Подписка в России медленно умирает. Чтобы возродить ее, нужно установить адекватные нормы по НДС и ввести льготы на доставку изданий.
На рынке доставки прессы вновь пытаются навести порядок - теперь уже на самом высоком уровне. На прошлой неделе представители Общественной палаты и Госдумы выступили с инициативой сократить НДС на доставку печатной продукции. Этому предшествовало выступление первого вице-премьера Дмитрия Медведева, поручившего разработать инвестиционную программу для ФГУП "Почта России" и высказавшегося в том смысле, что нормализация работы почты - одна из наиболее важных государственных задач. Главный результат вмешательства "высших" сил - заморозка почтовых тарифов на доставку прессы на вторую половину 2006 года. Конфликт вокруг доставки "Почтой России" периодических изданий начался в прошлом году. Тогда ФГУП заявило о введении новой системы тарификации: чем больше весит издание и чем дальше его надо отправлять, тем больше за него придется платить. Это привело к повышению подписных цен на газеты и журналы в большинстве регионов России (подробнее см. "Эксперт" № 33 от 5 сентября 2005 года). И, как и предсказывали издатели, тиражи некоторых газет упали. Сегодня система распространения у нас находится далеко не в лучшем состоянии. Издатели практически не контролируют розничные цены, а высокая стоимость и нерегулярность доставки отпугивает многих читателей от подписки на газеты и журналы. Ежегодно 2-3% подписчиков отказываются возобновлять подписку. Единое информационное пространство страны сокращается стремительно и, по сути, оказалось под угрозой. Лишь жители крупных мегаполисов имеют более или менее приличный выбор изданий. Для большинства же россиян единственным окном в мир остается телевизор. Иными словами, граждане не получают гарантированный Конституцией равный доступ к информации. Они и мы За рубежом социальная значимость прессы поддерживается законодательно. Льготная доставка изданий -- это самая распространенная, нейтральная и эффективная форма государственной поддержки для прессы. Такое косвенное субсидирование не вызывает возражений у издателей и не раскалывает их сообщество, а также не влияет на содержание газет или журналов. В конечном итоге от такой господдержки в выигрыше остается и издатель, и распространитель, и -- самое главное -- читатель. "В США, например, почтальоны доставляют газеты и журналы по самым дешевым расценкам -- четвертого класса, причем с максимально высокой скоростью -- так, как если бы подписчики оплачивали доставку первым классом. Эта норма существует в стране уже не первое столетие", -- рассказывает директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер. Правда, этой формой доставки пользуются в основном журналы, а из крупных газет -- лишь Christian Science Monitor. Остальные издания предпочитают иметь собственную систему распространения. Но это происходит вовсе не потому, что почта не доставит продукцию вовремя. Просто подавляющее число газет в США -¤ местные, а значит, им дешевле создавать свою систему распространения. А вот журналы в основном общенациональные, и им как раз выгоднее пользоваться услугами американской почты. В России льготные тарифы на доставку отсутствуют. Получать то или иное издание по подписке менее выгодно, чем покупать его в розницу: газета или журнал появляется в розничном распространении быстрее, чем приходит по почте, и стоит дешевле. Главная причина -- отсутствие "сквозной нормы" по НДС. Дело в следующем. Издания информационного характера (то есть не эротические и не рекламные) в России облагаются льготной ставкой по НДС -- 10%. Однако НДС на услуги почты по транспортировке этих изданий составляет уже 18%. То есть, пока журнал или газета добирается до потребителя, его конечная цена растет. Таким образом, для подписчика эти льготные проценты никакого смысла не имеют. Кого дотировать? Однако "социальную роль" изданий должен кто-то оплачивать. Сегодня крайней в этой ситуации оказалась "Почта России" -- монополист общенациональной доставки, на которого попытались повесить все расходы. С одной стороны, от ФГУП на государственном уровне требуют эффективной коммерческой работы, с другой - предлагают заниматься социально значимыми проектами за собственный счет. При этом некоторые издатели тоже повели себя недобросовестно: в регионах, где благодаря реформе тарифов подписные цены снизились, они подняли цены на свои издания. Сейчас издатели требуют перепроверки обоснованности почтовых тарифов. Почта соглашается, но просит разобраться с ее статусом: государственное она предприятие или коммерческое? Очевидно, что, если государство считает распространение СМИ своей приоритетной задачей, без госдотаций здесь не обойтись. Другое дело, в какой форме эти дотации должны быть и кто их должен получать -- издатель, почта или читатель. Проанализировав западный опыт, издатели посчитали, что именно снижение НДС на доставку будет лучшей формой поддержки. Это не означает, что дотировать надо доставку всех изданий без исключения. Есть социально значимые проекты, а есть издания, которые назвать таковыми язык не повернется. Как точно определить это и никого не обидеть? Можно опять же воспользоваться зарубежным опытом. Скажем, во многих странах практикуется отмена НДС для всех ежедневных газет. Причем, как правило, к социально значимым причисляют любые ежедневные газеты, даже "желтые", так как они тоже сообщают людям новости. Кроме того, в льготную категорию включают еженедельные общественно-политические и экономические издания. При этом форма собственности на качество и тарифы не влияет. Так, и американская, и британская Королевская почта -- государственные, но являются образцами быстрой и качественной работы. Поэтому, полагает Андрей Рихтер, разговоры о необходимости акционирования ФГУП "Почта России" и надежды, что с акционированием ситуация изменится, -- в значительной степени лукавство. Если почта станет частной, это совсем не означает, что она будет работать лучше и быстрее. Источник: журнал «Эксперт» / 24.04.06
