Первое, что приходит в голову при упоминании такой страны, как Великобритания, это приверженность традициям. Это касается и рынка распространения. Одна из самых старейших и крупных компаний по оптово-розничному распространению прессы в мире WHSmith News работает на рынке Великобритании уже более 200 лет. Ричард ВЕББ, директор по информационным системам компании, рассказал «Курьеру печати» о работе WHSmith News на рынке дистрибуции Великобритании.
– Расскажите, пожалуйста, о деятельности вашей компании. Как давно вы существуете на рынке и каковы направления вашей работы? – Компания WHSmith News существует на рынке более 200 лет – с 1792 года. Это одна из старейших компаний в мире. В Великобритании на долю нашей компании приходится более 40% рынка распространения прессы. Помимо оптового распространения, мы также занимаемся розничной торговлей: у нас есть магазины, в которых продаются газеты, журналы, развлекательные издания. Более 10% всей периодики в Великобритании продается через наши торговые точки. Мы располагаем 595 точками на улице и 210 – в аэропортах, вокзалах и других подобных местах, где часто появляются путешественники. Магазины, где пресса продается в розницу, совсем не похожи на киоски в России. Это большие магазины на центральных улицах города или магазинчики в крупных торговых центрах. Торговые объекты занимают площади от 100 до 2 000 кв. м. На вокзалах и в аэропортах также обслуживают покупателей и маленькие киоски, и достаточно крупные магазины. Что касается системы распространения, наши склады такие же, как в Москве, но они располагаются на территории всей страны, а не в одном месте. У нашей компании около 24 депо, использующих те же технологии, что и в России. Еженедельно WHSmith News оптом реализует более чем 50 млн. газет и журналов, 24 тыс. изданий уходит через розницу. Общий оборот компании составляет около 1 млрд. фунтов стерлингов в области оптового распространения и 1,5 млрд. – в области розницы. – Ваша компания разработала программное обеспечение для распространителей. Насколько успешно оно функционирует? – Впервые мы начали создавать информационные системы семь лет назад. Потребность в создании программного обеспечения возникла в связи с тем, что старая система больше не удовлетворяла потребности растущего бизнеса. Мы хотели качественнее и одновременно с более дешевыми затратами контролировать производственные процессы. Стало необходимо оперативно предоставлять любую информацию всем, кто задействован в нашей системе распространения, – и издателям, и розничным продавцам: финансовое состояние, количество продаж за определенный период и т.д. Помимо этого, мы были заинтересованы в том, чтобы лучше управлять продажами в супермаркетах. Созданная нами ИT-система работает во всех аспектах торговой деятельности компании, включая логистику, финансы, системы заказов, прогнозирование и контроль данных. Теперь возможно осуществлять торговлю и предоставлять информацию через Интернет, взаимодействовать с розничными продавцами, чтобы иметь представление о том, какие товары и в какое время они реализуют. – Является ли данная ИT-система вашим конкурентным преимуществом? – WHSmith News – самый крупный распространитель в Великобритании. У нас очень прозрачная деятельность, то есть мы лучше всех контролируем все процессы. Розничным продавцам мы гарантируем наивысшее качество предоставляемых услуг. А созданная нами ИT-система, безусловно, помогает нам быть сильнее наших конкурентов. – Как бы вы оценили рынок прессы Англии в целом? – Рынок прессы Великобритании очень зрелый. Продажи растут не очень быстро, потому что розничный рынок очень насыщен. В течение последних 15 лет в Великобритании были небольшие проблемы именно с теми типами розничной торговли, с которыми мы работали. Доля продажи прессы через супермаркеты возросла с 2 до 30%. Торговые точки, где раньше продавались только пресса, табак и некоторые сладости, на сегодняшний день распространяют обширный ассортимент товаров. Влияние супермаркетов на рынке Англии очень сильно увеличилось. – Это расценивается как негативная тенденция? – Да, это мнение многих – и тех, кто работает в бизнесе, и тех, кто просто покупает продукцию в супермаркетах. Сначала появление супермаркетов на рынке и высокий процент их роста были восприняты всеми крайне позитивно, однако теперь супермаркеты не только пытаются контролировать сеть поставки и цены, но и вытесняют с рынка очень большое количество мелких распространительских компаний. Для WHSmith News этот факт означает то, что с каждым разом приходится оказывать все большее количество услуг, а прибыль за одни и те же услуги становится все меньше и меньше. Чтобы