Читатель как редактор

Основным событием второго дня работы 59-го Всемирного газетного конгресса и 13-го Форума главных редакторов стала встреча руководителей зарубежных СМИ с первым вице-премьером Дмитрием Медведевым, которая, правда, прошла в закрытом режиме.

Как сообщили источники "РГ", круг вопросов, затронутых во время информационно насыщенного обеда был достаточно широк - от внутри- и внешнеполитической ситуации до более "родной" для участников мероприятия проблемы свободы слова. Однако основной идеей, которая занимала иностранных журналистов, была мысль о том, не сидят ли они сегодня за одним столом с будущим президентом России? Вопрос о возможном президентстве Дмитрия Медведева после 2008 года был в той или иной форме задан несколько раз представителями разных стран. Ответы первого вице-премьера также не были однообразными, однако прямо на вопрос он не ответил. Пока же высокопоставленные иностранцы пытались добиться от Медведева однозначного ответа, этажом выше в Манеже продолжался рабочий день Конгресса: прошел ряд спецсессий самой широкой тематики - от новых бизнес-стратегий в медиаиндустрии до проблемы конкуренции платных и бесплатных изданий.

Бесплатные газеты не угрожают газетной отрасли, убежден издатель крупнейшей в мире бесплатной газеты "Метро", генеральный директор Metro International Пель Торнберг: "Так же, как телевидение не убило кино, бесплатные газеты не убьют газетную индустрию".

Конкурентами платных газет "являются только другие платные газеты, но не бесплатные". К такой уверенности господина Торнберга стоит прислушаться - "Метро", возникшая десять лет назад в Швеции, сегодня является второй по величине бесплатной газетой в мире с тиражом 25 миллионов экземпляров.

Президент Всемирного газетного конгресса Гэвин О Рейли был настроен менее мирно: "Бесплатные газеты - это то, что мы не любим, но и то, что мы не можем игнорировать. Это вызов, на который мы должны давать ответ". Однако и он позитивно оценивает будущее печатной газетной отрасли. В целях выживания, по его мнению, платные печатные газеты должны искать возможности сотрудничества с электронными СМИ - телевидением и интернет-изданиями, а также выделять больше средств на изучение рынка и привлечение рекламодателей. В целях выживания платных газет О Рейли предложил уж совсем экзотический вариант - он назвал одним из наиболее перспективных направлений деятельности печатных СМИ сотрудничество с компаниями, производящими мобильные телефоны. Выживанию платных печатных изданий должно способствовать и повышение качества контента газет. Участники Форума редакторов выступают за более активное привлечение специалистов к работе над созданием газетной полосы. "Мы должны не бояться и более активно привлекать высококвалифицированных специалистов для работы в газете. Необходимо привлекать специалистов как для написания статей, так и в качестве комментаторов того или иного события, произошедшего и интересного газете", - заявила в ходе дискуссии редактор американского издания "Файнэншл таймс" Крисиа Фрилэнд. По ее мнению, специалисты также могли бы вести форумы в Интернете. "Ведение таких форумов будет крайне интересно для читателя", - подчеркнула Фрилэнд. По ее словам, "не стоит бояться технического и серьезного анализа, который дают специалисты, поскольку он также интересен читателю". Более того, специалисты по тем или иным темам также могут быть использованы в газете в качестве так называемых приглашенных редакторов.

Редактор по новым медиа из Норвегии Эстен Сэзер выступил с предложением активнее вовлекать читателей в процесс написания тех или иных статей: "Страницы издания, конечно, должны быть представлены специалистам, но необходимо и предоставлять более активным читателям возможность побыть редактором".

Источник: Российская газета, 07.06.2006