"Эксперт" в свободном плавании - трудности и достижения

Журнал «Эксперт» - один из старейших и авторитетных деловых изданий в России. География его распространения достаточно обширна - от Балтийского моря до казахских степей с Запада на Восток, и от Сибири до родины «Оранжевой революции» с Севера на Юг. Более года назад, когда журналисты-акционеры- издания выкупили пакет акций у «Проф-Медиа», «Эксперт» пошел в «свободное плавание». О достижениях и трудностях самостоятельной жизни «Эксперта» в интервью «Новостям СМИ» поведал генеральный директор ЗАО «Группа «Эксперт» Олег Ходенков. Досье Ходенков Олег Александрович родился в Белоруссии. Окончил исторический факультет (1985 г.) и аспирантуру МГУ (1988 г.). Кандидат исторических наук. В 2002 г. окончил Институт бизнеса и делового администрирования Академии народного хозяйства пр Правительсве РФ по программе «стратегическое управление». Магистр менеджмента. В 1988-1993 гг. преподавал на историческом факультете МГУ. В 1993 г. работал референтом фонда «Реформа». В 1994 – 1997 гг. – начальник отдела, заместитель начальника управления информационного обеспечения «ОНЭКСИМБанка». В июле 1997 г. перешел на работу в Издательский дом «Эксперт» директором ЗАО «Рейтинговое агентство «Эксперт РА». В 1999 – 2004 гг. – первый заместитель генерального директора управляющей компании медиахолдинга «Проф-медиа». С октября 2004 г. – исполнительный директор ЗАО «Журнал «Эксперт». С ноября 2005 г. – генеральный директор ЗАО «Группа «Эксперт».

Прошлый год для журнала «Эксперт» был юбилейным. Кроме того, что был преодолен десятилетний, рубеж, сутествования на российском рынке, что нового он принес для компании?

- Говоря о результатах прошедшего года, я бы отметил несколько принципиально важных моментов. Во-первых, были решены все основные задачи реструктуризации активов и бизнеса «Группы «Эксперт», поставленные акционерами передо мной в конце 2004 года, когда я пришел в компанию. Мы провели реорганизацию структуры управления «Группы «Эксперт», создали систему финансового управления по всем компаниям, входящим в Группу. Выстроили эффективную практику бюджетирования и, соответственно, финансового контроля по всем «экспертовским» проекгам как в Москве, так и в регионах Внедрили практику разработки бизнес-планов для новых проектов В итоге для акционеров компании бизнес стал прозрачным и понятным.

Во-вторых, был запущен ряд новых проектов, а некоторые старые подверглись реорганизации и перепозиционированию. Речь идет о еще одном региональном проекте «Группы «Эксперт» - журнале «Эксперт - Волга» и журнале о личных финансах «Д-штрих» («'D'»), который в конце 2005 года начал выходить как приложение «Эксперта», а с апреля 2006 года станет самостоятельным изданием. Кардинальные изменения коснулись и приложения «Вещь». В-третьих, на мой взгляд, мы сделали принципиальный для развития самого, «Эксперта» шаг - перевели печать журнала из Финляндии в Россию. Сейчас мы печатаемся в «Пушкинской площади». Это решение было, как мне кажется, важным и стратегически верным.

- Это связано с прошлогодним «бумажным» кризисом в Финляндии, или возникли разногласия со Scanweb, которые вас печатали?

- У нас не бьшо, и нет претензий Scanweb, мы с ними проработали 10 лет. Причина в другом. Когда мы катались в Финляндии, у нас была сложная логистика, а главное, она не дала должного эффекта, потому что мы изначально проигрывали конкурентам по времени появления нашего журнала у читателей. Дело в том, что, в отличие от наших конкурентов, мы сдавались (и сдаемся) в печать в пятницу, и в Москве появлялись не в понедельник, как все другие издания, а во вторник. В регионы мы заходили с еще большим опозданием. Поэтому когда перевели печать в Москву мы сразу же выиграли 2-3 дня по доставке и по появлению журнала в распространительских сетах соответственно. В Москве и Петербурге мы стали стабильно появляться в понедельник, в других городах-миллионниках во вторник.

-Но в Финляндии было дешевле печататься,..

