Компания "Проф-Медиа", медийное подразделение империи Владимира Потанина и Михаила Прохорова, продает свои газеты - самую тиражную ежедневку "Комсомольская правда" и самый желтый таблоид "Экспресс-газета" (см. статью на стр. А1). Покупатель, уже можно сказать, традиционный - холдинг "Газпром-Медиа".
На то, чтобы заинтересоваться, размечтаться, поверить и в итоге разочароваться в печатных СМИ, у Потанина ушло чуть более 10 лет. Хобби это возникло случайно, когда в 1995 г. коллектив "Коммерсантъ Weekly" покинул издательский дом и искал инвестора, чтобы начать издавать "Эксперт". Уговорить сумели владельца Онэксимбанка - деньги были небольшие, а сам Потанин представлял это гуманитарным вкладом в распространение идей капитализма и рыночной экономики. Может, поэтому к нему же в 1997 г. бросились и журналисты "Известий", надеясь спасти свою газету от скупавшего ее акции "Лукойла". В итоге контроль над "Известиями" достался Онэксимбанку, а кресло главного редактора - вице-президенту этого банка. В том же году группа получила контроль над "Комсомольской правдой" и начала издавать собственную "газету влияния" "Русский телеграф". Это был период жестокой информационной войны с Владимиром Гусинским из-за "Связьинвеста", и газеты для Потанина сразу же приобрели практическую ценность: из идейного хобби они превратились в средство контрпропаганды и обороны от "Медиа-Моста". Для управления ими и появилось ЗАО "Проф-Медиа". Когда война закончилась и олигархи оправились от финансового кризиса, из СМИ решили сделать настоящий бизнес. Потанина очень впечатлил пример польской издательской компании Agora: в 2000 г. ее капитализация достигла $1 млрд (для сравнения: в том же году капитализация "Лукойла" составляла менее $7 млрд), а главным активом Agora является всего лишь газета. Но это популярнейшая в Польше Gazeta Wyborcza с тиражом около 500 000 (сейчас - 409 200). Говорят, российский олигарх на полном серьезе рассчитывал повторить польское чудо на нашей земле и добавить к своим капиталам еще один миллиард, разместив на бирже акции "Проф-Медиа", в активе которой есть "Комсомолка". Над этим мегапроектом работали Сергей Алексашенко и Рафаэль Акопов, ради этого затевалось и несостоявшееся в итоге слияние с Independent Media. И даже недавняя продажа газеты "Известия", от которой было больше головной боли, чем дохода и тиража, не противоречила этому плану. Однако покупатель - подразделение газовой монополии "Газпром-Медиа" - видимо, уже постфактум осознал те же самые свойства "Известий" и решил нивелировать их так же, как это делалось в "Проф-Медиа". И теперь газовики покупают еще и "Комсомолку" и "Экспресс-газету". А что же медиахолдинг Потанина? Говорят, от предложений "Газпрома" тяжело отказаться. Но, с другой стороны, нет худа без добра: теперь "Проф-Медиа" ничто не будет отвлекать от развития развлекательного направления - сейчас это и доходнее, и спокойнее. А у газетного бизнеса в мировом масштабе тренд отрицательный. Даже у Gazeta Wyborcza тираж падает. Источник: Ведомости / 20.04.06
На то, чтобы заинтересоваться, размечтаться, поверить и в итоге разочароваться в печатных СМИ, у Потанина ушло чуть более 10 лет. Хобби это возникло случайно, когда в 1995 г. коллектив "Коммерсантъ Weekly" покинул издательский дом и искал инвестора, чтобы начать издавать "Эксперт". Уговорить сумели владельца Онэксимбанка - деньги были небольшие, а сам Потанин представлял это гуманитарным вкладом в распространение идей капитализма и рыночной экономики. Может, поэтому к нему же в 1997 г. бросились и журналисты "Известий", надеясь спасти свою газету от скупавшего ее акции "Лукойла". В итоге контроль над "Известиями" достался Онэксимбанку, а кресло главного редактора - вице-президенту этого банка. В том же году группа получила контроль над "Комсомольской правдой" и начала издавать собственную "газету влияния" "Русский телеграф". Это был период жестокой информационной войны с Владимиром Гусинским из-за "Связьинвеста", и газеты для Потанина сразу же приобрели практическую ценность: из идейного хобби они превратились в средство контрпропаганды и обороны от "Медиа-Моста". Для управления ими и появилось ЗАО "Проф-Медиа". Когда война закончилась и олигархи оправились от финансового кризиса, из СМИ решили сделать настоящий бизнес. Потанина очень впечатлил пример польской издательской компании Agora: в 2000 г. ее капитализация достигла $1 млрд (для сравнения: в том же году капитализация "Лукойла" составляла менее $7 млрд), а главным активом Agora является всего лишь газета. Но это популярнейшая в Польше Gazeta Wyborcza с тиражом около 500 000 (сейчас - 409 200). Говорят, российский олигарх на полном серьезе рассчитывал повторить польское чудо на нашей земле и добавить к своим капиталам еще один миллиард, разместив на бирже акции "Проф-Медиа", в активе которой есть "Комсомолка". Над этим мегапроектом работали Сергей Алексашенко и Рафаэль Акопов, ради этого затевалось и несостоявшееся в итоге слияние с Independent Media. И даже недавняя продажа газеты "Известия", от которой было больше головной боли, чем дохода и тиража, не противоречила этому плану. Однако покупатель - подразделение газовой монополии "Газпром-Медиа" - видимо, уже постфактум осознал те же самые свойства "Известий" и решил нивелировать их так же, как это делалось в "Проф-Медиа". И теперь газовики покупают еще и "Комсомолку" и "Экспресс-газету". А что же медиахолдинг Потанина? Говорят, от предложений "Газпрома" тяжело отказаться. Но, с другой стороны, нет худа без добра: теперь "Проф-Медиа" ничто не будет отвлекать от развития развлекательного направления - сейчас это и доходнее, и спокойнее. А у газетного бизнеса в мировом масштабе тренд отрицательный. Даже у Gazeta Wyborcza тираж падает. Источник: Ведомости / 20.04.06