В РОССИЙСКОМ обществе, ответственность за судьбу которого впрямую несем и мы, журналисты и издатели, нарастает угроза конфронтации и противостояния.
Страну сотрясают факты насилия на почве расовой ненависти, неофашистской и агрессивной националистической идеологии. Проявления шовинизма, ксенофобии и экстремизма все чаще становятся, увы, частью нашей повседневной действительности. Традиции терпимости - это многовековой фундамент нашего государства. Русская культура и российское образование, необъятность российского рынка труда всегда были притягательны для сотен тысяч людей во всем мире, которые выбирали и выбирают нашу страну для своей профессиональной карьеры, для учебы, жизни и работы. Их осознанный выбор - весомый вклад в мировой престиж страны.
Поэтому выстрел из подворотни в человека иного цвета кожи, национальности или вероисповедания - это не только преступление против личности, это покушение на государство россиян, которое с каждым новым фактом ксенофобии, экстремизма и шовинизма теряет свою притягательность и девальвирует свои многовековые ценности. В этих условиях от того, как поведут себя российские средства массовой информации, в большой степени зависит - расколется наше общество или нет! Роль СМИ огромна. С одной стороны, они выполняют важнейшую роль системы оповещения общества о возможной опасности, с другой - сами могут способствовать разжиганию межнациональной розни. Поэтому сегодня исключительно важно не допускать в журналистских материалах, в текстах художественных литературных произведений тенденциозного подбора фактов с этнической окраской, искусственного разделения страны на противостоящие, враждебные этнические группы, обвинений в адрес представителей другой национальности, как наших врагов и обидчиков.
Мы должны понимать, что подчеркивая в материалах на криминальные темы этническую принадлежность преступников, СМИ фактически провоцируют аудиторию на негативные обобщения. А ведь все мы знаем, что у убийц и насильников по сути нет национальности! Нам необходимо преодолеть однобокость при освещении миграционных процессов: наряду с отражением негативных проблем, связанных с ними, СМИ должны осуществлять защиту прав мигрантов, способствовать их интеграции в российское общество.
Мы должны на практике показать, что журналисты не допустят к телерадиоэфиру и к периодическим печатным изданиям политических авантюристов и лиц, проповедующих расовую, этническую, религиозную вражду, ненависть и насилие. Привлекательное с точки зрения рейтинга внутримедийное позиционирование подобных персон может привести и приводит к опасным последствиям.
Средства массовой информации должны предложить читателям, слушателям, зрителям единственно приемлемый способ бытия, основанный на взаимопонимании и уважении, межнациональном согласии и толерантности.
Будем же ответственны и профессиональны в этой работе!
***
Евгений Абов, заместитель Генерального директора ЗАО "Издательский дом "Проф-Медиа", член правления Всемирной газетной ассоциации (WАN), вице-президент Гильдии издателей периодической печати; Рафаэль Акопов, Генеральный директор ЗАО Издательский дом "Проф-Медиа"; Дмитрий Бирюков, Президент ЗАО "Издательство "Семь дней"; Сергей Васильев, Генеральный директор ЗАО "Группа компаний "Видео Интернэшнл"; Сергей Выхухолев, и.о. генерального директора ФГУП РАМИ "РИА Новости"; Александр Горбенко, Генеральный директор ФГУ "Редакция "Российской газеты"; Владимир Григорьев, Советник Руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям; Павел Гусев, Председатель Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ, Главный редактор газеты "Московский комсомолец", председатель Союза журналистов г. Москвы; Олег Добродеев, Генеральный директор ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК); Ясен Засурский, Декан факультета журналистики Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова; Антон Златопольский, Первый заместитель генерального директора ФГУП "Всероссийская государственная телевизионная и радиовещательная компания" (ВГТРК), генеральный директор ФГУП "ГТК "Телеканал "Россия"; Виталий Игнатенко, Генеральный директор информационного агентства ИТАР-ТАСС; Владимир Козлов, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям; Михаил Комиссар, Генеральный директор ЗАО Информационное агентство "Интерфакс"; Виктор Лошак, Главный редактор журнала "Огонек"; Анатолий Лысенко, Президент МОО "Международная академия телевидения и радио"; Александр Любимов, Президент Общероссийской общественной организации работников медиаидустрии "МедиаСоюз"; Леонид Макарон, Президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП), генеральный директор ООО "Пронто-Москва"; Владимир Мамонтов, Главный редактор газеты "Известия"; Дмитрий Мартынов, Президент Ассоциации распространителей печатной продукции, председатель Совета директоров группы компаний "Логос"; Елена Мясникова, Главный редактор журнала "Cosmopolitan", Директор ИД "Индепендент Медиа"; Армен Оганесян, Председатель РГРК "Голос России"; Виктор Панярский, Президент Национальной ассоциации издателей (НАИ), Генеральный директор издательства "За рулем"; Татьяна Паухова, Генеральный директор ФГУП "ГТРК "Культура"; Роман Петренко, Генеральный директор ОАО "ТНТ-Телесеть"; Андрей Романченко, заместитель руководителя Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, член коллегии Агентства; Николай Сенкевич, Генеральный директор ОАО "Газпром-медиа"; Михаил Сеславинский, Руководитель Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям; Маргарита Симоньян, Главный редактор АНО "ТВ-Новости" (телеканал "Russia Today"); Владимир Сунгоркин, Главный редактор газеты "Комсомольская правда", генеральный директор ЗАО "ИД "Комсомольская правда"; Валерий Фадеев, Главный редактор журнала "Эксперт"; Владислав Фронин, Главный редактор "Российской газеты"; Виктор Шкулев, Президент, Председатель Совета директоров компании ООО "Издательский дом АФС" (Hachette Filipacchi Shkulev), Президент ЗАО "ИнтерМедиаГруп".
Источник: Российская газета / 5.05.06