"Почему, к примеру, "Почта России" учреждена как унитарное предприятие, а как мы знаем, унитарное предприятие - это прежде всего коммерческая структура, цель которой - извлечение прибыли". По мнению Людмилы Нарусовой, почта сегодня должна выполнять важнейшие государственные функции: государственной безопасности, национальной стратегии, и хотим мы этого или нет, но и идеологическую функцию. Говоря об этих вопросах, Людмила Нарусова напомнила аудитории, правда с оговоркой, что она по-прежнему остается истинной демократкой, слова В.И. Ленина о том, что "Газета не только коллективный агитатор, газета и коллективный организатор", при этом она поинтересовалась у главного редактора "Московского комсомольца", помнит ли он эти слова. Вздрогнувший от неожиданности Павел Гусев начал положительно кивать головой. Далее Людмила Борисовна подчеркнула, что основная функция прессы как раз и состоит в том, чтобы освещать жизнь нашего общества, освещать реализацию национальных проектов, через свои издания наладить связь власти с гражданским обществом, оперативно информировать российских граждан о самых важных и знаковых событиях в стране и в мире. Так вот, именно эта функция у "Почты России" как у унитарного предприятия отсутствует вовсе, сказала сенатор. Одним из критериев методики ценообразования и тарифной политики "Почты России" является вес (как мера измерения в граммах) издания. Таким образом, "желтая пресса, пишущая не всегда правду об известных людях, становится более востребованной, а значит, многотиражной и более тяжелой в граммах, в то время как издания, поднимающие серьезные проблемы на своих страницах, но не имеющие большого веса, становятся не выгодны для распространения". "А потом мы задаем вопросы, почему у нас падает нравственность, почему у нас молодежь идет в скинхеды На мой взгляд, - уточнила глава информационной комиссии, - у нас идеологическая, воспитательная, нравственная составляющая отсутствует и погоня за тиражом или весом в граммах определяет все", - подытожила эту часть проблемы Людмила Нарусова.
Второй аспект, который выделила председатель комиссии, - это организация подписки через посреднические структуры. Кроме того, недоумение вызывает и стоимость периодических изданий. При продаже газет и журналов в розницу величина НДС составляет 10 процентов, а при подписке 18. В разы выросли тарифы на доставку российской прессы за рубеж, что не позволяет приобретать периодику даже нашим посольствам, что также влияет на идеологическую составляющую этого вопроса. Сенатор напомнила, что благополучная Франция ежегодно тратит 280 миллионов евро на дотирование национальной почты, чтобы обеспечить своим гражданам право на получение информации. И, наконец, состояние почтовых ящиков. Их плачевный вид отнюдь не гарантирует, что почта дойдет до адресата.
Подводя итог диалогу по работе "Почты России", Людмила Нарусова сказала, что разговор шел жесткий, нелицеприятный, претензий было высказано много. Принят ряд рекомендаций, которые, есть надежда, будут учтены. Очередная подписная кампания в 2007 году, если все ведомства выполнят свои обещания, пройдет по новым утвержденным методикам ценообразования и тарификации. Цены расти не будут. Мы должны принять необходимые меры, чтобы не возникало больше проблем в работе цепочки: "журналист - издатель - почта - читатель".
Ольга Стройнова
Источник: Парламентская газета, 06.06.2006