остановить эту тенденцию, приходится менять системы с целью уменьшить затраты. И наши ИT-системы являются частью решения этой проблемы. – Помимо этого, существуют ли на британском рынке прессы другие «болевые точки»? Например, в России дистрибьюторы обеспокоены проблемой предоплаты, большого количества возвратов. А что особенно беспокоит распространителей Великобритании? – В Великобритании также очень большой объем возвратов. Продукция становится очень неудобной в обращении, очень большой и тяжелой, когда, например, к печатному изданию может быть приложен DVD диск. Соответственно, возрастает стоимость логистических услуг. Приходится лучше управлять процессами, так, чтобы они были рентабельнее. Издателям очень сложно увеличить продажи своей продукции, поэтому они начинают увеличивать ее количество с целью расширить то пространство, которое они занимают на рынке, и вытеснить конкурентов. Объем возвратов в течение последних десяти лет постоянно растет и сейчас достигает примерно 42%. С издателями идет настоящая битва, целью которой является уменьшение печатаемой продукции, потому что рынку такой большой объем просто не нужен. – Распространители Великобритании всегда обладали так называемой территориальной эксклюзивностью на определенное торговое место. Однако в последнее время местные антимонопольные органы пытаются лишить распространителей этого права. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию. – Уже в течение двух лет антимонопольные органы проводят расследование и до сих пор не могут принять окончательного решения. Издатели газетной продукции в Великобритании занимают очень серьезное положение на рынке, имеют политическое влияние и не хотят, чтобы что-то менялось. В связи этим антимонопольным органам очень тяжело изменить сложившуюся ситуацию. К тому же большой проблемой является то, что любые изменения могут привести к укреплению позиций супермаркетов. И тогда несколько тысяч мелких розничных компаний будут вытеснены с рынка. Данный факт дестабилизирует ситуацию не только на рынке прессы Великобритании, но и в других областях. Ситуация осложняется еще и тем, что антимонопольные органы и правительство постоянно проводят дополнительные расследования. На прошлой неделе наше правительство заявило о том, что будет выпущен некий регламентирующий документ, который будет касаться всех заинтересованных сторон, а окончательное решение не будет принято до осени. Правительство обсуждает этот вопрос уже очень долго, однако неизвестно, что будет в итоге Источник: журнал "Курьер печати" / N 11, 2006
– Расскажите, пожалуйста, о деятельности вашей компании. Как давно вы существуете на рынке и каковы направления вашей работы? – Компания WHSmith News существует на рынке более 200 лет – с 1792 года. Это одна из старейших компаний в мире. В Великобритании на долю нашей компании приходится более 40% рынка распространения прессы. Помимо оптового распространения, мы также занимаемся розничной торговлей: у нас есть магазины, в которых продаются газеты, журналы, развлекательные издания. Более 10% всей периодики в Великобритании продается через наши торговые точки. Мы располагаем 595 точками на улице и 210 – в аэропортах, вокзалах и других подобных местах, где часто появляются путешественники. Магазины, где пресса продается в розницу, совсем не похожи на киоски в России. Это большие магазины на центральных улицах города или магазинчики в крупных торговых центрах. Торговые объекты занимают площади от 100 до 2 000 кв. м. На вокзалах и в аэропортах также обслуживают покупателей и маленькие киоски, и достаточно крупные магазины. Что касается системы распространения, наши склады такие же, как в Москве, но они располагаются на территории всей страны, а не в одном месте. У нашей компании около 24 депо, использующих те же технологии, что и в России. Еженедельно WHSmith News оптом реализует более чем 50 млн. газет и журналов, 24 тыс. изданий уходит через розницу. Общий оборот компании составляет около 1 млрд. фунтов стерлингов в области оптового распространения и 1,5 млрд. – в области розницы. – Ваша компания разработала программное обеспечение для распространителей. Насколько успешно оно функционирует? – Впервые мы начали создавать информационные системы семь лет назад. Потребность в создании программного обеспечения возникла в связи с тем, что старая система больше не удовлетворяла потребности растущего бизнеса. Мы хотели качественнее и одновременно с более дешевыми затратами контролировать производственные процессы. Стало необходимо оперативно предоставлять любую информацию всем, кто задействован в нашей системе распространения, – и издателям, и розничным продавцам: финансовое состояние, количество продаж за определенный период и т.