества; защита законных прав граждан и обеспечение действенности конституционных гарантий их реализации, борьба с преступностью, коррупцией и стяжательством в стране; пропаганда памятных дат истории Отечества, теории и практики российской государственности, общественной мысли, науки и культуры, направленная на воспитание у граждан патриотизма, чувства коллективной ответственности за судьбы Родины, формирование у них социального оптимизма, единства общенационального сознания, его приоритетов и ценностей, толерантности, нетерпимости к любым проявлениям национализма, ксенофобии и экстремизма в обществе. Нужно добавить к этому развитие межнационального и межконфессиального общения, сохранение самобытности народов, упрочение дружбы и тесного сотрудничества между ними, идеи национального единства; укрепление здоровья нации, сокращение смертности и увеличение рождаемости, внедрение здорового образа жизни, борьба с алкоголизмом, наркоманией, курением, игроманией, аморальным поведением и бытовой распущенностью населения, прежде всего молодежи; пропаганда семейных ценностей, культа здоровой семьи, любви к детям, бескомпромиссной борьбы с детской беспризорностью и бродяжничеством; популяризация творческого труда, ответственного и профессионального отношения к делу, общей и технической дисциплины, восстановление общественной ценности базовых профессий - рабочего, врача, учителя, инженера, труженика сельского хозяйства, ученого и так далее. Мы намерены поощрять и тех, кто пишет об укреплении имиджа армии и флота, занимается популяризацией военной службы, обоснованностью оборонных затрат и приоритета национальных интересов России в ее внешней политике. В числе приоритетов - поддержка и развитие литературного, музыкального, изобразительного, научно-технического и иных общественно полезных форм творчества населения, в особенности молодежи; социальная реклама; другие материалы и темы, ориентированные на обсуждение в обществе острых социально-экономических, общественно-политических, правовых и нравственных проблем, имеющих особо важное общественное значение. - Насколько реальной вы считаете возможность внесения изменений в закон "О почтовой связи" с тем, чтобы отнести подписку и доставку периодических изданий к "универсальным услугам"? - Мера неоднозначная. Сама по себе она, на мой взгляд, ничего не даст. "Почта России" - хозяйствующий субъект. Согласно действующему законодательству подписка для нее - услуга договорная. Работать себе в убыток никто не будет. Навязав почте подписку в качестве "универсальной услуги", без выделения необходимых ресурсов (бюджетных или, например, повсеместной передачи почте права на доставку пенсий, социальных пособий и так далее), можно добиться только одного - стагнации института подписки как такового, да и то в лучшем случае. Превращать в "универсальную услугу" доставку подписных тиражей населению имеет смысл лишь при условии субсидирования этой деятельности почты как социально значимой услуги из средств федерального и местных бюджетов. Во всех иных случаях привлекательнее выглядит идея разработки и реализации специальной целевой программы поддержки института подписки в стране. Возможно, в рамках национального проекта "Образование". - Какие меры, на ваш взгляд, помогут сохранить в нашей стране читателя? Нужно ли здесь влияние государства? - Прежде всего, необходимо качество самой прессы. Умение ее издателей найти свою нишу и читателя, жить и работать в рыночных условиях. К сожалению, далеко не всем это удается. Помощь государства в контексте сказанного - второстепенна, но она должна быть. Главным образом в законодательно-правовой сфере. Пресса, конечно же, бизнес, но бизнес особого рода, который вправе рассчитывать на особый налоговый и таможенный режимы. Оправданна и целевая адресная поддержка социально значимых проектов в СМИ. А вот от практики поддержки печатных изданий по принципу "свой" - "чужой" надо избавляться как можно быстрее. Прикормленные СМИ обычно малоинтересны населению, в силу чего их влияние на общество декоративно, а жизнеспособность без сторонней помощи близка к нулю. Есть случаи, когда помощь государства специализированной прессе, например для инвалидов, в слабонаселенных сельских районах и так далее, нужна, что называется, по определению. Но в остальных-то случаях надо учиться зарабатывать на жизнь самим. Что касается пропаганды и поддержки чтения как такового, преимущественно среди детей и молодежи, то в этом деле роль государства должна быть несравненно более значимой. И появление национального проекта "Образование" в стране именно теперь и сейчас далеко не случайно. - В чем вы вообще усматриваете роль государства в отношениях с прессой? - Должно быть партнерство в решении задач национального развития и превращения России в привлекательный для мира социально-экономический проект. Партнерство, которое строится на свободе слова и мнений, обеспеченных