ВЕДУЩИЙ: Чистая прибыль ФГУП "Почта России" по итогам прошлого года составила 70 миллионов рублей. Размер инвестиций увеличился более чем в пять раз по сравнению с 2004 годом, составив 2 миллиарда 300 миллионов рублей. Большая часть полученных средств направляется на модернизацию систем учета и доставки корреспонденции. Через восемь лет будут введены в эксплуатацию почтовые вагоны нового поколения, способные двигаться со скоростью 160 километров в час. Уже создано и функционирует автотранспортное подразделение магистральной сортировочной сети для Центрального федерального округа, идет закупка современного автотранспорта. После реализации программы совершенствования логистики будут установлены оптимальные сроки доставки почтовой корреспонденции - день приема плюс три дня.
Сегодня у нас в гостях генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" Игорь Сырцов. Здравствуйте, Игорь. Спасибо вам, что пришли.
Игорь СЫРЦОВ, генеральный директор федерального государственного унитарного предприятия "Почта России": Добрый день.
ВЕДУЩИЙ: Скажите, пожалуйста, в прошлом году было завершено слияние разрозненных почтовых отделений в единую структуру. Насколько оправдалось это действие и какой результат в результате получился?
Игорь СЫРЦОВ: Произведено слияние, конечно, не в прошлом году, оно продолжалось в течение чуть более полутора лет.
ВЕДУЩИЙ: Завершилось.
Игорь СЫРЦОВ: И, действительно, в прошлом году завершился первый этап реструктуризации, потому что мы не считаем, что реструктуризация полностью закончена, но это действительно создало базу для серьезного продвижения вперед. Я могу сказать, что уже по результатам 2004 года почта из такой отсталой и во многом, как говорится, отстающей организации, ассоциации организаций, превратилась в крупную компанию. Мы вошли в рейтинг журнала "Эксперт" и заняли 40-е место в списке крупнейших компаний страны. Это создало базу для сетевого внедрения многих услуг, для повышения эффективности компании, внедрения экономических методов управления компанией, что позволило нам серьезно продвинуться. И вот в результате наши доходы в прошлом году увеличились на 27 процентов.
ВЕДУЩИЙ: Я так понимаю, что, когда завершатся все преобразования, доходы намного больше увеличатся. Сейчас, если я не ошибаюсь, не хватает, в общем, технологической оснащенности многих почтовых подразделений.
Игорь СЫРЦОВ: Безусловно, одна из самых больших проблем - это отсталая инфраструктура, ее плохое состояние, потому что это громадная инфраструктура, 42 тысячи объектов, распределенных на территории всей страны, при этом с весьма слабым техническим оснащением. При этом давайте еще учитывать одно: структура в течение более чем десяти лет находилась в состоянии действительно раздробленности, когда каждое юридическое лицо по-своему решало вопросы.
ВЕДУЩИЙ: Период полураспада такой.
Игорь СЫРЦОВ: И одна из самых главных проблем - это выработка стандартных методов, технологий, на основе которых можно внедрять вот такие способы работы, и этим мы серьезно занимаемся в последние три года.
ВЕДУЩИЙ: Вот что касается технической оснащенности и совершенствования инфраструктуры, которая необходима, средства в каком объеме понадобятся "Почте России" для того, чтобы завершить эти преобразования?
Игорь СЫРЦОВ: Вы знаете, мы подготовили программу модернизации почты и представили ее в наши министерства. В принципе, сейчас прорабатывается вопрос, в том числе и в соответствии с поручением президента о представлении программы модернизации инфраструктуры федеральной почтовой связи в правительство, в соответствии с которым предлагаем целый ряд мероприятий, направленных на модернизацию этой инфраструктуры. Совокупный объем инвестиций, по нашим расчетам, составляет не менее 90 миллиардов рублей.
ВЕДУЩИЙ: Это за какой срок?
Игорь СЫРЦОВ: Мы рассчитываем осуществить такие инвестиции в течение пяти-шести лет. При этом мы ставим вопрос, мы не просим всех этих денег от государства...
ВЕДУЩИЙ: Да, откуда возьмете?
Игорь СЫРЦОВ: ...а говорим о том, что если мы на первом этапе действительно претендуем, что государство все-таки вложит в свою государственную инфраструктуру значительные средства, то по ходу реализации этого проекта доли вложений в значительной степени изменятся. Если на первом этапе мы предполагаем, что где-то 75-80 процентов - это будут государственные, федеральные вложения, то к концу реализации программы пропорции изменятся ровно наоборот, и мы уже будем в состоянии вкладывать до 80 процентов требуемых инвестиций. Но уже сегодня, не имея, в общем, государственной поддержки, мы, используя свои возможности, действительно в значительной степени увеличили свой инвестиционный портфель. И я могу сказать, что в прошлом году он возрос в пять раз, в позапрошлом году по сравнению с совокупными расходами всех организаций федеральной почтовой связи он возрос в два раза. В этом году мы еще планируем в значительной степени увеличить расходы на модернизацию.
ВЕДУЩИЙ: В значительной - это в сколько, в разы?
Игорь СЫРЦОВ: Почти в два раза. Если в прошлом году мы потратили 2,3 миллиарда рублей, мы рассчитали свой инвестиционный портфель на этот год порядка 4-4,5 миллиардов рублей.
ВЕДУЩИЙ: Игорь, я сейчас предлагаю вам посмотреть небольшой сюжет о ФГУП "Почта России", затем мы продолжим разговор.
