– Сейчас на медиарынке существует огромное количество всевозможных конкурсов. Как и когда возникла идея оценивать обложки печатных СМИ?
– Идея создания «Обложки года» возникла у меня во время проведения другого конкурса – «Рекламный образ года», в рамках которого существовала специальная номинация «Фотообраз». В ней в том числе участвовали и обложки журналов. Причем не просто участвовали, но и побеждали. Например, обложки L’Oficiel и «ОМ». Когда наступил переломный 1998 год, реклама «замерла», а вот журналы по-прежнему продолжали выходить. Так и родился конкурс «Обложка года». Его подготовка длилась два года, и в 2000 году он стартовал. С 2003 года конкурс проходит под эгидой правительства Москвы, а председателем координационного совета по организации конкурса является бывший вице-мэр Валерий Шанцев.
– Почему вы проводите конкурс, посвященный именно внешней стороне издания?
– Обложка – это лицо издания. У журналов существуют некие критерии качества, и в данном случае оценивается его дизайнерская сторона. Оценивать «внутренности» тяжело и, думаю, не очень продуктивно. Лучшее издание выберет читатель – своей покупкой.
– Существуют ли аналогичные конкурсы или это ваше ноу-хау?
– О таких конкурсах я ничего не знаю – может быть, они и есть, но чисто профессиональные. Ноу-хау нашего конкурса – это уникальная церемония награждения, в которой участвуют звезды, а призы получают не только издания, но и «лица с обложек». Это сразу придало конкурсу статус «светского мероприятия». Церемония проходит в разных местах: в театрах (например, в «Новой опере» или «Моссовете»), в цирке на Ленинских горах... Но всегда это яркое захватывающее зрелище, которое запоминается надолго.
– Конкурс позиционируется как международный. Что стоит за этим понятием?
– В конкурсе может принять участие любое издание, которое заинтересовано в позиционировании на нашем рынке. Так, в нем уже принимали участие журналы из Англии, Америки, Германии, Финляндии, Венгрии, Польши и других стран.
– Что необходимо для того, чтобы принять участие в «Обложке года»? И можно ли представить на конкурс несколько обложек одного издания или обложки разных изданий от одного ИД?
– Для того, чтобы стать номинантом «Обложки года», нужно всего лишь ознакомиться с правилами участия, заключить договор и предоставить обложки в необходимом формате… Участие в конкурсе платное, но плата – очень демократичная. В конкурсе может принять участие любое издание. От каждого издания на конкурс может быть представлено не более шести обложек.
– В конкурсе могут принять участие только журналы или газеты тоже?
– В конкурсе есть и номинация «Газетные издания». Среди победителей прошлых лет – «Московский комсомолец», «Собеседник», «Аргументы и Факты», «Мир новостей».
– Сколько участников обычно бывает? И какой российский город наиболее активен?
– Обычно число номинантов колеблется в пределах 200; при этом количество обложек – от 500 до 900. Но дело не в количестве, а в их качестве. А самые активные города – Екатеринбург и Челябинск. Вообще, в этом году региональные издатели меня поразили – их обложки очень часто намного лучше столичных.
– Может ли одно издание стать победителем в нескольких номинациях?
– Нет.
– Если редакция выдвигает на конкурс издание, не попадающее ни под одну номинацию, можете ли вы создать новую?
– Да, если количество изданий в данном формате будет не менее 10–15.
– Может ли издание-победитель принять участие в конкурсе на следующий год?
– Конечно, но только с новыми обложками.
– Насколько компетентно жюри конкурса и кто входит в его состав? Какие призы ожидают победителей?
– В жюри входят ведущие рекламодатели года, представители профильных госструктур и электронных СМИ. Для победителей конкурса ювелирным домом «Петр Привалов» изготовлены уникальные призы – «Золотые циклопы». Символическим воплощением идеи конкурса, выраженной в призах, был выбран циклоп как один из самых загадочных персонажей древней мифологии. Призы изготовлены из бронзы с золотым покрытием и драгоценными камнями.
– Как вы думаете – что дает издателям победа в вашем конкурсе?
– Я считаю так – если издание участвует в конкурсе из года в год, значит, это ему зачем-то нужно. Но точно знаю, что многие издания используют наш приз в рекламных целях.
– Не секрет, что обложка является важным движущим фактором для распространителей. На ваш взгляд, как влияет обложка издания на его продаваемость?
– Напрямую. По обложке встречают и очень часто покупают.
– Как вы продвигаете ваш конкурс?
– О конкурсе пишут все издания-участники, издания-партнеры, запущена радиореклама, существует телеверсия проекта. Кроме того, круглый год осуществляется интернет-поддержка, в частности, на сайте конкурса (www.oblojka.ru), где не только размещена общая информация, но и проходит онлайн-голосование за лучшую обложку. Кстати, по данным компании e-Style ISP, за последние два месяца сайт посетили 20 тыс. человек.
– Вы награждаете конкретную обложку конкретного номера или издание/издательский дом?
– Есть разные призы. Главная номинация – это, конечно, награждение обложки, но есть и специальные призы, которыми награждаются премьерные издания, конкретные «лица с обложек» или те издания, у которых «юбилей». Надеемся, что и в этом году конкурс станет одним из главных массовых событий для профессионалов, ведь на нем собираются обложки, которые вызывают интерес не только у читателя, но и у специалиста с точки зрения новых идей.
Справка «Курьера печати»
Номинации конкурса «Обложка года»:
– «Общественно-политические и деловые издания»;
– «Развлекательно-познавательные издания»;
– «Архитектура, дизайн, недвижимость, ландшафт»;
– «Молодежные издания»;
– «Мужчины и их увлечения»;
– «Мир женщины: семья, мода, красота, хобби»;
– «Специализированные издания»;
– «Активный отдых, путешествия и спорт»;
– «Лучший веб-сайт»;
– «Детские издания»;
– «Газетные издания».
Источник: журнал «Курьер печати» №24/2006, 27.06.2006