законодательно, не предполагает "всеобщий одобрям-с" по всему тому, что инициирует и делает власть. К сожалению, и она сама, и ее решения очень часто далеки от идеала. Исправлять кривизну предстоит еще долго и упорно, причем всем миром и во многом каждому, начиная с себя. Гражданское общество нельзя построить в стране, где нет граждан с большой буквы или их ничтожно мало. Но и становиться на позиции голого критиканства тоже нерационально. Одним словом - здоровое государство должно быть заинтересовано в том, чтобы прессы в стране было много и разной, причем прислушивалось к ней по существу, а не по форме. Ну а пресса, в свою очередь, тоже должна заставить себя уважать, по-настоящему став независимой. - Ваше мнение о необходимости кардинального пересмотра положений закона о СМИ? Что вы считаете нужным сохранить в обязательном порядке, от чего - отказаться? - Для развития российского рынка прессы, впрочем, как и любого другого, принципиальное значение имеет состояние соответствующего федерального и регионального законодательства, а сам рынок будет тем успешнее и привлекательнее для инвесторов, чем более стабильна и непротиворечива будет правовая база его функционирования. Российское законодательство о СМИ либерально и в целом создает хорошую основу для их развития как бизнеса. Но следует иметь в виду, что развитие законодательства о СМИ - процесс непрерывный, на него влияет множество объективных и субъективных факторов. Например, в первой половине 90-х годов прошлого века отечественное законодательство о СМИ развивалось очень бурно, тогда как сегодня оно, скорее, претерпевает лишь определенные трансформации, связанные с появлением в этой сфере новых реальностей. К тому же и опасных тенденций с точки зрения свободы слова и рынка как такового в этом деле тоже добавилось. Основу законодательства Российской Федерации о СМИ, как известно, составляет одноименный закон от 27 декабря 1991 года. За прошедшие годы в него были внесены изменения и дополнения - около двух десятков законодательных актов. Это диктовалось как принятием новых законов, в той или иной мере затрагивающих сферу деятельности средств массовой информации, так и сложившейся в регулирующих и судебных органах практикой применения законодательства о СМИ. Представляется, однако, что в настоящее время уже назрела необходимость не просто внесения в закон отдельных изменений, решающих узкие задачи, а серьезной корректировки всей системы законодательства в данной сфере. При этом новый закон о СМИ обязательно должен быть системообразующим актом всего законодательства страны о средствах массовой информации. Он должен не только зафиксировать права и обязанности участников рынка средств массовой информации, сложившихся на момент своего принятия, то есть гарантированно сохранить достоинства действующего закона о СМИ, но и обеспечить четкое правовое регулирование рынка на длительную перспективу, соотнеся законодательство о СМИ как с потребностями его развития, так и с другими отраслями права. По моему мнению, прежде всего необходимо привести положения закона о СМИ в соответствие с нормами действующего гражданского законодательства в части отношений собственности на средства массовой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, создаваемых или используемых в деятельности СМИ. Причем в публично-правовой сфере законодательство о СМИ должно иметь приоритет по отношению к другим нормативным актам в части обеспечения конституционных прав граждан на информацию. А совершенствование регулирования правоотношений в области СМИ не должно ограничиваться только внесением поправок в отдельно взятый нормативный акт - закон о СМИ. В контексте сказанного имеет право на жизнь и концепция закона "Об обеспечении экономической независимости СМИ", проект которого был подготовлен группой депутатов Госдумы около двух лет назад, но пока не получил дальнейшего развития. Оба этих правовых акта могут быть приняты только по результатам широкой общественной дискуссии. Прислушаться к мнению оппонентов нового закона о СМИ не только полезно, но и необходимо, поскольку их аргументация достаточно весома. В частности, автор действующего закона секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов убежден, что существует множество проектов, которые на закон о СМИ опираются и которые до сих пор не приняты. Среди них "О лицензировании телерадиовещания", "Об общественном телевидении", "Об экономической деятельности СМИ". Сходной точки зрения придерживается и заместитель председателя комитета по информационной политике Думы Борис Резник, который считает, что нынешний закон о СМИ не является устаревшим. Например, в США первой поправке к Конституции больше 200 лет, а возраст шведского закона о печати превысил 300 лет. Резник в этой связи убежден, что в первую очередь необходимо принять другие законы, касающиеся СМИ. Например, о регулировании цен на бумагу или о демонополизации