Репортаж
КОРР.: Сегодня почтовая связь в России остается, пожалуй, единственным общедоступным механизмом адресного общения граждан. Сеть федеральной почтовой связи включает более 40 тысяч отделений почтовой связи, около двух тысяч узлов почтовой связи и около ста почтамтов. Только в России для перевозки писем и посылок ежедневно используются свыше 450 почтовых вагонов, около 17 тысяч автомобилей и 364 авиарейса. Почтовики принимают, обрабатывают и доставляют в год более одного миллиарда писем, трех миллиардов печатных изданий, 12 миллионов посылок, около 44 миллионов денежных переводов. Своими услугами "Почта России" охватывает 99 процентов территории страны. Однако за счет одного лишь преимущества охвата территории выжить тяжело. Сегодня мало обеспечить перевозку почты, ее необходимо оперативно и качественно обработать. Но в России обработка отправлений по-прежнему ведется вручную. Для изменения ситуации крайне необходимы миллионные затраты на модернизацию. Есть страны, где доставка прессы дотируется государством, - такова позиция местных правительств. В России, к примеру, доставка прессы почтой - коммерческая услуга, и получение прибыли сейчас - одна из основных и, главное, выполнимых задач. Сегодня "Почта России" - первое федеральное государственное предприятие, которое самостоятельно сумело заключить контракты на предоставление кредитов от крупных западноевропейских банков.
ВЕДУЩИЙ: Что это за кредиты, у кого получены, на какой срок и подо что?
Игорь СЫРЦОВ: В первую очередь, я действительно хотел бы подтвердить тот тезис, который прозвучал в сюжете, о том, что мы первое и пока единственное федеральное государственное унитарное предприятие, которое оказалось в состоянии заключить инвестиционные кредитные соглашения с западноевропейскими банками. Мы начали строительство автоматизированных сортировочных центров, современных производств, которые позволяют обрабатывать в кратчайшие сроки большую массу почтовых отправлений. Первый такой центр уже строится в Подмосковье, второй центр сейчас начинает строиться в Санкт-Петербурге.
Первый контракт мы заключили с итальянской компанией "Эльсат", которая входит в группу "Феномеханика" и под гарантии "Сачи Коммерцбанк"(?) предоставила нам кредит около 60 миллионов евро. Второй контракт мы заключили с компанией "Сименс" под гарантии "Гермеса". Нам предоставлен кредит под строительство автоматизированного сортировочного центра под Санкт-Петербургом. Вот совокупные инвестиционные ресурсы порядка ста миллионов евро - по-моему, для начала неплохой показатель.
ВЕДУЩИЙ: В общем, действительно, все очень солидно звучит. Если в смысле доставки почтовой корреспонденции вы единственный, я так понимаю, и с вами рядом, в общем...
Игорь СЫРЦОВ: Ну, это не совсем так.
ВЕДУЩИЙ: Но вы крупнейший игрок, и рядом с вами трудно кого-то представить себе, пока во всяком случае. Да? Альтернативы такой общедоступной нет. То в смысле денежных переводов, скажем, сейчас очень, насколько я понимаю, насыщен этот рынок и насыщается, очень многие банки вводят подобные схемы, и они, в общем, привлекательны, каждая по-своему. Тем не менее, ваши киберденьги оказались очень доходным проектом. В связи с чем, чем вы это объясняете? И какова сейчас доходность?
Игорь СЫРЦОВ: В первую очередь я хотел бы отметить, что, несмотря на то, что это действительно рынок весьма конкурентный, на нем много игроков, в прошлом году мы в значительной степени увеличили свою долю на этом рынке, и это очень приятно сознавать. При том что новая технология, которую мы внедрили, - это электронные денежные переводы, когда информация о состоянии денежных переводов, то есть магистральная информация, передается электронным путем, что позволило в значительной степени сократить сроки прохождения, повысить качество этой услуги. И что самое главное - наверное, это опять же показатель нового состояния почты, - мы вышли на рынок с новыми тарифами, мы их снизили в значительной степени. Так вот, в прошлом году наш общий сектор, где мы предоставляем услугу частным лицам, вырос на 37 процентов. Это довольно серьезный показатель. При этом мы, в том числе, предложили эту услугу для коммерческих организаций, корпоративных пользователей, и нашими клиентами стали коммерческие банки, занимающиеся программами потребительского кредитования. В прошлом году довольно любопытный факт произошел: впервые объемы переводов по этой части превысили объемы переводов между физическими лицами.
ВЕДУЩИЙ: Вот так даже?
Игорь СЫРЦОВ: Да. И рост на этом сегменте составил 286 процентов за прошлый год.
ВЕДУЩИЙ: А в связи с чем? Вы предоставляете более гибкие ценовые расценки?
Игорь СЫРЦОВ: Самое главное наше достоинство - это, безусловно, доступность нашей сети и то, что мы предлагаем это на всей сети, на всей территории Российской Федерации. При этом, в общем, качественные показатели, они весьма, в общем, привлекательными являются, в том числе для корпоративных пользователей, потому что на следующий день мы предоставляем полностью персонифицированную информацию о состоянии платежей и через день деньги на счетах находятся у наших корпоративных пользователей. В связи с бурным развитием потребительского кредитования это действительно стало очень востребованным. Если первоначально нашими клиентами являлись два-три крупных банка, то на сегодняшний день у нас в клиентах уже более 18 таких корпоративных пользователей.
ВЕДУЩИЙ: Игроков. Я так понимаю, что их число будет возрастать.
Игорь СЫРЦОВ: Процесс привлечения новых клиентов идет по нарастающей.
ВЕДУЩИЙ: Я желаю вам успеха. Спасибо огромное, что пришли.
Источник: Телеканал РБК, НОВОСТИ КОМПАНИЙ / 17.05.06