Москва опять удивила всех очередным рекордом. На московский саммит мировой прессы - Всемирный газетный конгресс и Международный форум главных редакторов - приехали 1700 участников из 100 стран мира. Такой массовости на этих сугубо профессиональных тусовках отродясь не наблюдалось.
Москва-2006 За проведение саммита прессы Москва боролась почти так же упорно, как за Олимпиаду-2012. В числе ее конкурентов были Барселона, Гетеборг и Шанхай. Эффектной презентации в Лондоне, гвоздем которой стал фильм Леонида Парфенова "Moscow is ready", предшествовала бурная дискуссия в исполкоме Всемирной газетной ассоциации (WAN). Ее отголоски прозвучали в кремлевском выступлении президента WAN Гэвина О'Рэйли, обозначившего главные проблемы российских СМИ: подконтрольность государству и крупному бизнесу, коррупция и недостаточный профессионализм. Президент не принял упреки в адрес государства. "Цивилизованное развитие средств массовой информации зависит не только от государства, которое устанавливает законодательные правила. Большое значение имеет позиция и способность к самоорганизации самих журналистов, редакторов, издателей", - ответил он О'Рэйли и другим критикам. Российская сторона неплохо подготовилась. Саммит прессы был включен в план информационно-политических и пропагандистских мероприятий Администрации президента России, связанных с G8. Культурная составляющая плановой пиар-компании была представлена двумя выступлениями оркестра Владимира Спивакова, фольклорным вечером в Коломенском и экскурсиями в Сергиев Посад и Санкт-Петербург. Политическая - встречами с Дмитрием Медведевым, Игорем Шуваловым, Владимиром Рыжковым и Михаилом Горбачевым и круглыми столами с российскими ведущими. Несмотря на старания принимающей стороны, большая часть гостей не проявляла особого интереса к мнению российских коллег. Стоило начаться мероприятию под названием "Обзор российского медиарынка" - и зал покинули три четверти иностранцев. На сессиях с участием западных гуру газетного бизнеса зал был набит битком. Вывод об особых отношениях "младшего" брата с более богатыми и продвинутыми "родственниками" напрашивался сам собой. Особый путь Для профессионалов, из года в год посещающих слеты WAN, это было вполне заурядное мероприятие с устоявшимся ритуалом и элементами светской тусовки. Откровений и открытий от него никто не ждал. Очередной доклад о тенденциях газетной отрасли, сделанный президентом WAN Тимоти Болдингом, основными своими выводами незначительно отличался от доклада 2005 года. И в прошлом году, в Сеуле, и сейчас, в Москве, картина, нарисованная Болдингом, выглядела весьма оптимистично: тиражи и рекламные доходы газет растут, новых изданий становится все больше, газеты осваивают новые форматы и технологии, посещаемость он-лайновых ресурсов поражает. Самой заметной мировой тенденцией остается падение тиражей платных и рост тиражей бесплатных газет. Сейчас в мире насчитывается 169 бесплатных газет с совокупным тиражом 27 857 000 экземпляров. По мнению Пеле Торнберга, генерального директора гиганта рынка бесплатной прессы Metro International, в недалеком будущем бесплатные газеты вытеснят платные издания, 95% которых будут существовать лишь в виде нишевых продуктов. Серьезную конкуренцию традиционной прессе составляют новые электронные медиа. Новостные агрегаторы переключают читателей на другие источники информации, он-лайновые СМИ предлагают не только новый контент, но и возможность интерактивного общения. И это только начало цифровой эры - "золотого века информации" по определению самого известного медийщика в мире Руперта Мэрдока. В ведомстве самого Мэрдока - медиахолдинге News International - вовсю идет разработка новых информационных форматов. В ближайшее время приступит к телевещанию в интернете знаменитая "Таймс". Уже сейчас у "Таймс" более пяти миллионов он-лайновых читателей. Газета успешно развивается и в бумажной версии - в новом таблоидном формате. По мнению многих западных газетчиков, таблоид - самая перспективная форма существования печатных СМИ. Эту точку зрения разделяют и отечественные издатели. "Аудитория серьезной прессы с каждым годом сокращается", - говорит генеральный директор "Проф-Медиа" Рафаэль Акопов. - В будущем на рынке останутся только нишевые газеты и крупные таблоиды, которые могут предоставить рекламодателям общенациональную платформу. В России против качественного сегмента прессы действует и специфический местный фактор - массовое субсидирование газет, лишающее редакционные коллективы каких-либо стимулов к реформированию и новациям. Таблоиды не привязаны к дотациям - они "заточены" под аудиторию и больше соответствуют реальной структуре потребления". "Я думаю, в будущем газет у нас станет меньше", - вторит ему вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов. - Сейчас из 7 тысяч газетных изданий, реально существующих на рынке, настоящим бизнесом являются только 10%. Выживут только рыночные модели газет. А в будущем