СМИ. Последнее требование так и вообще относится, прежде всего, к государству, которое по факту является в сфере СМИ главным монополистом. Да и в администрации президента РФ к этой теме пока особого интереса тоже не проявляют. В общем, перспективы принятия нового закона о СМИ выглядят туманно. Согласно плану действий по реализации основных направлений государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций Минкультуры должно представить в правительство проект новой редакции федерального закона "О средствах массовой информации" в первом квартале 2007 года. Так ли это будет на самом деле, сказать трудно. Но даже если министерство сроки выдержит, с большой долей вероятности можно утверждать, что ранее 2008 года проект вряд ли попадет в Госдуму. Конечно, если только в дело не вмешается политика. Источник:Красноярский рабочий, 24.03.2006
- Сегодня много говорят о государственной поддержке СМИ. Каким образом и на каких условиях редакции, имеющие различные формы собственности, могут претендовать на получение средств из федерального бюджета? - В федеральном бюджете на 2006 год размер государственной поддержки увеличен по сравнению с прошлогодним более чем втрое: предусмотрены средства в сумме 150 582 тысяч рублей. Но есть существенные отличия в порядке предоставления этой помощи. Во-первых, меняется сама ее структура. Прежде всего, стимулируется выполнение социально значимых проектов в общефедеральных, региональных и местных СМИ. Во-вторых, изменен принцип предоставления субсидий (кроме изданий для инвалидов по зрению). Если раньше финансовая поддержка оказывалась лишь изданиям определенной тематики, то теперь в рамках реализации конкретных социально значимых проектов на нее смогут претендовать СМИ любой тематической направленности, кроме рекламных и эротических. Вот как выглядит примерный порядок распределения средств. В начале года Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям объявляет конкурс на соискание государственной поддержки среди периодических изданий. В его рамках устанавливаются тематические приоритеты, ориентированные на реализацию в печатных СМИ насущных государственных интересов. По каждому направлению предполагается минимально необходимый объем и количество публикаций в печатных листах (для журналов) и полосах (для газет) с указанием тиража. Редакциям, претендующим на получение финансовой поддержки, будут возмещаться расходы, связанные с подготовкой и опубликованием социально значимых материалов: на выплату авторского гонорара с учетом отчислений на социальные нужды, на полиграфические работы и бумагу, на оплату труда работников и на распространение. Расходы определяются в процентном отношении к общим затратам редакции за предыдущий год пропорционально общему объему издания и его тиражу. Объемы финансирования определяет экспертный совет и утверждает приказом агентство по печати и массовым коммуникациям. С получателями бюджетных средств будут заключаться договоры. Официальный порядок предоставления государственных субсидий печатным изданиям на реализацию социально значимых проектов Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям опубликует после принятия постановления правительства "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" и издания приказа Минкультуры России "Об утверждении правил предоставления в 2006 году за счет средств федерального бюджета субсидий организациям в сфере печати". - Что включает в себя понятие "социально значимый проект" на медийном рынке? - Под таким проектом понимается серия тематически однородных материалов, представляющих общественные и государственные интересы, направленных на решение актуальных проблем российской действительности и опубликованных (планируемых к публикации) на страницах зарегистрированных в Российской Федерации газет, журналов, альманахов, бюллетеней и сборников. В том числе по темам: формирование социально ориентированного, экономически процветающего, демократического правового государства и зрелого гражданского общества; защита законных прав граждан и обеспечение действенности конституционных гарантий их реализации, борьба с преступностью, коррупцией и стяжательством в стране; пропаганда памятных дат истории Отечества, теории и практики российской государственности, общественной мысли, науки и культуры, направленная на воспитание у граждан патриотизма, чувства коллективной ответственности за судьбы Родины, формирование у них социального оптимизма, единства общенационального сознания, его приоритетов и ценностей, толерантности, нетерпимости к любым проявлениям национализма, ксенофобии и экстремизма в обществе. Нужно добавить к этому развитие межнационального и межконфессиального общения, сохранение самобытности народов, упрочение дружбы и тесного сотрудничества между ними, идеи национального единства; укрепление здоровья нации, сокращение смертности и увеличение рождаемости, внедрение здорового образа