В семинаре приняли участие более 60 руководителей ведущих издательских домов и распространительских организаций из различных городов России. Также в семинаре принимали активное участие представители Белоруссии, Казахстана и Польши. Две трети участников семинара представляли топ-менеджмент своих организаций на уровне генеральных директоров, заместителей генеральных директоров или коммерческих директоров.
Благодаря столь серьезному представительскому уровню участников, выступления, дискуссии и обмен мнениями в полной мере соответствовали самым высоким стандартам профессионализма и отражали глубокое понимание проблем российского медиа-рынка.
На семинаре были рассмотрены вопросы текущего состояния и дальнейших перспектив развития рынка печатной продукции в России и за рубежом, проблемы внедрения современных IT-технологий в медиа-сфере, государственная политика в области печатных СМИ, вопросы подписки на периодическую печать, экономики рынка печатных средств массовой информации, активно обсуждался вопрос внедрения передовой системы договоров между издателями и распространителями.
Презентации своих изданий представили издательские дома: «ЭДИПРЕСС-КОНЛИГА», «Третий Рим», «GameLand», «Журнал потребитель» и др.
С большим интересом был встречен доклад президента польского издательского дома «PinkPress» Ярослава Эндера на тему «Европейский рынок эротики: контент, дистрибуция, право», в котором он рассказал об основных тенденциях на рынке эротической прессы в Европе. Г-н Эндер обратил внимание на результаты ряда исследований в данном сегменте рынка в Европе и на факты систематического уменьшения количества преступлений на сексуальной почве в странах со свободной продажей эротических изданий для совершеннолетних лиц. Во время дискуссии по данному вопросу российские участники высказались за развитие данного сегмента рынка, а также приведение российских законодательных и нормативных актов, регулирующих данный вопрос, в соответствие с европейскими нормами и стандартами.
С не меньшим интересом был встречен доклад главного редактора каталога «Чтиво.ru» Радоманова С.И. на тему «Открытая база данных печатных изданий», в котором он рассказал о CD каталогах, позволяющих локально, без подключения к Интернету знакомиться с информацией о книжном рынке.
Необходимо заметить, что тема IT-технологий выла весьма востребована на семинаре и вызывала живой интерес со стороны его участников.
Состоялось заседание круглого стола «Проблемы рентабельности и экономической целесообразности в сотрудничестве издателей и распространителей», в ходе которого активно и плодотворно обсуждалась тема рентабельности в опте и рознице, а также вопросы предоплаты, уровня списания для газет и журналов и общего повышения эффективности сотрудничества издателей и распространителей.
Заседание еще одного круглого стола, прошедшего в Хургаде, было посвящено судьбам новых изданий на рынке печатных СМИ. На нем выступили представители таких издательских домов как «Пресс-Курьер», «Собака», «Толока», «Грунер+Яр», «Газетный мир», а также представители розничных сетей «Пресс-Хаус», «Центропечать», «ТопДистрибушен Сервисез», МУП «Роспечать» МО», ОАО «Тюменское агентство «Роспечать», и др.
При высокой активности участников семинара прошли заседания секций, на которых были обсуждены отраслевые нормы и правила распространения прессы в розничном и оптовом звене, а также в магазинах самообслуживания и по подписке.
Так, на заседании секции по проблемам развития розничных продаж был затронут ряд актуальных вопросов повышения рентабельности розничных сетей, увеличения объемов продаж и оптимизации отношений между издателями и распространителями. Были также затронуты перспективы внедрения квазидоговоров комиссии, разработанных ранее экспертами АРПП.
Во время обсуждения проблемы эффективности розничных продаж участники секции отмечали важность использования новых технологий и новых форматов продаж в этом сегменте рынка.
С большим успехом прошло заседание секции, посвященной дистрибуции печатной продукции в супермаркетах, в ходе которой ее участники единодушно согласились с тем, что развитие торговли печатной продукции через супермаркеты и гипермаркеты является одним из наиболее перспективных каналов распространения прессы. Были описаны основные тенденции этого сегмента рынка, поведен сравнительный анализ систем распространения прессы через ритейл в России, Германии и США, причем был сделан вывод, что Россия идет по американскому пути развития, т.е. в реализация прессы в супермаркетах будет полностью зависеть от ритейлеров.
В качестве мер повышения эффективности продаж прессы в сетях супермаркетов участники предложили законодательное и административное давление на супермаркеты, а также улучшение качества логистических услуг.
Одной из ключевых тем семинара стала тема подписки. С большим интересом был встречен доклад-презентация директора ООО «Межрегиональное агентство подписки» Шишлина А.А. «Рынок подписки: состояние, проблемы, пути развития», в котором он представил свое видение ситуации на рынке и перспектив его развития. В частности, генеральный директор ООО «МАП» отметил, что, несмотря на сохранение общей тенденции к снижению подписных тиражей изданий, на рынке подписки все же наметился положительный перелом: показатели по подписке за первое полугодие 2006 года впервые достигли уровня первого полугодия 2004 года.
Кроме того, по ходу заседания секции по подписки был затронут вопрос международной сертификации качества менеджмента на предприятии. Большинство участников всецело согласились с тем, что использование подобной системы может быть чрезвычайно выгодна для предприятия, т.к. позволяет повысить эффективность деятельности организации и контролировать работу персонала.
Также было высказано мнение о необходимости государственной поддержки института подписки для всех печатных СМИ, зарегистрированных в РФ.
С одобрением был встречен проект трехстороннего договора «Союз во имя подписки», в который в ходе активных обсуждений были внесены поправки и дополнения.
В ходе всех прошедших обсуждений были сформулированы несколько конкретных предложений по развитию рынка печатных СМИ.
В частности, участники семинара единодушно одобрили предложение обратиться в Государственную Думу и Совет Федерации, а также в Общественную палату с предложением о введении нулевого «сквозного» НДС на всю печатную продукцию РФ.
Также по ходу семинара был сформулирован ряд общих предложений и инициатив как в области совершенствования российского законодательства, так и различных аспектов сотрудничества всех субъектов российского медиа-рынка.
В заключение всем участникам были вручены сертификаты АРПП, свидетельствующие об успешном изучении программы семинара. Кроме того, были вручены традиционные египетские «Медиа-оскары» восьми участникам семинара.
Участники семинара приняли активное участие в культурно-развлекательной программе. Состоялись экскурсии-выезды на коралловые острова, морское сафари по акватории Красного моря, погружения с аквалангами, рыбалку, мотосафари по ночной пустыне. Богатые впечатления получили участники семинара от посещения Каира, Луксора, Долины мертвых царей и др. Помимо прочего, в ходе семинара было проведено соревнование по пляжному волейболу, продемонстрировавшее неплохую физическую форму участников.
Следующий, Х международный семинар АРПП предполагается провести в Турции сентябре с.г.
Пресс-служба АРПП / 18.04.06