мы, несомненно, пойдем тем же путем, что и весь мир. Газетный бизнес станет мультимедийным, многоканальным. У нас обязательно будут развиваться бесплатные газеты - хотя бы из-за отсутствия нормальной системы платного распространения". Насущные проблемы сегодняшнего дня для наших издателей гораздо актуальнее футурологических фантазий. До новаций ли нашим газетчикам, до сих пор страдающим от острой нехватки полиграфических мощностей? На пороге "золотого века информации" многие российские газеты не могут решить элементарную проблему увеличения полосности или перехода на цветную печать, не говоря уже об изменении формата и изготовлении вкладок и вклеек на хорошей бумаге. Мультимедийные СМИ стране, где доступ к интернету имеют от 7 до 9% населения, понадобятся еще не скоро. *** МНЕНИЕ Виталий ТРЕТЬЯКОВ, главный редактор "МН": - Будучи одним из участников конгресса, я добросовестно отсидел первое его заседание. Мало того что я был удивлен его бессмысленно-эклектичной композицией - это в конечном итоге дело вкуса. Меня неприятно поразила вся содержательная сторона этого заседания. Президент Гильдии издателей периодической печати Леонид Макарон начал не очень убедительно оправдываться за деятельность российских СМИ, что, вообще-то говоря, если была в этом нужда, следовало бы сделать одному из руководителей крупнейших газет или телекомпаний, а не специалисту по издательскому делу. Затем другой президент, теперь уже Всемирного газетного конгресса Гэвин О'Рэйли в течение 25 минут, с десятком извинений, объяснял президенту России Владимиру Путину, сидящему в зале, как руководить страной и какую политику вести. И это была единственная тема его выступления! Поражаюсь путинскому терпению. Я бы не вынес и пяти минут таких нравоучений, к тому же банальных, как астрологическая полоса таблоида, и либо покинул бы зал, либо ответил русской неполиткорректностью. Более выдержанный, чем я, Путин ограничился лишь тем, что банально и бесстрастно ответил на банальности. Насколько мне известно от завсегдатаев таких конгрессов, ничего подобного по отношению ни к одной стране - организатору конгресса ранее не позволялось. И, кстати, президенты этих стран не удостаивали своим присутствием заседания этих конгрессов. Возможно, банальная отвага г-на О'Рэйли на кого-то и произвела впечатление, но я бы предпочел, чтобы он открыл конгресс докладом о тенденциях развития мировой печати, в чем, видимо, все-таки является специалистом. С мыслью о том, что каждый должен заниматься своим делом, я покинул конгресс и больше не появлялся ни на одном его заседании. Источник: Московские новости, 09.06.2006
Москва-2006 За проведение саммита прессы Москва боролась почти так же упорно, как за Олимпиаду-2012. В числе ее конкурентов были Барселона, Гетеборг и Шанхай. Эффектной презентации в Лондоне, гвоздем которой стал фильм Леонида Парфенова "Moscow is ready", предшествовала бурная дискуссия в исполкоме Всемирной газетной ассоциации (WAN). Ее отголоски прозвучали в кремлевском выступлении президента WAN Гэвина О'Рэйли, обозначившего главные проблемы российских СМИ: подконтрольность государству и крупному бизнесу, коррупция и недостаточный профессионализм. Президент не принял упреки в адрес государства. "Цивилизованное развитие средств массовой информации зависит не только от государства, которое устанавливает законодательные правила. Большое значение имеет позиция и способность к самоорганизации самих журналистов, редакторов, издателей", - ответил он О'Рэйли и другим критикам. Российская сторона неплохо подготовилась. Саммит прессы был включен в план информационно-политических и пропагандистских мероприятий Администрации президента России, связанных с G8. Культурная составляющая плановой пиар-компании была представлена двумя выступлениями оркестра Владимира Спивакова, фольклорным вечером в Коломенском и экскурсиями в Сергиев Посад и Санкт-Петербург. Политическая - встречами с Дмитрием Медведевым, Игорем Шуваловым, Владимиром Рыжковым и Михаилом Горбачевым и круглыми столами с российскими ведущими. Несмотря на старания принимающей стороны, большая часть гостей не проявляла особого интереса к мнению российских коллег. Стоило начаться мероприятию под названием "Обзор российского медиарынка" - и зал покинули три четверти иностранцев. На сессиях с участием западных гуру газетного бизнеса зал был набит битком. Вывод об особых отношениях "младшего" брата с более богатыми и продвинутыми "родственниками" напрашивался сам собой. Особый путь Для профессионалов, из года в год посещающих слеты WAN, это было вполне заурядное мероприятие с устоявшимся ритуалом и элементами светской тусовки. Откровений и открытий от него никто не ждал. Очередной доклад о тенденциях газетной отрасли, сделанный президентом WAN Тимоти Болдингом, основными своими выводами незначительно отличался от доклада 2005 года. И в прошлом году, в Сеуле, и сейчас, в Москве, картина, нарисованная Болдингом, выглядела весьма оптимистично: