Александр Оськин, председатель правления АРПП:"Любой каприз - за ваши деньги"

На недавней информационной встрече Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) участникам медиа-рынка была предложена новая система договоров между издателями и распространителями. По мнению Александра Оськина, председателя правления АРПП, она позволит сделать рынок более прозрачным и приблизит Россию к работе по европейским стандартам.

- АРПП предложила новую систему договоров в некотором смысле от тупиковой ситуации на рынке. На протяжении нескольких лет мы пропагандируем и разъясняем преимущества работы по агентским договорам, в основе которых - комиссионные отношения между издателями и распространителями. Суть этих отношений в том, что вся система распространения от опта до розницы работает в найме у издателя. Он оплачивает ее работу, обеспечивает соответствующий уровень рентабельности, контролирует процесс распространения и управляет им. Система успешно действует в Европе, а в России этого не получается. Во-первых, в силу не очень благоприятной законодательной базы. Во-вторых, в силу менталитета участников рынка и его традиций. Ныне существующая модель договора, по сути, является простым договором купли-продажи. Издатель создает продукт, отдает его в систему распространения и теряет право владения им. Распространитель же наоборот - покупает товар и может делать с ним все, что угодно. Понимая законодательные сложности и менталитет российских игроков рынка прессы, АРПП предложила двигаться к агентским отношениям маленькими шагами - через новую систему договоров. Они позволяют издателю вычленить в сфере распространения необходимые для себя услуги и оплачивать их, согласно договоренности. Управляя таким образом системой распространения и делая ее более прозрачной.

Мы подготовили три договора. Первый – договор поставки, который, собственно, и определяет варианты договора купли-продажи, описывает производственные, коммерческие и прочие отношения между издателями и распространителями. Второй - договор на оказание логистических услуг. Он, в том числе, связан с оплатой издателем одной из основных услуг – доставки. Издатель вправе выбирать: либо самостоятельно заниматься развозом продукции, либо нанимать распространителя. Причем логистические услуги могут оказываться как в масштабах региона, так и в масштабах страны. Третий договор – информационный - регулирует маркетинговые, информационные, рекламные услуги. Наши оппоненты говорят, что в этом нет ничего нового. Но мы и не претендуем на открытие века. Мы просто постарались увидеть на рынке то, что работает более-менее нормально, вычленить это и предложить как шаг к прогрессу.

Договоров может быть гораздо больше, но если заработают хотя бы эти три, рынок приблизится к комиссионным отношениям. А я глубоко уверен, что будущее именно в них. Главное, чтобы издатель управлял своими тиражами и ценами, то есть был заказчиком всего комплекса услуг от момента создания товара до его реализации в розницу или по подписке. Но управлять и не нести ответственности нельзя. Если вы, уважаемые товаропроизводители, нанимаете сеть распространения, то будьте готовы ее содержать и принимать на себя все риски, так как это делается в Европе. В противном случае остаются два самостоятельных бизнеса, и заставить распространителя действовать в ваших интересах не получится.

В России рынок распространения развивается очень динамично, поскольку быстро растет покупательная способность населения. Но его перспективы зависят от самих игроков. Пока главными препятствиями являются инертность мышления и необразованность участников рынка СМИ. Мы уже несколько лет пытаемся объяснить, что и в распространении есть понятие рентабельности, что пресса это тоже товар. Нельзя призывать людей заниматься распространением во имя благотворительности. Иногда говорят: вы должны, это социально значимые проекты. А почему, собственно говоря, должны? Ведь это рынок. Невозможно призывать к рыночным отношениям во всем обществе и отказываться от них в отдельно взятом сегменте. Если издатель заинтересован в качественной доставке и реализации продукции, он должен понимать экономические механизмы работы сети распространения. И тогда - любой каприз за ваши деньги. Распространители говорят в этом случае - вы только оплатите, и мы сделаем все, что пожелаете: и довезем, и продадим, и хоть бантик на каждый ваш журнал завяжем.

Источник: журнал "Новости СМИ"/ N 6, 2006