Развитие подлинной демократии невозможно без развития СМИ, особенно региональных, так как именно они наиболее близки к населению. В упрек региональным журналистам ставятся и отсутствие независимого мнения, и засилье проплаченных материалов. Остро стоят проблемы недостаточного финансирования и отсутствия профессиональных кадров.
О том, каковы пути решения этих проблем, шла речь на межрегиональном семинаре-совещании "Региональная печать: тенденции и перспективы развития в новых правовых и экономических условиях". Организатором семинара выступил Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия). Поговорить о наболевшем собрались журналисты республиканских государственных и негосударственных газет, "районок", в работе "круглых столов" и семинаров приняли участие работники администрации президента и правительства Республики Саха (Якутия) РС(Я), представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Российской академии госслужбы и другие. Независимость СМИ основана прежде всего на финансовой самостоятельности, а вот ее-то как раз и нет. Достаточно сказать, что при всем обилии СМИ прибыльными являются лишь 10-12%, остальные получают различного рода поддержку или от властных структур, или от финансовых групп и хозяйствующих субъектов. Вместе с тем средства массовой информации сами хотят решать свои проблемы: ищут рекламодателей, меняют форматы, переходят на цветную печать. Якутия в этом отношении, по мнению заместителя начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Юрия Пули, находится в общем потоке. Но, пожалуй, самой важной и общей для всей периодической печати страны проблемой являются существующие системы подписки и доставки. Из-за них Россия потеряла целый пласт общенациональных газет. Сегодня в Российской Федерации нет ни одной газеты, которая была бы широко представлена во всех регионах. Одним из способов привлечь региональных читателей стало создание местных вкладышей в центральных изданиях. Но это не решает проблемы, несмотря на все усилия, общие тиражи печатных изданий ежегодно сокращаются на 2-4%. Такая же картина и в региональных СМИ. В Якутии ситуация усугубляется огромными расстояниями не только от столицы республики до районных центров, но и от них до наслегов. Так, в Усть-Янском улусе семь поселков из 10 находятся на расстоянии от 342 до 581 км от Депутатского. В северных и арктических улусах практически нет автомобильных дорог, только зимники. В такие населенные пункты доставка почты всегда осуществлялась авиатранспортом. В заречных и вилюйских районах проблемы с доставкой весной и осенью, когда они отрезаны водой. 15 июля 2005 года ФГУП "Почта России" обнародовало единую для всей страны методику расчета тарифов на услуги, возложив при этом обязанности по подписке на новую структуру - Агентство по подписке, имеющее юридический статус ООО. В результате в подавляющем большинстве регионов России произошло повышение тарифов. Нововведение коснулось и нашей республики. Руководитель Департамента по делам печати и телерадиовещания РС(Я) Людмила Павлова отметила, что в Якутии произошло разделение на три тарифные зоны без учета территориальных и транспортных особенностей нашего северного региона, в результате чего по сравнению со вторым полугодием 2005 года в Заречной территориальной зоне тарифы услуг почты на первое полугодие 2006 года выросли в среднем на 63%. При этом доля услуг почтовой связи в подписной цене доходит до 70%. Оставшиеся же 30% поступили в редакции только через два месяца. Оказалось, что в новых экономических условиях газету сделать дешевле, чем реализовать. Не лучше ситуация с розницей, киоски по населенным пунктам можно сосчитать по пальцам, а все потому, что газеты поступают в отдаленные наслеги и даже районные центры в лучшем случае раз в неделю, а в арктические улусы иногда и раз в месяц в зависимости от того, как часто туда летает самолет. Старые новости никому не нужны, потому особенно страдают от такой системы доставки ежедневные газеты. Участники семинара убеждены, что необходимо государственное дотирование доставки. Облегчить жизнь средств массовой информации помог бы льготный характер внутреннего налогообложения по НДС. