"Мы не претендуем на бренд "Аргументы и факты", мы создаем свой" - Олег Желтов

11 мая 2006 года в свет вышел первый номер газеты "Аргументы и Время" . Cпоры относительно его "законности" разгорелись в медиакругах еще до появления в продаже. После выхода они вспыхнули с новой силой и вылились в судебный иск "Аргументов и Фактов" к "Аргументам и Времени". Но, несмотря на это, первые два номера были успешно распроданы и подписан в печать третий.

— Согласно публикациям в СМИ, "костяк" коллектива газеты "Аргументы и Время" составляет коллектив "АиФ". Каковы мотивы ухода команды из "Аргументов и Фактов"?

— Мотивы ухода из "АиФ" были у каждого свои, но основная причина — смена акционеров, которая произошла несколько лет назад. Именно после этого многие журналисты и топ-менеджеры покинули издательский дом. В последние годы уход был действительно массовый. Если взять редколлегию, которая там была еще пять лет назад, то в "АиФ" из руководителей отделов остались считанные единицы, да и топ-менеджмент за эти несколько лет сменился почти весь. В долевом соотношении, наверно, три четверти топ-менеджмента покинули компанию.

В принцпе, это нормальная ситуация, когда с приходом акционеров меняется коллектив, или частично замещается команда менеджеров, которые определяют развитие проекта. Я ушел по собственной инициативе, потому что мои планы развития "Аргументов и Фактов" не совпадали с видением акционеров. Решил, что смогу лучше реализовать себя в других компаниях. Многие журналисты уходили, потому что также в чем-то не были согласны с акционерами. И этот процесс "исхода" большинства старковской команды продолжался несколько лет. Мы между собой продолжали общаться, обмениваться впечатлениями, а потом возникла идея создать газету, которая бы базировалась на принципах журналистики и издательского бизнеса, реализовывавшихся при Старкове. Эти разговоры в определенный момент были претворены в дело, нашлись возможности проинвестировать проект.

Основным инициатором процесса объединения бывших "АиФовцев" в новом проекте стал Андрей Угланов, который был замом Старкова. Какой будет результат, покажет время. Поэтому и газета так называется, "Аргументы и Время" (смеется). Кстати, ходят легенды о каких-то совершенно баснословных деньгах, которыми мы переманиваем людей, но я как гендиректор могу заявить: у нас среднерыночные ставки. Да, они достойные, потому что достойные работники должны получать адекватные деньги. В "АиФ", насколько я знаю, платят не меньше.

Мы никоим образом не пытаемся копировать еженедельник "Аргументы и Факты" и его логотип, который, по словам представителей "АиФ", якобы пытаемся узурпировать. Посмотрев на логотип, легко заметить, что совпадает только одно единственное слово "аргументы". Но слово "аргументы" никем в России приватизировано не было. Наши обложки настолько различны — от логотипов до цветности ("АиФ" — газета цветная, а мы намеренно делаем "Аргументы и Время" черно-белой), что утверждать, якобы это одно и тоже, может только слепой.

Однако, по нашим сведениям, руководство ЗАО "Аргументы и Факты" пытается зарегистрировать на себя товарный знак "Аргументы и Время". То есть, обвиняя в плагиате нас, в свою очередь, пытаются заполучить через Роспатент наш бренд. Ситуация, прямо скажем — парадоксальная.

— Вы сказали, что ушли из "АиФ", потому что сменились акционеры. Политика акционеров Вам показалась неэффективной?

— У меня как у топ-менеджера, отвечавшего за развитие компании (я был заместителем генерального директора, директором по развитию и коммерческим директором ЗАО "АиФ" до 2003 года), было свое видение будущего компании. Я в этой должности проработал почти 13 лет, и хотя с г-ном Старковым у нас были и споры и дискуссии, но направление развития виделось одно. У меня нет претензий к акционерам "АиФ": они приобрели контрольный пакет и наметили свои пути развития. Время покажет, насколько они будут эффективны.

Сейчас, предложив свой продукт на рынке, мы считаем, что теперь конкуренция будет честной и добросовестной, и читатель сам выберет, что ему ближе. Чем больше будет на рынке качественного информационного продукта, тем лучше.

— А кто, вообще, реально управляет "АиФ" — акционеры, менеджеры в лице Кирюниной или редакция во главе с Зятьковым? Какие направления в управлении "АиФом" казались Вам неэффективными?

— Мне трудно сказать. Вопрос, наверно, не по адресу. Это внутренняя кухня "АиФ". У меня есть своя субъективная точка зрения, но я не считаю себя вправе высказывать личное мнение, кто и как сейчас управляет "АиФ".