жизни, борьба с алкоголизмом, наркоманией, курением, игроманией, аморальным поведением и бытовой распущенностью населения, прежде всего молодежи; пропаганда семейных ценностей, культа здоровой семьи, любви к детям, бескомпромиссной борьбы с детской беспризорностью и бродяжничеством; популяризация творческого труда, ответственного и профессионального отношения к делу, общей и технической дисциплины, восстановление общественной ценности базовых профессий - рабочего, врача, учителя, инженера, труженика сельского хозяйства, ученого и так далее. Мы намерены поощрять и тех, кто пишет об укреплении имиджа армии и флота, занимается популяризацией военной службы, обоснованностью оборонных затрат и приоритета национальных интересов России в ее внешней политике. В числе приоритетов - поддержка и развитие литературного, музыкального, изобразительного, научно-технического и иных общественно полезных форм творчества населения, в особенности молодежи; социальная реклама; другие материалы и темы, ориентированные на обсуждение в обществе острых социально-экономических, общественно-политических, правовых и нравственных проблем, имеющих особо важное общественное значение. - Насколько реальной вы считаете возможность внесения изменений в закон "О почтовой связи" с тем, чтобы отнести подписку и доставку периодических изданий к "универсальным услугам"? - Мера неоднозначная. Сама по себе она, на мой взгляд, ничего не даст. "Почта России" - хозяйствующий субъект. Согласно действующему законодательству подписка для нее - услуга договорная. Работать себе в убыток никто не будет. Навязав почте подписку в качестве "универсальной услуги", без выделения необходимых ресурсов (бюджетных или, например, повсеместной передачи почте права на доставку пенсий, социальных пособий и так далее), можно добиться только одного - стагнации института подписки как такового, да и то в лучшем случае. Превращать в "универсальную услугу" доставку подписных тиражей населению имеет смысл лишь при условии субсидирования этой деятельности почты как социально значимой услуги из средств федерального и местных бюджетов. Во всех иных случаях привлекательнее выглядит идея разработки и реализации специальной целевой программы поддержки института подписки в стране. Возможно, в рамках национального проекта "Образование". - Какие меры, на ваш взгляд, помогут сохранить в нашей стране читателя? Нужно ли здесь влияние государства? - Прежде всего, необходимо качество самой прессы. Умение ее издателей найти свою нишу и читателя, жить и работать в рыночных условиях. К сожалению, далеко не всем это удается. Помощь государства в контексте сказанного - второстепенна, но она должна быть. Главным образом в законодательно-правовой сфере. Пресса, конечно же, бизнес, но бизнес особого рода, который вправе рассчитывать на особый налоговый и таможенный режимы. Оправданна и целевая адресная поддержка социально значимых проектов в СМИ. А вот от практики поддержки печатных изданий по принципу "свой" - "чужой" надо избавляться как можно быстрее. Прикормленные СМИ обычно малоинтересны населению, в силу чего их влияние на общество декоративно, а жизнеспособность без сторонней помощи близка к нулю. Есть случаи, когда помощь государства специализированной прессе, например для инвалидов, в слабонаселенных сельских районах и так далее, нужна, что называется, по определению. Но в остальных-то случаях надо учиться зарабатывать на жизнь самим. Что касается пропаганды и поддержки чтения как такового, преимущественно среди детей и молодежи, то в этом деле роль государства должна быть несравненно более значимой. И появление национального проекта "Образование" в стране именно теперь и сейчас далеко не случайно. - В чем вы вообще усматриваете роль государства в отношениях с прессой? - Должно быть партнерство в решении задач национального развития и превращения России в привлекательный для мира социально-экономический проект. Партнерство, которое строится на свободе слова и мнений, обеспеченных законодательно, не предполагает "всеобщий одобрям-с" по всему тому, что инициирует и делает власть. К сожалению, и она сама, и ее решения очень часто далеки от идеала. Исправлять кривизну предстоит еще долго и упорно, причем всем миром и во многом каждому, начиная с себя. Гражданское общество нельзя построить в стране, где нет граждан с большой буквы или их ничтожно мало. Но и становиться на позиции голого критиканства тоже нерационально. Одним словом - здоровое государство должно быть заинтересовано в том, чтобы прессы в стране было много и разной, причем прислушивалось к ней по существу, а не по форме. Ну а пресса, в свою очередь, тоже должна заставить себя уважать, по-настоящему став независимой. - Ваше мнение о необходимости кардинального пересмотра положений закона о СМИ? Что вы считаете нужным сохранить в обязательном порядке, от чего - отказаться? - Для развития российского рынка