В Москве пройдет Всемирный газетный конгресс. Перед ним Путин и Кони приняли избранную прессу в Сочи

Вы посмотрите на список участников Всемирного газетного конгресса, который пройдет в Москве (проще всего найти сайт конгресса: www.moscow2006.com). Он очень впечатляет. Ведь и правда вся мировая пресса: больше ста стран, от Албании до Зимбабве (это если по латинскому алфавиту), полторы тысячи человек. И вот все эти полторы тысячи едут в Москву и не знают, что им предстоит стать участниками увеличенной копии события, которое совсем недавно случилось... в Вологде. Называлось Всероссийское совещание редакторов региональных и районных газет.

Как было в Вологде? С приветствием к собравшимся (150 человек со всей России) обратился тамошний губернатор Позгалев. Он сказал, что местные власти бережно и нежно относятся к прессе. Всячески ей помогают. Прислушиваются к критике. И тот факт, что всероссийское совещание решено провести в Вологде, губернатор воспринимает именно как высокую оценку своей работы с прессой.

Как будет в Москве? С приветствием к участникам обратится президент Путин. Он скажет, что российская власть с большим уважением относится к прессе. Старается ее поддерживать. И пресса молодец - ударными темпами освобождается от олигархической зависимости, встает на рыночные рельсы. Да, есть отдельные проблемы, особенно в регионах. Однако в целом ситуация вполне достойная. И тот факт, что Всемирная газетная ассоциация решила провести свой ежегодный конгресс в Москве, власть воспринимает именно как признание этого уровня.

Что было после вологодского совещания? Заметка в местной "Газете35" про то, как диссонировало ласковое выступление губернатора Позгалева с местными реалиями вроде уголовного дела в отношении редактора газеты "Наш регион", которая перепечатала "датские" карикатуры. Журналистку от наказания освободили, но она по-прежнему считается виновной. "Газета35" также напомнила (хотя никто и не забывал), как Позгалев обхамил местного газетчика Сергея Расова, который позволил себе некоторые сомнения по поводу экономической чистоты областной целевой программы "Великий Устюг - родина Деда Мороза".

(Я тоже напомню, что губернатор публично на совещании с ветеранами обозвал журналиста вруном, для которого нет ничего святого и даже родного (потому что приехал из Казахстана), призвал других журналистов объявить ему бойкот и вообще "избавляться от таких уродов". Полный букет. От поклонника прессы.

Расов подал в суд, суд его иск отклонил - он отказался принять за доказательство цифровую запись с монологом губернатора. А ветераны, которые присутствовали на совещании, в суде почему-то не смогли вспомнить скандальных слов губернатора. А свидетелям с хорошей памятью - журналистам из телекомпании Рен-ТВ - суд почему-то не поверил.)

Перечень прискорбных событий "Газета35" завершает тем выводом, что "нынешний год вошел в историю Вологды как год конфронтации между властью и прессой".

И вот я звоню главному редактору этой газеты Александру Ильичеву и спрашиваю, почему же он не сказал всего этого на самом совещании. А он отвечает: "Во-первых, наше издание, как и другие оппозиционные, туда официально не приглашали. Но я все равно пришел. Во-вторых, хорошими отношениями с прессой губернатор хвалился во вступительном слове в торжественной части, а не в рамках дискуссий. В-третьих, сама тема совещания была посвящена другому: как местной прессе выжить в новых условиях, когда ее отлучили от дотаций. Короче говоря, "созидательный курс" - вот была тема".

А теперь вернемся в Москву. Что будет после выступления президента Путина на Всемирном конгрессе? Точно то же, что и после выступления губернатора Позгалева в Вологде - ничего. Никаких дискуссий. Не тот формат. Кто же полезет в полемику со вступительным словом? Не говоря уже о том, что после президента России выступит президент Всемирной газетной ассоциации. К тому же российские журналисты и в менее торжественной обстановке не встревают в дискуссии с президентом.

За две недели до конгресса руководителей СМИ в массовом порядке вывозили в Сочи: в понедельник - людей с телевидения, во вторник - из газет и журналов. Ни телевидение, ни газеты об этом почему-то не сообщили (хотя про то, как к президенту в день рождения ВГТРК доставили группу сотрудников этой компании, трубили на каждом шагу). А тут участники впечатлениями предпочли делиться в кулуарах.

Судя по этим впечатлениям, Путин читал им лекции о международном положении. Его очень интересовали Украина (он на нее злится) и Грузия (тут он злится персонально на Саакашвили). Он обсуждал газ и вино. Он, кстати, тоже прикрикнул на одного журналиста: тот пытался что-то скормить лабрадору Кони. Но ведь прикрикнул за дело. К тому же журналист был из государственной телекомпании, так что никто не упрекнет президента, что он сорвал зло на прессе, которая выступает с критикой, как это случилось у вологодского губернатора с журналистом Расовым. Короче, в целом все было мирно, и после этих душевных посиделок вдруг вставать и ругать его перед лицом всей мировой печати?!

Да и ругать-то особенно некому. Правда же, странно будет, если на Всемирном конгрессе встанет и назовет себя "несвободным" руководитель газеты, которую не так давно "по заявке Кремля" купила одна государственная структура и пригласила туда этого руководителя, чтобы он проводил нужную Кремлю линию? За что же он будет ругать Кремль? За собственное трудоустройство? Или руководитель другой газеты, которую пока (пока!) государство под себя не подмяло, встанет и расскажет, как идет зачистка в соседних изданиях? Некорпоративно.

К тому же главными темами Всемирного конгресса, как и на совещании в Вологде, будут не "свободологические", а "созидательные" - без всякой иронии. Люди там будут делиться стратегиями развития (рекламными, тиражными, издательскими и пр.) и способами заполучить новую молодую аудиторию (головная боль для всех без исключения).

Только в отличие от издателей и редакторов в Вологде будут думать не о том, как выживать, а как развиваться в условиях жестокой конкуренции. (Кстати, даже любопытно, как оценили бы участники Всемирного конгресса способ выживания, предложенный российским Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям региональным изданиям? На первый взгляд он кажется куда более справедливым, чем прежде: отныне государство будет спонсировать не только "свою" прессу, но и частную. И сама процедура цивилизовалась: будут не просто деньги из бюджета раздавать, а проводить конкурсы. Гранты получат те, кто лучше справится с освещением социально значимых тем. Но почему-то смущает, что на первом месте в конкурсном "темнике" - реализация национальных проектов. Тут ведь не знаешь: это потому, что нацпроекты - самое важное, что есть в России, или потому, что ими занимается персонально Дмитрий Медведев, которого надо сейчас пропагандировать всеми возможными средствами. Есть ряд бесспорных тем вроде "безопасности на дорогах". А есть крайне сомнительная: "укрепление (!) положительного (!!) образа армии и флота"...

Между двумя мероприятиями еще одно крупное отличие: на Всемирном конгрессе, в отличие от вологодского совещания, тема свободы слова в России все-таки будет присутствовать - в рамках общей дискуссии о положении СМИ на постсоветском пространстве. Я видела один из вопросов этой дискуссии: "Сколько пройдет времени, прежде чем российские медиа смогут работать без ограничений и вмешательств?".

Если снова вернуться в Вологду, то можно сразу ответить: это случится, когда губернатор Вячеслав Позгалев извинится перед журналистом Сергеем Расовым. Что означает: никогда (с моей точки зрения). Но, может, Всемирный конгресс даст лучший прогноз.

Источник: Новая газета / 01.06.06