Но сегодняшние реалии, и об этом шла речь на съезде, показывают иную картину. И собравшиеся в конференц-зале участники съезда - а союз объединяет ведущих отечественных издателей, распространителей книжной продукции, полиграфистов, библиотечных работников, ряд писательских организаций, людей, которые прекрасно понимают, какое значение имеет книга в культурном, духовном развитии и духовном воспитании - говорили об острейших проблемах книжного дела. Речь шла о дефиците внимания к книге, о том, какими потерями это оборачивается для общества. Ведь еще в древности Цицерон говорил, что мир без книги подобен телу без души. По существу это был разговор о судьбе книги в нашей стране. Свою роль Российский книжный союз, созданный в 2001 году, видит в консолидации усилий книжного сообщества по выработке согласованной политики, направленной на развитие книжной отрасли, содействие образовательным, культурным программам, пропаганду чтения и грамотности.
Этому должна содействовать предложенная съездом концепция национальной программы развития чтения в России, как приоритетного направления в области культуры. Съезд начался не с выступления его президента Сергея Степашина, руководителя Счетной палаты страны, а с показа короткого фильма, с которым надо бы познакомить самую широкую аудиторию, чтобы общество наконец пришло к пониманию: не изменив отношения к книге, Россия из самой когда-то читающей и грамотной страны в мире перейдет в нижние строки списка. Необходимость принятия национальной программы показывают проведенные аналитическими центрами исследования.
В нашей стране, где сегодня в год издается до 100 тысяч наименований книг и книжный бизнес вроде бы процветает, все меньше становится читающих, а стало быть, снижается уровень грамотности.
Юрий Лужков, выступая на съезде, говорил, что власть сегодня должна ориентироваться не на сентенции о важности книг для молодежи, а на преодоление страшных тенденций падения уровня чтения в стране. Сами по себе эти проблемы решиться не могут. Должна быть твердая позиция и соответствующие усилия государственной власти.
- Я помню, как все мы полтора десятка лет назад гонялись за дефицитными изданиями, за собраниями сочинений, - сказал мэр. - Эти времена ушли в прошлое. Сегодня возник другой дефицит - дефицит чтения. Цифры поразительные. Число читающих книги в возрасте до 30 лет уменьшилось наполовину. Доля людей, читающих не менее восьми книг в год, составляет в России всего 23 процента, тогда как, например, в Великобритании и Швеции таких людей 40 - 50 процентов. -
Сегодня в обществе, - сказал Сергей Степашин, - пропагандируется успех, основанный не на высоком интеллектуальном и культурном уровне человека. Редкостью стало семейное чтение. 37 процентов российских семей сегодня не имеют домашних библиотек, и примерно такое же число имеют библиотеку до 100 книг.
Вопрос, где купить книгу? Если, например, во Франции на один магазин приходится 3 тысячи человек, то в России - 50 тысяч. И это лишь средние цифры. 80 процентов издаваемых в России наименований книг не покидает пределов крупных городов. Во многих городах с населением до 100 тысяч человек вообще нет ни одного книжного магазина, отвечающего современным требованиям. Многие книжные лавки под напором приватизации изменили профиль, и этот процесс продолжается.
На общем фоне ситуация в Москве несравненно лучше. В столице сосредоточено 40 процентов всей книжной торговли страны, при том что в городе живет всего шесть процентов от общего числа населения России. Но и Москва имеет лишь 250 полноценных книжных магазинов. Исчезло много магазинов букинистической книги и среди них такие, которые составляли лицо столичной книжной торговли: "Книжная находка", "Пушкинская лавка", "Лавка писателя". По словам руководителя Роспечати Михаила Сеславинского, надо все награды присвоить владельцу магазина медицинской книги в Камергерском переулке, который сохраняет профиль своего торгового предприятия.
В столице налажена, говорилось на съезде, и успешно действует система книгораспространения. Но и в Москве проблем немало, несмотря на то, что правительство города разработало и реализует программы развития книжного дела в столице. Особое внимание уделяется поддержке библиотек. В России же низкий уровень обновления библиотечных фондов за полтора десятилетия привел к тому, что доля отказов на запросы читателей возросла с 24 процентов до 80. По числу посетителей библиотек наша страна находится на одном из последних мест в цивилизованном мире.
- Даже в Москве, - сказал Юрий Лужков, - нам с городской Думой пришлось спасать наши библиотеки. Обвал рыночной экономики, новых способов зарабатывания были прежней властью разумно размещены в жилых массивах, в самой среде обитания человека. Мы сохранили потенциал библиотек, но этого недостаточно. Надо насытить их фондами, и прежде всего школьные библиотеки. В Москве 2 тысячи школ, 4 тысячи структур народного образования. В каждой из этих школ, в каждой из этих структур должна быть библиотека. Она должна быть современной, удобной. А это уже задача власти. Как и решение других проблем.
Важно наладить реализацию книжной продукции в стране. В столице создана специальная система книжной торговли, желание участвовать в которой изъявили и бизнесмены. Но нужно организовать и рекламу книги, а не только клинского пива. Ведь интерес к чтению, книге падает в немалой степени из-за агрессивной рекламы.
Кто скажет, спросил Лужков, что видел хоть одну рекламу книги, рекламу, призывающую к чтению? Вместе с гибелью чтения нам может быть суждена гибель интеллектуального потенциала, а этого допустить нельзя. Московские власти будут решать эти проблемы вместе с московским региональным отделением Российского книжного союза. Он был образован на съезде. Его возглавит председатель Мосгордумы Владимир Платонов. Как сказал президент союза Сергей Степашин, Москва является регионом, наиболее подготовленным к стартовым шагам программы развития чтения, которая должна стать национальной.
Источник: Московская правда (Нина Баталова), 04.07.2006