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям вышло с предложением снизить его до 5%. Для примера, в большинстве европейских стран этот налог составляет от 2 до 7%, а в некоторых вообще отсутствует. Юрий Пуля убежден, что потребность в финансовой поддержке региональных СМИ существует. Это необходимо для обеспечения единого информационного пространства Российской Федерации. Такая политика уже ведется. Он рассказал о существующих конкурсах, в которых могут принять участие любые средства массовой информации, чтобы получить федеральную финансовую поддержку для реализации социально значимых проектов. Региональную прессу поддерживают сами регионы. Это правильно, единственное требование - механизм финансовой помощи должен быть прозрачен. Немалой проблемой, по мнению заместителя начальника Управления государственной инспекции Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Николая Новикова, является неуважение к закону. И это не только неправильное оформление выходных данных издания, а вольности в этом допускают 90% всех изданий, но и наличие большого количества недействующих СМИ. Так, из 66 тысяч зарегистрированных в РФ средств массовой информации реально выходят около 22 тысяч. В РС(Я) по состоянию на 1 марта 2006 года зарегистрировано 291 средство массовой информации, из них 212 печатных периодических изданий, из которых на сегодняшний день реально издаются 119 (56,1%), в том числе 90 газет и 29 журналов. Согласно закону СМИ лишается регистрации, если оно не выходит в течение года. Но сделать это можно только через суд, а это долгий процесс. Остро стоит проблема с изданием толстых литературных журналов, изданием книг на языках малочисленных народов, с их переводами. "Или в связи с глобализацией этого уже не нужно?" - горько посетовала главный редактор газеты "Саха сирэ", председатель Союза писателей республики Наталья Харлампьева. Сложное положение у детских газет. Необходимы координационный центр для детских газет РФ и общероссийская газета для детей. Некоторые участники семинара видят основную причину падения тиража в уменьшении обратной связи с читателями. Причем это общая мировая тенденция. "Газеты сделали крен на публикацию журналистских материалов, они стали монологичны, привыкли вещать". Главных же редакторов "районок" больше волнуют финансовые проблемы. Они говорили об унизительно низкой заработной плате как творческих, так и технических работников редакций. Если в ближайшее время кардинально не решить проблему, то в "районках" скоро некому будет работать. Ведь средняя зарплата в них ниже прожиточного минимума. О каких перспективах тогда можно говорить! Семинар-совещание дал возможность журналистам поговорить о самых насущных вопросах и, главное, наметить пути их решения. В рекомендациях, принятых на семинаре, много полезных, архиважных пунктов. Один из них - разработка Программы развития средств массовой информации РС(Я) на 2007 - 2010 годы, в которой будут предусмотрены и механизмы господдержки СМИ независимо от их организационно-правовой формы, и укрепление материально-технической базы, и повышение зарплаты журналистам. Источник: Парламентская газета, 07.06.2006
О том, каковы пути решения этих проблем, шла речь на межрегиональном семинаре-совещании "Региональная печать: тенденции и перспективы развития в новых правовых и экономических условиях". Организатором семинара выступил Департамент по делам печати и телерадиовещания Республики Саха (Якутия). Поговорить о наболевшем собрались журналисты республиканских государственных и негосударственных газет, "районок", в работе "круглых столов" и семинаров приняли участие работники администрации президента и правительства Республики Саха (Якутия) РС(Я), представители Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям, Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия, Российской академии госслужбы и другие. Независимость СМИ основана прежде всего на финансовой самостоятельности, а вот ее-то как раз и нет. Достаточно сказать, что при всем обилии СМИ прибыльными являются лишь 10-12%, остальные получают различного рода поддержку или от властных структур, или от финансовых групп и хозяйствующих субъектов. Вместе с тем средства массовой информации сами хотят решать свои проблемы: ищут рекламодателей, меняют форматы, переходят на цветную печать. Якутия в этом отношении, по мнению заместителя начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям Юрия Пули, находится в общем потоке. Но, пожалуй, самой важной и общей для всей периодической печати страны проблемой являются существующие системы подписки и доставки. Из-за них Россия потеряла целый пласт общенациональных газет. Сегодня в Российской Федерации нет ни одной газеты, которая была бы широко представлена во всех регионах. Одним из способов привлечь региональных читателей стало создание местных вкладышей в центральных изданиях. Но это не решает проблемы, несмотря на все усилия, общие тиражи печатных изданий ежегодно сокращаются на 2-4%. Такая же картина и в региональных СМИ. В Якутии ситуация усугубляется огромными расстояниями не только от столицы республики до районных центров, но и от них до наслегов. Так, в Усть-Янском улусе семь поселков из 10 находятся на расстоянии от 342 до 581 км от Депутатского. В северных и арктических улусах практически нет автомобильных дорог, только зимники. В такие населенные пункты доставка почты всегда осуществлялась авиатранспортом. В заречных и вилюйских районах проблемы с доставкой весной и осенью, когда они отрезаны водой. 