- В «Пушкинской площади" мы видели, прежде всего, стратегического партнера, как, впрочем, и они в нас. Нам было важно перенести печать в Россию и тем самым сократить время доставки, а. для них важно было получить нас как деловое издание, чтобы привлечь других отечественных издателей. Мы нашли приемлемое решение, устроившее и их, и нас. В итоге мы стали получать готовые тиражи в необходимые нам сроки, а они, в свою очередь, получили в качестве клиента ведущее российское деловое издание с еженедельным совокупным тиражом в 130 тысяч экземпляров. Причем издание с растушим тиражом. Я доволен, что мы решились на такой шаг и достаточно безболезненно его осуществили. На сегодняшний день у нас к "Пушкинской площади» никаких претензий нет ни по качеству печати, ни по оперативности. Хотя для них, я думаю, было непросто принять наш еженедельный ритм.

- В прошлом году вы запустили новый проект - «Эксперт-Волга». Есть ли уже какие-то результаты?

- Пока это инвестиционный проект, и он развиваегся в соответствии с тем графиком, который был нами разработан, и так, как мы задумывали. Сейчас мы начинаем активно его позиционировать на рынке всего Поволжья, а не только в Самаре, где мы его издаем. Ведь что отличает все наши региональные издания? Это то, чго они выходят за рамки того города, где издаются. Они реально являются изданиями тех или иных экономических райнонов.

- Почету выбор пал на Самару?

- Потому что Самара по экономическому потенциалу и рекламному рынку сегодня мощнее, чем другие рынки в Поволжье, Сильнее, чем тот же Нижний Новгород.

- Когда «Эксперт-Волга», согласно вашему графику, должен выйти на самоокупаемость?

--Планируем к весне следующего года.

- С какими проблемами вы столкнулись при запуске этого регионального издания?

- Проблемы с запуском региональных изданий, я думаю, что у нас, что у других издателей - примерно одинаковые. И отнюдь это не финансовая составляющая, как может показаться на первый взгляд. Главная проблема - кадры. И журналистские, и управленческие. Если в Москве мы испытываем определенные проблемы с кадрами, то в регионах эта проблема стоит еще более остро.

- Что из себя представляет «Группа «Эксперт» на сегодня?

- Условно говоря, вес проекты «Группы «Эксперт» по структуре бизнеса можно разделить на два блока. Первый блок - издательский бизнес, куда входят журнал «Эксперт» и его региональные и международные проекты: «Эксперт - Северо-3апад», «Эксперт-Урал», «Эксперт-Сибирь», «Эксперт-Волга», а также «Эксперт-Казахстан» и «Эксперт-Украина». Сюда же относятся ежемесячное приложение «Вещь», журнал о личных финансах «D'» и журнал «Оборудование: рынок, предложение, цены». Второй блок - исследовательские проекты Это рейтинговое агентство -Эксперт РА», маркетинговое агентство «Эксперг-Дага», Аналитический центр и Инновационное бюро «Эксперт».

- И какова структура управления этим хозяйством ?

- ЗАО «Группа «Эксперт» выступает как управляющая компания для всех проектов и предприятий Группы и одновременно является издателем московских журналов. Во главе ЗАО стоит Совет директоров, куда входят акционеры и я - от менеджмента. Всего семь человек. Совет директоров рассматривает и утверждает программы развития всех компаний и проектов, входящих в «Группу «Эксперт», принимает бюджеты на текущий год, контролирует их выполнение. Что касается самих проектов, то какие-то из них являются самостоятельными юридическими лицами (например, рейтинговое агентство «Эксперт РА» или все региональные дочерние издания), какие-то существуют в рамках ЗАО «Группа «Эксперт» («Вещь», «D'», Инновационное бюро). Во всех дочерних компаниях ЗАО «Группа «Эксперт» имеет контрольный пакет.

-А кто является акционера-ми ЗАО?

- Порядка полутора десятка журналистов журнала «Эксперт».

- Юридических лиц сейчас среди акционеров нет?

- После выкупа акций у «Проф-Медиа» среди акционеров юридических лиц нет.

- Возвращаясь к вашим гаданиям, какой сегодня из региональных проектов наиболее успешный?

- У нас прибыльные издания -«Эксперт-Северо-Запад» и «Эксперт-Урал», «Эксперт-Сибирь» вышел на самоокупаемость, «Эксперт-Волга» - инвестируемый проект.

- А международные проекты?

