- Геннадий Николаевич, каким образом и на каких условиях редакции могут претендовать на получение средств из федерального бюджета?
- В федеральном бюджете на 2006 год размер государственной поддержки предусмотрен в сумме 150582,0 тыс. рублей (в 2005 году было 47582,0 тыс. рублей). Существенно изменились порядок предоставления этой помощи и принцип предоставления субсидий [кроме изданий для инвалидов по зрению]. Если до прошлого года включительно финансовая поддержка оказывалась лишь изданиям определенной тематики, то с 1 января 2006 года в рамках реализации конкретных социально значимых проектов на нее могут претендовать СМИ любой тематической направленности, кроме рекламных и эротических.
В начале года Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям объявляет конкурс на соискание государственной поддержки среди периодических изданий. В рамках этого конкурса устанавливаются тематические приоритеты, ориентированные на реализацию в печатных СМИ насущных государственных интересов. По каждому тематическому направлению предполагается минимально необходимый объем и количество публикаций в печатных листах (для журналов) и полосах (для газет) с указанием тиража.
Редакциям печатных СМИ, претендующим на получение государственной финансовой поддержки, будут возмещаться расходы, связанные с подготовкой и публикацией социально значимых материалов: на выплату авторского гонорара, расходы на полиграфические работы и бумагу, из редакционных расходов - расходы на оплату труда работников (все - с учетом отчислений на социальные нужды), и расходы на распространение. Указанные расходы определяются в процентном отношении к общим затратам редакции за предыдущий год пропорционально общему объему издания и его тиражу. Объемы финансирования определяет Экспертный совет и утверждает своим приказом Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям.
Средства целевой статьи "Периодическая печать" направляются:
- редакциям СМИ, осуществляющим деятельность по производству и выпуску изданий для инвалидов по зрению. Они должны использоваться на их выпуск (оплату материалов, типографских работ, редакционных и общеиздательских расходов) и распространение;
- редакциям СМИ, осуществляющим деятельность по выпуску периодических печатных изданий для инвалидов (кроме изданий для инвалидов по зрению) на приобретение бумаги, оплату полиграфических услуг отечественных типографий и услуг по их распространению. Размер субсидий не может превышать 60 процентов общей суммы расходов на указанные цели.
Официальный порядок предоставления государственных субсидий печатным изданиям на реализацию социально значимых проектов Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям опубликует дополнительно, после принятия постановления Правительства Российской Федерации "О мерах по реализации Федерального закона "О федеральном бюджете на 2006 год" и издания приказа Минкультуры России "Об утверждении правил предоставления в 2006 году за счет средств федерального бюджета субсидий организациям в сфере печати". Следите за информацией на сайте Агентства http// www.fapmc.ru
- Что такое "социально значимый проект"?
- Серия тематически однородных материалов, представляющих общественные и государственные интересы. Например, по темам формирования демократического правового государства и зрелого гражданского общества, защиты законных прав граждан, борьбы с преступностью, коррупцией, пропаганда памятных дат истории Отечества, патриотизма, укрепления здоровья нации, социальная реклама.
- Насколько реально внести изменения в закон "О почтовой связи" с тем, чтобы отнести подписку и доставку периодических изданий к "универсальным услугам"?
- Мера неоднозначная. Сама по себе она, на мой взгляд, ничего не даст. Почта России - хозяйствующий субъект. Согласно действующему законодательству, подписка для нее - услуга договорная. Работать себе в убыток на подписном рынке почта не будет. Навязав почте подписку в качестве "универсальной услуги", без выделения необходимых ресурсов (бюджетных или, например, повсеместной передачи почте права на доставку пенсий, социальных пособий и т. д.), можно добиться только одного - стагнации института подписки как такового, да и то в лучшем случае.
Превращать в "универсальную услугу" доставку подписных тиражей населению имеет смысл лишь при условии субсидирования этой деятельности почты, как социально значимой услуги, из средств федерального и местных бюджетов. Во всех иных случаях привлекательнее выглядит идея разработки и реализации в Российской Федерации специальной целевой программы поддержки института подписки в стране. Возможно, в рамках национального проекта "Образование".
- Какие меры, на ваш взгляд, помогут сохранить в нашей стране читателя?
- Прежде всего, качество самой прессы. Умение ее издателей найти свою нишу и читателя. Помощь государства в контексте сказанного - второстепенна, но она должна быть. Главным образом в законодательно-правовой сфере. Пресса, конечно же, бизнес, но бизнес особого рода, который вправе рассчитывать на особый налоговый и таможенный режимы. Оправданна и целевая адресная поддержка социально значимых проектов в СМИ. А вот от практики поддержки печатных изданий по принципу "свой" - чужой" надо избавляться как можно быстрее. Есть случаи, когда помощь государства специализированной прессе, например, для инвалидов, в слабо населенных сельских районах и т. д. нужна, что называется, по определению. Но в остальных-то случаях надо учиться зарабатывать на жизнь самим.
Что касается пропаганды и поддержки чтения как такового, преимущественно среди детей и молодежи, то в этом деле роль государства должна быть несравненно более значимой. И появление национального проекта "Образование" в стране именно теперь и сейчас далеко не случайно.
- Как должны строиться отношения государства с прессой?
- Если коротко - это должно быть партнерство в решении задач национального развития и превращения России в привлекательный для мира социально-экономический проект. Партнерство, которое строится на свободе слова и мнений, обеспеченных законодательно, не предполагает "всеобщий одобрямс" по всему тому, что инициирует и делает власть. К сожалению, и она сама, и ее решения очень часто далеки от идеала. Исправлять кривизну предстоит еще долго и упорно, причем всем миром и во многом каждому, начиная с себя. Гражданское общество нельзя построить в стране, где нет Граждан или их ничтожно мало. Но и становиться на позиции голого критиканства тоже нерационально. Одним словом - здоровое государство должно быть заинтересовано в том, чтобы прессы в стране было много и разной, причем прислушивалось к ней по существу, а не по форме. Ну а пресса, в свою очередь, тоже должна заставить себя уважать, по-настоящему став независимой.
Источники: Наше время (Ростов-на-Дону) / 07.04.06