тиражи и рекламные доходы газет растут, новых изданий становится все больше, газеты осваивают новые форматы и технологии, посещаемость он-лайновых ресурсов поражает. Самой заметной мировой тенденцией остается падение тиражей платных и рост тиражей бесплатных газет. Сейчас в мире насчитывается 169 бесплатных газет с совокупным тиражом 27 857 000 экземпляров. По мнению Пеле Торнберга, генерального директора гиганта рынка бесплатной прессы Metro International, в недалеком будущем бесплатные газеты вытеснят платные издания, 95% которых будут существовать лишь в виде нишевых продуктов. Серьезную конкуренцию традиционной прессе составляют новые электронные медиа. Новостные агрегаторы переключают читателей на другие источники информации, он-лайновые СМИ предлагают не только новый контент, но и возможность интерактивного общения. И это только начало цифровой эры - "золотого века информации" по определению самого известного медийщика в мире Руперта Мэрдока. В ведомстве самого Мэрдока - медиахолдинге News International - вовсю идет разработка новых информационных форматов. В ближайшее время приступит к телевещанию в интернете знаменитая "Таймс". Уже сейчас у "Таймс" более пяти миллионов он-лайновых читателей. Газета успешно развивается и в бумажной версии - в новом таблоидном формате. По мнению многих западных газетчиков, таблоид - самая перспективная форма существования печатных СМИ. Эту точку зрения разделяют и отечественные издатели. "Аудитория серьезной прессы с каждым годом сокращается", - говорит генеральный директор "Проф-Медиа" Рафаэль Акопов. - В будущем на рынке останутся только нишевые газеты и крупные таблоиды, которые могут предоставить рекламодателям общенациональную платформу. В России против качественного сегмента прессы действует и специфический местный фактор - массовое субсидирование газет, лишающее редакционные коллективы каких-либо стимулов к реформированию и новациям. Таблоиды не привязаны к дотациям - они "заточены" под аудиторию и больше соответствуют реальной структуре потребления". "Я думаю, в будущем газет у нас станет меньше", - вторит ему вице-президент Гильдии издателей периодической печати Евгений Абов. - Сейчас из 7 тысяч газетных изданий, реально существующих на рынке, настоящим бизнесом являются только 10%. Выживут только рыночные модели газет. А в будущем мы, несомненно, пойдем тем же путем, что и весь мир. Газетный бизнес станет мультимедийным, многоканальным. У нас обязательно будут развиваться бесплатные газеты - хотя бы из-за отсутствия нормальной системы платного распространения". Насущные проблемы сегодняшнего дня для наших издателей гораздо актуальнее футурологических фантазий. До новаций ли нашим газетчикам, до сих пор страдающим от острой нехватки полиграфических мощностей? На пороге "золотого века информации" многие российские газеты не могут решить элементарную проблему увеличения полосности или перехода на цветную печать, не говоря уже об изменении формата и изготовлении вкладок и вклеек на хорошей бумаге. Мультимедийные СМИ стране, где доступ к интернету имеют от 7 до 9% населения, понадобятся еще не скоро. *** МНЕНИЕ Виталий ТРЕТЬЯКОВ, главный редактор "МН": - Будучи одним из участников конгресса, я добросовестно отсидел первое его заседание. Мало того что я был удивлен его бессмысленно-эклектичной композицией - это в конечном итоге дело вкуса. Меня неприятно поразила вся содержательная сторона этого заседания. Президент Гильдии издателей периодической печати Леонид Макарон начал не очень убедительно оправдываться за деятельность российских СМИ, что, вообще-то говоря, если была в этом нужда, следовало бы сделать одному из руководителей крупнейших газет или телекомпаний, а не специалисту по издательскому делу. Затем другой президент, теперь уже Всемирного газетного конгресса Гэвин О'Рэйли в течение 25 минут, с десятком извинений, объяснял президенту России Владимиру Путину, сидящему в зале, как руководить страной и какую политику вести. И это была единственная тема его выступления! Поражаюсь путинскому терпению. Я бы не вынес и пяти минут таких нравоучений, к тому же банальных, как астрологическая полоса таблоида, и либо покинул бы зал, либо ответил русской неполиткорректностью. Более выдержанный, чем я, Путин ограничился лишь тем, что банально и бесстрастно ответил на банальности. Насколько мне известно от завсегдатаев таких конгрессов, ничего подобного по отношению ни к одной стране - организатору конгресса ранее не позволялось. И, кстати, президенты этих стран не удостаивали своим присутствием заседания этих конгрессов. Возможно, банальная отвага г-на О'Рэйли на кого-то и произвела впечатление, но я бы предпочел, чтобы он открыл конгресс докладом о тенденциях развития мировой печати, в чем, видимо, все-таки является специалистом. С мыслью о том, что каждый должен заниматься своим делом, я покинул конгресс и больше не появлялся ни на одном его заседании. Источник: Московские новости, 09.06.2006