Впрочем, дискуссии не получилось. Представители крупнейших мировых интернет-компаний очень убедительно описали преимущества онлайна перед печатной прессой.
Первым убеждать коллег в незаменимости интернета как источника и аккумулятора информации взялся генеральный директор Yahoo News Нэйл Бадди. «Будущее принадлежит тем, кто делает шоколадный крем», – процитировал он Томаса Фридмана.
Именно интернет-медиа, по мнению Бадди, занимаются самой главной задачей СМИ: аккумулируют новости и предоставляют читателю полный спектр информационных услуг.
Компания Yahoo в этом плане преуспела: она заключает контракты с ведущими мировыми информационными компаниями, телеканалами, газетами и новостными агентствами, которые с готовностью предоставляют Yahoo News свои материалы. К примеру, телекомпания CBS каждые сутки поставляет интернет-порталу около 60 минут видеоматериалов. В информационной базе Yahoo News можно не только прочесть о происходящем в США и мире, но и посмотреть короткие фильмы, сюжеты, панорамные снимки и другие материалы. Ноу-хау Yahoo News в том, что их главные клиенты – люди, которые знают Yahoo прежде всего как развернутую поисковую систему. Однако, попадая в информационный раздел портала, пользователь может узнать весь спектр мировых и местных новостей. Именно это обеспечивает Yahoo News большой объем аудитории.
И хотя на Yahoo не приходят постоянные читатели в поисках своего любимого аналитика или определенной точки зрения, подборка разных материалов по одной и той же теме на Yahoo News зачастую заставляет их еще и еще раз возвращаться к этому сайту.
По словам Нэйла Бадди, в сотрудничестве с Yahoo News серьезно заинтересованы издатели бумажной прессы: компания аккумулирует информацию из более чем 8000 источников, в основном газет и журналов.
Поддержал коллегу и продакт-менеджер компании Google News Натан Столл. «Нам интересны новостные энтузиасты – люди, которым в первую очередь интересны новости», – признался он. Новостное подразделение в компании Google появилось только в 2005 году, однако издатели и редакторы мировых СМИ с интересом отнеслись к возможности с ним сотрудничать. Практически у всех бумажных изданий в мире есть сайты, поэтому Google News дают «линки» на материалы, которые так или иначе касаются определенной темы. Таким образом, пользователь может посмотреть полный спектр мнений по определенному событию и выбрать ссылку на то издание, которое для него максимально авторитетно.
«Все-таки мы компьютерщики, а не журналисты, – уточнил Натан Столл. – Контент для нас стоит на втором месте, главное – обеспечить клиентам удобную систему навигации по новостям».
По его словам, информационная система Google сейчас очень удобна для издателей и журналистов: благодаря ей можно узнать трафик по каждой статье и таким образом корректировать выбор новостей, максимально интересных для аудитории. Google News дает ссылки и на те материалы, которые сайты газет выкладывают в платный доступ. Таким образом, Google News практически поставляет им клиентов.
Однако не все, что происходит в сети, нравится представителям традиционной журналистики. Генеральному директору агентства France Press Пьеру Луэтту представляется опасным возникновение онлайновых изданий и поисковиков. По его мнению, читатель стал более могущественным, теперь у него есть возможность сопоставлять информацию, выбирать ее, группировать и даже публиковать самому (интернет-блоги). Агентство France Press в сети работает круглосуточно семь дней в неделю, на сайт выкладывается до полутора тысяч фотографий в день, а репортеры агентства работают практически во всех странах мира. «Наш король – контент, – провозгласил Пьер Луэтт. – Мы его доставляем читателю». Для привлечения внимания аудитории всех возрастов France Press создает и образовательный, и спортивный подразделы. Однако он не разделяет энтузиазма коллег по поводу интернет-блогов и так называемой «гражданской журналистики».
«На мой взгляд, мы должны стремиться к тому, чтобы сохранить профессиональный уровень журналистики и стремиться к максимальной достоверности в описании событий», – говорит Луэтт.
Вице-президент Reuters Дин Райт, завершавший дискуссию, поставил точку в противостоянии бумажных и электронных СМИ. «Эта дискуссия – вчерашний день, – сказал он. – Интернет уже имеет и может наращивать такую аудиторию, которая не снилась бумажным изданиям». По его словам, в последнее время количество подписчиков бумажной прессы в мире сократилось на 2,5%.
«Наши читатели лояльны только по отношению к себе, – пояснил господин Райт. – Мы никогда не сможем удовлетворить их запросы полностью, даже мэйнстримовые издания начинают терять свои монопольные позиции».
По мнению руководителя Reuters, главная проблема редакторов бумажных изданий в высокомерии: «Нельзя игнорировать блоги, каждую секунду в мире появляется один-два блога, их уже 17 миллионов. Люди хотят не просто потреблять, но и производить, сопоставлять информацию». Агентство Reuters старается привлекать читателей к формированию информационных полей – «предоставляя аудитории информацию, мы даем людям возможность ее обсудить». При этом сайт компании уже превратился в серьезный информационный источник – здесь есть и аудио-, и видеоинформация, не говоря уже о больших фотобанках, доступных, правда, пока только по подписке.
Впрочем, такое серьезное обсуждение противостояния интернет- и бумажных изданий – удел скорее иностранных медиаменеджеров.
По словам главного редактора газеты «Коммерсантъ» Владислава Бородулина, в России ситуация уникальная – наши онлайновые СМИ серьезно опережают по количеству читателей бумажную прессу. И это порталы, которые не имеют печатных вариантов. За рубежом же самые популярные интернет-порталы – это электронные версии давно существующих бумажных изданий. Так что с российским медиарынком уже давно произошло то, чего так боятся иностранные редакторы.
Источник: Gazeta.ru, 07.06.2006