д. Помимо этого, мы были заинтересованы в том, чтобы лучше управлять продажами в супермаркетах. Созданная нами ИT-система работает во всех аспектах торговой деятельности компании, включая логистику, финансы, системы заказов, прогнозирование и контроль данных. Теперь возможно осуществлять торговлю и предоставлять информацию через Интернет, взаимодействовать с розничными продавцами, чтобы иметь представление о том, какие товары и в какое время они реализуют. – Является ли данная ИT-система вашим конкурентным преимуществом? – WHSmith News – самый крупный распространитель в Великобритании. У нас очень прозрачная деятельность, то есть мы лучше всех контролируем все процессы. Розничным продавцам мы гарантируем наивысшее качество предоставляемых услуг. А созданная нами ИT-система, безусловно, помогает нам быть сильнее наших конкурентов. – Как бы вы оценили рынок прессы Англии в целом? – Рынок прессы Великобритании очень зрелый. Продажи растут не очень быстро, потому что розничный рынок очень насыщен. В течение последних 15 лет в Великобритании были небольшие проблемы именно с теми типами розничной торговли, с которыми мы работали. Доля продажи прессы через супермаркеты возросла с 2 до 30%. Торговые точки, где раньше продавались только пресса, табак и некоторые сладости, на сегодняшний день распространяют обширный ассортимент товаров. Влияние супермаркетов на рынке Англии очень сильно увеличилось. – Это расценивается как негативная тенденция? – Да, это мнение многих – и тех, кто работает в бизнесе, и тех, кто просто покупает продукцию в супермаркетах. Сначала появление супермаркетов на рынке и высокий процент их роста были восприняты всеми крайне позитивно, однако теперь супермаркеты не только пытаются контролировать сеть поставки и цены, но и вытесняют с рынка очень большое количество мелких распространительских компаний. Для WHSmith News этот факт означает то, что с каждым разом приходится оказывать все большее количество услуг, а прибыль за одни и те же услуги становится все меньше и меньше. Чтобы остановить эту тенденцию, приходится менять системы с целью уменьшить затраты. И наши ИT-системы являются частью решения этой проблемы. – Помимо этого, существуют ли на британском рынке прессы другие «болевые точки»? Например, в России дистрибьюторы обеспокоены проблемой предоплаты, большого количества возвратов. А что особенно беспокоит распространителей Великобритании? – В Великобритании также очень большой объем возвратов. Продукция становится очень неудобной в обращении, очень большой и тяжелой, когда, например, к печатному изданию может быть приложен DVD диск. Соответственно, возрастает стоимость логистических услуг. Приходится лучше управлять процессами, так, чтобы они были рентабельнее. Издателям очень сложно увеличить продажи своей продукции, поэтому они начинают увеличивать ее количество с целью расширить то пространство, которое они занимают на рынке, и вытеснить конкурентов. Объем возвратов в течение последних десяти лет постоянно растет и сейчас достигает примерно 42%. С издателями идет настоящая битва, целью которой является уменьшение печатаемой продукции, потому что рынку такой большой объем просто не нужен. – Распространители Великобритании всегда обладали так называемой территориальной эксклюзивностью на определенное торговое место. Однако в последнее время местные антимонопольные органы пытаются лишить распространителей этого права. Прокомментируйте, пожалуйста, эту ситуацию. – Уже в течение двух лет антимонопольные органы проводят расследование и до сих пор не могут принять окончательного решения. Издатели газетной продукции в Великобритании занимают очень серьезное положение на рынке, имеют политическое влияние и не хотят, чтобы что-то менялось. В связи этим антимонопольным органам очень тяжело изменить сложившуюся ситуацию. К тому же большой проблемой является то, что любые изменения могут привести к укреплению позиций супермаркетов. И тогда несколько тысяч мелких розничных компаний будут вытеснены с рынка. Данный факт дестабилизирует ситуацию не только на рынке прессы Великобритании, но и в других областях. Ситуация осложняется еще и тем, что антимонопольные органы и правительство постоянно проводят дополнительные расследования. На прошлой неделе наше правительство заявило о том, что будет выпущен некий регламентирующий документ, который будет касаться всех заинтересованных сторон, а окончательное решение не будет принято до осени. Правительство обсуждает этот вопрос уже очень долго, однако неизвестно, что будет в итоге Источник: журнал "Курьер печати" / N 11, 2006