На рынке доставки прессы вновь пытаются навести порядок - теперь уже на самом высоком уровне. На прошлой неделе представители Общественной палаты и Госдумы выступили с инициативой сократить НДС на доставку печатной продукции. Этому предшествовало выступление первого вице-премьера Дмитрия Медведева, поручившего разработать инвестиционную программу для ФГУП "Почта России" и высказавшегося в том смысле, что нормализация работы почты - одна из наиболее важных государственных задач. Главный результат вмешательства "высших" сил - заморозка почтовых тарифов на доставку прессы на вторую половину 2006 года. Конфликт вокруг доставки "Почтой России" периодических изданий начался в прошлом году. Тогда ФГУП заявило о введении новой системы тарификации: чем больше весит издание и чем дальше его надо отправлять, тем больше за него придется платить. Это привело к повышению подписных цен на газеты и журналы в большинстве регионов России (подробнее см. "Эксперт" № 33 от 5 сентября 2005 года). И, как и предсказывали издатели, тиражи некоторых газет упали. Сегодня система распространения у нас находится далеко не в лучшем состоянии. Издатели практически не контролируют розничные цены, а высокая стоимость и нерегулярность доставки отпугивает многих читателей от подписки на газеты и журналы. Ежегодно 2-3% подписчиков отказываются возобновлять подписку. Единое информационное пространство страны сокращается стремительно и, по сути, оказалось под угрозой. Лишь жители крупных мегаполисов имеют более или менее приличный выбор изданий. Для большинства же россиян единственным окном в мир остается телевизор. Иными словами, граждане не получают гарантированный Конституцией равный доступ к информации. Они и мы За рубежом социальная значимость прессы поддерживается законодательно. Льготная доставка изданий -- это самая распространенная, нейтральная и эффективная форма государственной поддержки для прессы. Такое косвенное субсидирование не вызывает возражений у издателей и не раскалывает их сообщество, а также не влияет на содержание газет или журналов. В конечном итоге от такой господдержки в выигрыше остается и издатель, и распространитель, и -- самое главное -- читатель. "В США, например, почтальоны доставляют газеты и журналы по самым дешевым расценкам -- четвертого класса, причем с максимально высокой скоростью -- так, как если бы подписчики оплачивали доставку первым классом. Эта норма существует в стране уже не первое столетие", -- рассказывает директор Института проблем информационного права Андрей Рихтер. Правда, этой формой доставки пользуются в основном журналы, а из крупных газет -- лишь Christian Science Monitor. Остальные издания предпочитают иметь собственную систему распространения. Но это происходит вовсе не потому, что почта не доставит продукцию вовремя. Просто подавляющее число газет в США -¤ местные, а значит, им дешевле создавать свою систему распространения. А вот журналы в основном общенациональные, и им как раз выгоднее пользоваться услугами американской почты. В России льготные тарифы на доставку отсутствуют. Получать то или иное издание по подписке менее выгодно, чем покупать его в розницу: газета или журнал появляется в розничном распространении быстрее, чем приходит по почте, и стоит дешевле. Главная причина -- отсутствие "сквозной нормы" по НДС. Дело в следующем. Издания информационного характера (то есть не эротические и не рекламные) в России облагаются льготной ставкой по НДС -- 10%. Однако НДС на услуги почты по транспортировке этих изданий составляет уже 18%. То есть, пока журнал или газета добирается до потребителя, его конечная цена растет. Таким образом, для подписчика эти льготные проценты никакого смысла не имеют. Кого дотировать? Однако "социальную роль" изданий должен кто-то оплачивать. Сегодня крайней в этой ситуации оказалась "Почта России" -- монополист общенациональной доставки, на которого попытались повесить все расходы. С одной стороны, от ФГУП на государственном уровне требуют эффективной коммерческой работы, с другой - предлагают заниматься социально значимыми проектами за собственный счет. При этом некоторые издатели тоже повели себя недобросовестно: в регионах, где благодаря реформе тарифов подписные цены снизились, они подняли цены на свои издания. Сейчас издатели требуют перепроверки обоснованности почтовых тарифов. Почта соглашается, но просит разобраться с ее статусом: государственное она предприятие или коммерческое? Очевидно, что, если государство считает распространение СМИ своей приоритетной задачей, без госдотаций здесь не обойтись. Другое дело, в какой форме эти дотации должны быть и кто их должен получать -- издатель, почта или читатель. Проанализировав западный опыт, издатели посчитали, что именно снижение НДС на доставку будет лучшей формой поддержки. Это не означает, что дотировать надо доставку всех изданий без исключения. Есть социально значимые проекты, а есть издания, которые назвать таковыми язык не повернется. Как точно определить это и никого не обидеть? Можно опять же воспользоваться зарубежным опытом. Скажем, во многих странах практикуется отмена НДС для всех ежедневных газет. Причем, как правило, к социально значимым причисляют любые ежедневные газеты, даже "желтые", так как они тоже сообщают людям новости. Кроме того, в льготную категорию включают еженедельные общественно-политические и экономические издания. При этом форма собственности на качество и тарифы не влияет. Так, и американская, и британская Королевская почта -- государственные, но являются образцами быстрой и качественной работы. Поэтому, полагает Андрей Рихтер, разговоры о необходимости акционирования ФГУП "Почта России" и надежды, что с акционированием ситуация изменится, -- в значительной степени лукавство. Если почта станет частной, это совсем не означает, что она будет работать лучше и быстрее. Источник: журнал «Эксперт» / 24.04.06