Почте России порекомендовали выписаться из МАП

Вчера Федеральное агентство связи (Россвязь) рекомендовало ФГУП "Почта России" в месячный срок выйти из состава учредителей ООО "Межрегиональное агентство подписки" (МАП). В Россвязи утверждают, что такое решение принято, "чтобы институт подписки в России развивался цивилизованно, а не путем преследования интересов определенных групп лиц". Участники рынка заявляют, что "Почта России" отказалась от доли в МАП только после прямого вмешательства вице-премьера Дмитрия Медведева.

В Россвязи признают, что выводят "Почту России" из состава учредителей ООО МАП под давлением участников рынка подписки. В последние два года противостояние между МАП и другими участниками рынка подписки стало особенно жестким: МАП поставило под контроль 27% рынка подписки, и его участники стали регулярно обвинять "Почту России" в неприкрытом лоббировании интересов этой компании, в которой ФГУПу принадлежало 7% долей. "Решение выйти из состава учредителей принято, чтобы избежать дальнейших необоснованных нападок и обвинений "Почты России" в неких предпочтениях в сторону МАП, - заявил вчера Ъ пресс-секретарь Россвязи Павел Морозов. - В последнее время эта тема активно обсуждалось в Совете федерации, деятельностью "Почты России" в этой связи заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба".

По словам господина Морозова, выход "Почты" из состава учредителей МАП продемонстрирует, что деятельность ФГУП на рынке подписки абсолютно прозрачна: "Решение принято, чтобы институт подписки в целом в России развивался цивилизованно, а не путем преследования интересов определенных групп лиц". Павел Морозов отметил, что семипроцентная доля "Почты" в МАП, скорее всего, будет передана на баланс ООО, которое решит, что делать с этим активом. Источник в "Почте России" подтвердил Ъ, что в компании получили рекомендацию Россвязи. "Мы уже направили в Россвязь уведомление, что на днях выходим из состава МАП", - сообщил он. Глава МАП Андрей Шишлин вчера отказался от комментариев, посоветовав обратиться в пресс-службу группы компаний "Логос" (основной учредитель МАП). Однако пресс-секретарь "Логоса" Алексей Ракчеев вчера не смог ответить на вопросы Ъ.

Участники рынка называют выход "Почты России" из состава учредителей МАП ожидаемым событием. "Этот вопрос обсуждался 24 марта на заседании комитета по предпринимательству в сфере СМИ и книгоиздания Торгово-промышленной палаты, - говорит пресс-секретарь Гильдии издателей периодической печати Антон Назаров. - Участники заседания заявили представителям Россвязи, что, войдя в состав учредителей МАП, "Почта России" фактически делегировала часть своих функций как госструктуры и естественного монополиста коммерческому предприятию. Замруководителя Россвязи Антон Щеголихин с аргументами согласился и пообещал устранить эту ситуацию". Издатели связывают действия Россвязи с тем, что конфликтом на рынке распространения занялся первый вице-премьер правительства Дмитрий Медведев. "Они поспешили вывести "Почту" из учредителей МАП потому, что вопросом о том, как организована подписка на периодические издания, заинтересовался лично Дмитрий Медведев, - рассказывает Антон Назаров. - Только благодаря его вмешательству Россвязь сделала этот единственно правильный для рынка подписки шаг. К сожалению, это очень запоздалое решение: то, что монополист в доставке периодической печати непосредственно занимался бизнесом подписных агентств, разрушило конкуренцию на рынке".

Издатели, более того, опасаются, что ФГУП не собирается отказываться от своей доли в МАП. "Все упирается в то, кому будет уступлена доля "Почты" в ООО: будет ли это реальный продуманный шаг по устранению преференций для МАП или виртуальная сделка, - отмечает топ-менеджер одного из крупных издательских домов. - Если эта доля не перейдет к некоему виртуальному предприятию, подконтрольному "Почте" же, игроки рынка подписки могут получить равные условия".

Кроме того, издатели считают, что еще более существенная проблема - политика "Почты" как института, через который доставляются подписные издания. "Она вызывает гораздо больше вопросов, чем участие "Почты" в этом сомнительном бизнесе", - считает председатель совета директоров ИД "Ашет Филипаки Шкулев" Виктор Шкулев. По его мнению, "Почта" сегодня неадекватно оценивает рыночную стоимость услуг, которые она оказывает рынку СМИ. "Сейчас тарифы явно завышены, а качество услуг вызывает большие вопросы, - говорит он. - Например, во Владимирской области мы выпускаем ежедневную газету "Призыв". Однако "Почта" доставляет ее в районы области всего три раза в неделю".

Источник: Коммерсант / 29.03.06