— Есть данные, что "АиФ" зарабатывает на розничных продажах и рекламе. Как Вы планируете зарабатывать — на распространении, лицензии, подписке, рекламе, PR?

— Для нас газета — это бизнес. Кстати, еще один стандартный тезис, существующий вокруг нашего проекта, якобы "Аргументы и Время" — издание под выборы. Абсолютно не так. Окончательное решение о запуске проекта было обусловлено нашим пониманием и анализом тенденций на газетном рынке.

Мы видим, что растет рекламный рынок, кроме того, у людей, которые составляют основу нашей аудитории, появляются деньги. Наши основные читатели — это люди с высшим образованием, врачи, учителя, инженеры, военные, предприниматели из малого бизнеса. Они хотят читать не только про личную жизнь Киркорова и Фриске, а получать более серьезную информацию для ума и души, которая была бы ориентирована именно на них. Мы хотим дать читателям тот продукт, к которому они привыкли в течение 90-х и который будет у них востребован и сегодня. Газета "Коммерсант", например, не для них, т.к. ориентирована на крупных предпринимателей, у которых всегда есть толстый зеленый брикет в кармане, и, соответственно, все события и тенденции рассматриваются с этой позиции.

— Будете развивать PR-направление, писать заказные статьи?

— Нет. Наш основной капитал — это доверие читателей. Если мы его завоюем, то, соответственно, у нас не будет проблем с прямой нормальной рекламой. Мы скорее пойдем на урезание бюджетов, чем будем зарабатывать посредством "джинсы".

Если кто-то захочет опубликовать статью от своего имени, которая не противоречит нормам Конституции и нашим этическим принципам, то, пожалуйста, мы на правах рекламы официально ее опубликуем. Но в основном мы рассчитываем на классическую модульную рекламу. Первые номера вышли тиражом 500 тысяч экземпляров. В выходных данных есть перечень городов, где созданы наши представительства. Наши менеджеры давно работают на этом рынке, их хорошо знают в регионах, поэтому организация розничных продаж находится на высоком уровне. По нашим расчетам, до нового года наш тираж вырастет, возможно, вдвое.

— Миллион?

— По крайней мере, мы ориентируемся на эту цифру. Кто-то может посчитать ее прожектерской, но у нас есть основания считать, что, в принципе, это реально. "Аргументы и Время" — единственная газета, у которой с самого начала была своя региональная служба. Обычно бывает наоборот. Дело в том, что мы сразу для себя определили, что наша газета издается для России в целом, и регионы играют определяющую роль. Безусловно, мы уважаем и московского читателя, и петербургского, но сейчас региональные города-миллионники становятся все более мощными, и им надо уделять внимание, не меньше, чем столицам. Уже первые номера вышли с региональными телепрограммами и местными приложениями. Принцип традиционных съемных полос: в Москве — "Город М", в других — соответственно названию города. Мы планируем расширять и совершенствовать сеть представительств.

— Газету издает "СВР Медиа". Расскажите, пожалуйста, об этой структуре.

— "СВР Медиа" — это компания, которая создана группой физических лиц и которая частично финансируется за счет кредитов, частично — за счет средств акционеров. Она неаффилирована ни с какими структурами. Просто группа лиц решила рискнуть, посчитав проект перспективным.

— Имеет ли отношение к "Аргументам и времени" Борис Федоров, акционер "Газпром-Медиа", бывший совладельцем "АиФ" (до братьев Ананьевых), а ныне — владелец газеты "Жизнь"?

— Никакого отношения к "Аргументам и времени" он не имеет. Наша жизнь строится без него.

— Кто из операторов рынка поддерживает вас: с кем сотрудничаете из рекламных агентств, PR-агентств, распространителей?

— Что касается распространения, то мы работаем практически со всеми, кто "шевелится" на этом рынке — от Москвы до Владивостока. Мы сотрудничаем с традиционными агентствами, с которыми у нас давние уважительные отношения. Нам не надо было объяснять, кто мы такие, договорились о сотрудничестве по новому проекту на взаимовыгодных условиях. Сейчас мы размещаем рекламу на радио и ТВ. Что касается PR-агентств, мы в состоянии сами разрабатывать стратегию и идеологию по продвижению и не привлекать никого со стороны: у нас есть своя PR-служба, руководителем которой является Сергей Сыч. На отдельные работы мы, может, и будем кого-то приглашать по договорам подряда, а так будем справляться своими силами.