15 июля 2005 года ФГУП "Почта России" обнародовало единую для всей страны методику расчета тарифов на услуги, возложив при этом обязанности по подписке на новую структуру - Агентство по подписке, имеющее юридический статус ООО. В результате в подавляющем большинстве регионов России произошло повышение тарифов. Нововведение коснулось и нашей республики. Руководитель Департамента по делам печати и телерадиовещания РС(Я) Людмила Павлова отметила, что в Якутии произошло разделение на три тарифные зоны без учета территориальных и транспортных особенностей нашего северного региона, в результате чего по сравнению со вторым полугодием 2005 года в Заречной территориальной зоне тарифы услуг почты на первое полугодие 2006 года выросли в среднем на 63%. При этом доля услуг почтовой связи в подписной цене доходит до 70%. Оставшиеся же 30% поступили в редакции только через два месяца. Оказалось, что в новых экономических условиях газету сделать дешевле, чем реализовать. Не лучше ситуация с розницей, киоски по населенным пунктам можно сосчитать по пальцам, а все потому, что газеты поступают в отдаленные наслеги и даже районные центры в лучшем случае раз в неделю, а в арктические улусы иногда и раз в месяц в зависимости от того, как часто туда летает самолет. Старые новости никому не нужны, потому особенно страдают от такой системы доставки ежедневные газеты. Участники семинара убеждены, что необходимо государственное дотирование доставки. Облегчить жизнь средств массовой информации помог бы льготный характер внутреннего налогообложения по НДС. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям вышло с предложением снизить его до 5%. Для примера, в большинстве европейских стран этот налог составляет от 2 до 7%, а в некоторых вообще отсутствует. Юрий Пуля убежден, что потребность в финансовой поддержке региональных СМИ существует. Это необходимо для обеспечения единого информационного пространства Российской Федерации. Такая политика уже ведется. Он рассказал о существующих конкурсах, в которых могут принять участие любые средства массовой информации, чтобы получить федеральную финансовую поддержку для реализации социально значимых проектов. Региональную прессу поддерживают сами регионы. Это правильно, единственное требование - механизм финансовой помощи должен быть прозрачен. Немалой проблемой, по мнению заместителя начальника Управления государственной инспекции Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Николая Новикова, является неуважение к закону. И это не только неправильное оформление выходных данных издания, а вольности в этом допускают 90% всех изданий, но и наличие большого количества недействующих СМИ. Так, из 66 тысяч зарегистрированных в РФ средств массовой информации реально выходят около 22 тысяч. В РС(Я) по состоянию на 1 марта 2006 года зарегистрировано 291 средство массовой информации, из них 212 печатных периодических изданий, из которых на сегодняшний день реально издаются 119 (56,1%), в том числе 90 газет и 29 журналов. Согласно закону СМИ лишается регистрации, если оно не выходит в течение года. Но сделать это можно только через суд, а это долгий процесс. Остро стоит проблема с изданием толстых литературных журналов, изданием книг на языках малочисленных народов, с их переводами. "Или в связи с глобализацией этого уже не нужно?" - горько посетовала главный редактор газеты "Саха сирэ", председатель Союза писателей республики Наталья Харлампьева. Сложное положение у детских газет. Необходимы координационный центр для детских газет РФ и общероссийская газета для детей. Некоторые участники семинара видят основную причину падения тиража в уменьшении обратной связи с читателями. Причем это общая мировая тенденция. "Газеты сделали крен на публикацию журналистских материалов, они стали монологичны, привыкли вещать". Главных же редакторов "районок" больше волнуют финансовые проблемы. Они говорили об унизительно низкой заработной плате как творческих, так и технических работников редакций. Если в ближайшее время кардинально не решить проблему, то в "районках" скоро некому будет работать. Ведь средняя зарплата в них ниже прожиточного минимума. О каких перспективах тогда можно говорить! Семинар-совещание дал возможность журналистам поговорить о самых насущных вопросах и, главное, наметить пути их решения. В рекомендациях, принятых на семинаре, много полезных, архиважных пунктов. Один из них - разработка Программы развития средств массовой информации РС(Я) на 2007 - 2010 годы, в которой будут предусмотрены и механизмы господдержки СМИ независимо от их организационно-правовой формы, и укрепление материально-технической базы, и повышение зарплаты журналистам. Источник: Парламентская газета, 07.06.2006