- Первый международный проект - «Эксперт-Казахстан», в плюсе. «Эксперт-Украина» пока инвестиционный проект. По нашему бизнес-плану этой осенью он должен выйти на самоокупаемость.

- Насколько сильны в регионах местные издания?

- Вопрос, как я понимаю, касается местных деловых изданий, В каких-то регионах они есть, в каких-то их нет. Там, где они есть, нам приходится с ними конкурировать за местных рекламодателей. Например, в части городов Урала и Сибири нашими конкурентами на местном рекламном рынке являются издания «Делового квартала». Но мне представляется, что по качеству контента, охвату и глубине анализа, местные деловые издания проигрывают региональным журналам «Эксперт». Планка требований центральной редакции к своим региональным коллегам весьма высока, и это позволяет региональным «экспертовским» изданиям быть реальными лидерами в сегменте местных деловых изданий.

- А как распространяется московский «Эксперт» в регионах?

- Мы идем в одной упаковке с региональным изданием.

- Тогда получается, что и цена в регионах должна быть выше московской. Ведь в регионах читатели покупают фактически два журнала?

- В розницу цена «Эксперта» в регионах чуть больше московской. Стоимость же подписки в регионах в большей степени отличается от московской, что харакгерно для подписки всех изданий. Но это связано с особенностью работы почты.

- В рамках журнала «Эксперт» выходит приложение - «Вещь», что это за проект?

~ В истории «Вещи» было несколько этапов. Первоначально он задумывался как некий бонус для читателя и дополнительная возможность для рекламодателей. Для той части рекламодателей, которые не могут пойти в сам «Эксперт». Но затем, по ходу, концепция не раз менялась. Сейчас идет наработка опыта создания журнала для чтения.

- В самостоятельный проект его не хотите выводить?

- Это вопрос обсуждаемый.

-Новый ваш проект «D’» как планируете развивать?

- Этот журнал для той части аудитории, которая обладает свободными деньгами. Он рассчитан, главным образом, на представителей среднего класса, обладающих свободными финансами и готовыми их инвестировать для получения дополнительных доходов, «D-штрих» -это некое пособие о том, как не только сохраyить свои сбережения, но и приумножить. На начальном этапе тираж этого издания будет составлять 50 тыс., а по мере проникновения в другие города, прежде всего, в города-миллионники, тираж будет увеличиваться.

- Как будет распространяться журнал?

- Что в Москве, что вдругих городах журнал будет распространяться через крупнейшие киосковые сети, точки продажи прессы в супермаркетах и на автозаправочных станциях. Также будут использоваться все формы подписки: редакционная, через агентства альтернативной подписки и почту.

- Основные трудности, с которыми вы столкнетесь при выводе на рынок «D’»?

- Распространение. На самом деле, это не только наша проблема, но и, пожалуй, всех издателей, которые выводят новый продукт на рынок. Существующая система распространения не отвечает требованиям времени. Институт подписки как таковой находится не в лучшем состоянии, о чем говорят постоянно падающие тиражи изданий Существуют большие проблемы и с розницей. Сложнее всего приходится тем издательским домам, которые впервые выходят на рынок со своим изданием. В системе розничного распространения утвердилась практика, когда издатели должны доплачивать распространителям, если их издание находится ниже определенной планки рентабельности. И эта планка поднимается достаточно высоко. А, как известно, у любого нового издания есть свой период раскрутки, период завоевания своего читателя. В итоге входной билет на рынок могут купить далеко не многие издатели.

- Есть ли какие-то пути решения сложившейся ситуации не конкретно для того, или иного издания, а отрасли распространения в целом?

- Во-первых, я надеюсь на положительный результат начавшегося в последнее время диалога между издателями и распространителями. Во-вторых, мне представляется, что логика рынка приведет к созданию в России нескольких крупных сетей распространения, и тем самым закончится период феодальной раздробленности в сфере распространения. А крупные игроки, как показывает жизнь, живут не только сегодняшним днем, но и думают о будущем. А будущее распространителей - торговля все же прессой и другими медийными товарами, а не «сопутствующей продукцией». В-третьих, рано или поздно в России появятся западные распростраиительские сети, которые, хотелось бы надеяться, привнесут сюда не только современные технологии, по и стандарты современного цивилизованного бизнеса.

Источник: журнал "Новости СМИ" / N 06, 2006