— Вы уже вошли в анкету NRS Gallup Media и когда ждать первых результатов?

— Мы планируем войти в эту анкету ближе к осени, и к концу года нам обещают дать первые результаты.

— В СМИ была информация, что первоначальные вложения в проект составили 10 млн долларов. Как эти деньги распределились, если не секрет, сколько было потрачено на рекламу?

— Во-первых, я не знаю, кто назвал такую цифру, наверно, какой-то эксперт. В принципе, мы договорились, что не будем разглашать сумму инвестиций. У нас есть бизнес-план, оптимистический вариант и пессимистический. Какой из них будет реализован, покажет время, поэтому говорить о цифрах некорректно.

Основная реклама продукта — это сам продукт, и большая часть наших усилий была направлена не на какое-то масштабное "заморачивание" головы читателя через телевизор, а на доставку газеты читателям. Если человек прочитает первый номер, второй, третий и станет постоянным читателем, то газета будет жить. А выкидывать безумные деньги на телевидение, соперничать с пивом и "Проктером" мы не видим смысла. Надо брать креативностью и качеством продукта.

— Но все-таки эта сумма, 10 млн долларов, меньше или больше?

— Единственное, что могу сказать, что бизнес-план многолетний, и это серьезный бизнес-проект, который рассчитан на долгие годы. Поэтому наши доходы классические — розничные и подписные продажи и реклама. Если у газеты будет сертифицированный тираж, и Gallup Media подтвердит наши цифры, то к нам пойдет реклама, а качество аудитории для рекламодателей у нас будет достаточно приемлемое.

— На днях появилась информация о том, что "Аргументы и Время" перерастет в холдинг. Какие активы вы предусматриваете в рамках холдинга?

— Мы предполагаем, что уже осенью появятся дополнительные печатные проекты развлекательного характера. Я еще раз хочу подчеркнуть, что за нами нет какой-то политической структуры, которая преследует идеологические цели. Это, прежде всего, бизнес.

Параллельно мы изучаем возможность реализации Интернет-, теле- и радиопроектов. Если эти проекты будут укладываться в нашу бизнес-логику, и стратегию и иметь реальные сроки окупаемости, тогда, возможно, мы внимательнее рассмотрим их. Конечно, чем больше имеется каналов доставки информации, тем лучше, но в первую очередь, надо посчитать сумму инвестиций и время выхода на самоокупаемость. Было много структур, которые хватались за все, и рушились под этим.

— А все-таки вы будете покупать уже готовые проекты или запускать новые?

— Если говорить о радио и ТВ, то запустить что-то новое достаточно сложно из-за ограниченного количества частот, а вот Интернет-проект, скорее всего, лучше начинать "с нуля".

В данный момент мы рассматриваем предложения о покупке готовых сетей киосков и идею строительства новых. В нашей команде есть люди, которые строили киосковую сеть в "АиФ". Конечно, сегодня рынок уже другой, и большинство сладких мест занято, в том числе и землеотводы под киоски. Но все равно есть свободные ниши не только в Москве, но и в регионах, где еще можно построить достаточно эффективную сеть. Хотя, возможно, мы примем решение, что те свободные деньги, которые у нас появятся, направить не в сферу распространения, а в сферу Интернет. Проще говоря, мы прорабатываем сейчас все возможные варианты.

— Олег Владимирович, рассматриваете ли Вы "Аргументы и Время" как релонч "Аргументов и Фактов", который невозможно было реализовать при нынешнем менеджменте и нынешних условиях?

— Нет. Нельзя в одну воду войти дважды, да и жизнь изменилась. Глупо стопроцентно копировать то, что было 15 лет назад, даже если это было супервостребовано, и не менее глупо копировать то, что уже есть сейчас на рынке. Подобное абсолютно не входит в наши планы вне зависимости от юридических аспектов вопроса. Мы используем слово "аргументы" как некую ассоциацию, понимая, что одно слово не является чем-то подсудным, тем более, что у нас есть моральное право упоминания этого слова: "АиФовский" совокупный стаж тех, кто у нас работает, превышает все мыслимые сроки. Мы делаем новый продукт, пытаясь опереться на принципы журналистики и издательского бизнеса, которые нам когда-то преподал г-н Старков.

Мы не претендуем на бренд "Аргументы и Факты", мы создаем свой, и надеемся, что он встанет вровень с другими брендами. Слоган "Новому времени — новые аргументы" хорошо иллюстрирует нашу позицию. И только читатель может решить, имеет ли право издание "Аргументы и Время" на существование.

Источник: MediaAtlas.ru / 25.05.06