прессы, впрочем, как и любого другого, принципиальное значение имеет состояние соответствующего федерального и регионального законодательства, а сам рынок будет тем успешнее и привлекательнее для инвесторов, чем более стабильна и непротиворечива будет правовая база его функционирования. Российское законодательство о СМИ либерально и в целом создает хорошую основу для их развития как бизнеса. Но следует иметь в виду, что развитие законодательства о СМИ - процесс непрерывный, на него влияет множество объективных и субъективных факторов. Например, в первой половине 90-х годов прошлого века отечественное законодательство о СМИ развивалось очень бурно, тогда как сегодня оно, скорее, претерпевает лишь определенные трансформации, связанные с появлением в этой сфере новых реальностей. К тому же и опасных тенденций с точки зрения свободы слова и рынка как такового в этом деле тоже добавилось. Основу законодательства Российской Федерации о СМИ, как известно, составляет одноименный закон от 27 декабря 1991 года. За прошедшие годы в него были внесены изменения и дополнения - около двух десятков законодательных актов. Это диктовалось как принятием новых законов, в той или иной мере затрагивающих сферу деятельности средств массовой информации, так и сложившейся в регулирующих и судебных органах практикой применения законодательства о СМИ. Представляется, однако, что в настоящее время уже назрела необходимость не просто внесения в закон отдельных изменений, решающих узкие задачи, а серьезной корректировки всей системы законодательства в данной сфере. При этом новый закон о СМИ обязательно должен быть системообразующим актом всего законодательства страны о средствах массовой информации. Он должен не только зафиксировать права и обязанности участников рынка средств массовой информации, сложившихся на момент своего принятия, то есть гарантированно сохранить достоинства действующего закона о СМИ, но и обеспечить четкое правовое регулирование рынка на длительную перспективу, соотнеся законодательство о СМИ как с потребностями его развития, так и с другими отраслями права. По моему мнению, прежде всего необходимо привести положения закона о СМИ в соответствие с нормами действующего гражданского законодательства в части отношений собственности на средства массовой информации, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и приравненных к ним средств индивидуализации, создаваемых или используемых в деятельности СМИ. Причем в публично-правовой сфере законодательство о СМИ должно иметь приоритет по отношению к другим нормативным актам в части обеспечения конституционных прав граждан на информацию. А совершенствование регулирования правоотношений в области СМИ не должно ограничиваться только внесением поправок в отдельно взятый нормативный акт - закон о СМИ. В контексте сказанного имеет право на жизнь и концепция закона "Об обеспечении экономической независимости СМИ", проект которого был подготовлен группой депутатов Госдумы около двух лет назад, но пока не получил дальнейшего развития. Оба этих правовых акта могут быть приняты только по результатам широкой общественной дискуссии. Прислушаться к мнению оппонентов нового закона о СМИ не только полезно, но и необходимо, поскольку их аргументация достаточно весома. В частности, автор действующего закона секретарь Союза журналистов России Михаил Федотов убежден, что существует множество проектов, которые на закон о СМИ опираются и которые до сих пор не приняты. Среди них "О лицензировании телерадиовещания", "Об общественном телевидении", "Об экономической деятельности СМИ". Сходной точки зрения придерживается и заместитель председателя комитета по информационной политике Думы Борис Резник, который считает, что нынешний закон о СМИ не является устаревшим. Например, в США первой поправке к Конституции больше 200 лет, а возраст шведского закона о печати превысил 300 лет. Резник в этой связи убежден, что в первую очередь необходимо принять другие законы, касающиеся СМИ. Например, о регулировании цен на бумагу или о демонополизации СМИ. Последнее требование так и вообще относится, прежде всего, к государству, которое по факту является в сфере СМИ главным монополистом. Да и в администрации президента РФ к этой теме пока особого интереса тоже не проявляют. В общем, перспективы принятия нового закона о СМИ выглядят туманно. Согласно плану действий по реализации основных направлений государственной политики в сфере культуры и массовых коммуникаций Минкультуры должно представить в правительство проект новой редакции федерального закона "О средствах массовой информации" в первом квартале 2007 года. Так ли это будет на самом деле, сказать трудно. Но даже если министерство сроки выдержит, с большой долей вероятности можно утверждать, что ранее 2008 года проект вряд ли попадет в Госдуму. Конечно, если только в дело не вмешается политика. Источник:Красноярский рабочий, 24.03.2006