Подписка On-Line: размышления стороннего наблюдателя

Я много раз читал отчеты руководителей New York Times о программе онлайновой подписки TimesSelect, но не могу поверить, что при всем оптимизме они действительно уверены в работоспособности такой модели и продолжат ее использовать.

Да, полмиллиона человек подписались. Да, подписка принесла $6 млн. Но с января 2006 года почти ничего не изменилось, а если новый продукт перестает привлекать новых потребителей через 4 месяца после выхода на рынок, хорошим его назвать нельзя.

Надо учитывать и то, что лишь 175 тыс. из полумиллиона подписчиков TimesSelect подписались за плату, а остальные – подписчики печатной версии газеты, которые пользуются услугой бесплатно. Еще надо сравнить $6 млн. с $600 млн., которые New York Times получает за подписку на печатную версию.

Можно ли считать, что подписка на онлайновую версию и подписка вообще станет в будущем существенным источником доходов газет?

Приглядимся к бесплатным газетам. Всего за 10 лет Metro International стала третьим в мире распространителем газет. И дело не только в тиражах, а еще в «золотой» для рекламодателей аудитории в возрасте 18-39 лет, среди которой Metro очень популярна.

Не забудем и о персонализированных новостях. Тенденция привлечения читателей только тем контентом, который они хотят получать, будет развиваться.

 Недавно издатель International Herald Tribune Майкл Голден (Michael Golden) выступал против продажи статей «в розницу» (т.е. против внедрения системы микроплатежей), поскольку это не даст возможности инвестировать во многие области и слишком сильно изменит природу газеты.

А французский коллега Голдена, управляющий директор по электронным изданиям Les Echoes, Филипп Жане (Philippe Jannet), сказал, что «газеты, которые не станут продавать статьи поштучно, умрут».

Но вернемся к New York Times. Ее генеральный директор Джанет Робинсон (Janet Robinson) сказала, что, убедившись в успехе TimesSelect, «компания рассматривает другие возможности платного распространения контента». Видимо, в частности речь идет о системе Times Reader, разработанной совместно с Microsoft, о которой СМИ отозвались не совсем лестно (здесь и здесь).

NYT вряд ли изберет пути, не предусматривающие подписки или систему мекроплатежей вместо пакета, который она предлагает сейчас за $50 в год.

Но у меня есть некоторые прогнозы относительно TimesSelect.

В конце августа начнется мощная рекламная кампания. Тем 135 тыс. подписчикам, которые изначально подписались в течение первых 6 недель, будет предложено до середины сентября продлить подписку. Не останутся без внимания и те 40 тыс. пользователей, которые подписались позже.

Можно ожидать большую текучесть пользователей. Не думаю, что многие нынешние подписчики захотят снова платить по $50. Новых подписчиков будут завлекать скидками.

Несмотря на рекламу, трудно ожидать, что наберется много новых подписчиков. Ведь о программе много писали и говорили, и если бы кто-то хотел подписаться, они бы уже это сделали.

Честно говоря, хотелось бы относиться более оптимистично к NYT и ее попыткам взимать плату. Но мне 26 лет. 99% нужной мне информации я нахожу в интернете бесплатно или из бесплатных газет. Я вполне могу обойтись без материалов колумнистов NYT, хотя недавно и купил книгу одного из них. Одного номера Economist хватает мне на неделю. Ни за что не потрачу $600 на годовую подписку на печатное издание – за эти деньги можно купить два хороших плеера!

Да, газетам придется еще много экспериментировать, чтобы выработать работоспособные модели подписки. Тогда они столкнутся с читателями, которые на 10 лет моложе меня. Сожалею, но им будет еще труднее.

Источник: Financial Times, 04.07.2006