Успеет ли газета к утреннему чаю?

Вячеслава Шевалева хорошо знают многие тюменцы. Такая уж у него работа. В свое время девять лет возглавлял Тюменский почтамт, затем областное управление Федеральной почтовой связи, сейчас - заместитель генерального директора агентства "Роспечать".

Мы беседуем с ним о плюсах и минусах почтовой связи, тех сторонах этой сферы деятельности, которая скрыта от глаз рядовых потребителей почтовых услуг.

- Вячеслав Васильевич, помнится, в былые годы газеты в почтовых ящиках лежали уже рано утром. А днем жители Тюмени получали еще и центральную прессу. Сейчас, конечно, такой подписки нет, но, говорят, и почтальонов не хватает. А тогда хватало?

- Я приехал в Тюмень в 1974 году по распределению после окончания Московского электротехнического института связи, работал в отделении перевозки почты. В те годы отношение к доставке свежей почты было строгое. Местные газеты надо было разнести, как тогда говорили, "к утреннему чаю" - к восьми утра. Нанимали студентов, платили им по шесть рублей. На почтамте по договору с таксопарком работало сорок машин-такси для подвозки почты, и еще не справлялись.

Вообще объемы у почты были большие, одних посылок поступало до 30 тысяч в сутки. Когда меня назначили начальником Тюменского главпочтамта, мы стали добиваться разъединения почтамта и отделения перевозки. При огромных объемах контролировать потоки было сложно. На одном только почтамте работало свыше двух тысяч человек, а отделение перевозки имеет свои функции, там другой объем, свой парк вагонов, разъездные работники и так далее.

В итоге решено было создать прижелезнодорожный почтамт - ПЖДП, который я и строил, и затем возглавил. Потом, с 1997 года, принял областное управление Федеральной почтовой связи.

- Годы эти были трудными, почтовая связь и электросвязь разделились...

- Да, потом отделилась "Роспечать", все предприятия стали самостоятельными, почтовики оказались не у дел. Тарифы никто не регулировал, перевозки почтовые не дотировались, стали убыточными. Почта накопила огромные долги. Но тем не менее мы сумели не только выжить, но еще и получить определенное развитие. Сохранили основные фонды, инфраструктуру, свою автобазу.

- За счет чего выживали?

- За счет того, что был хороший, сплоченный коллектив. Работали на доходы, не считаясь со временем, развивали новые виды услуг: электронные переводы, экспресс-почту, перевозку крупногабаритных посылок. Помогала администрация области, с участием областных средств построили почтамт в Омутинке, Сладково, заложили здание почтамта в Ярково, приобретали оргтехнику.

И опять началась реорганизация. Так я пришел в "Роспечать".

- Вы 30 лет отдали почтовой работе. Скажите, есть у почтовиков свой "характер", какая-то профессиональная "изюминка"?

- Конечно. Представьте себе, например, начальника отделения связи на селе. Это и почтальон, и оператор, и техничка, и бухгалтер в одном лице. А зарплата - мизерная. Кто без любви к профессии, без любви к людям способен на такую работу? Почтовики - особая когорта. Отрасль эта очень сложная, многогранная. Я, например, столько лет проработал, и то не могу сказать, что знаю эту отрасль от "а" до "я". Многие думают, что почта - это когда письмо опустили в ящик, а вы его получили. А оно ведь проходит столько этапов обработки, и все это связано с людьми, с техникой. Здесь нужны не только знания, но и особое чувство ответственности, дисциплины.

- А работа в "Роспечати" значительно отличается от почтовой?

- Практически мы занимались одним и тем же делом. Почта вела подписку, а заказы оформляла "Роспечать". И сейчас занимаемся подпиской плюс розницей. Многие подписываются на газеты через киоски. Это дешевле и надежнее, но, как правило, подписываются пенсионеры. В целом по подписке тиражи растут, а розница на некоторые издания падает, особенно на ежедневные газеты. Может, потому, что в Тюмени появилось много бесплатных га-зет, которыми забивают почтовые ящики.

Проблем много, особенно по киоскам. Их вытесняют из города. Например, убрали киоск на углу улиц Ленина и Первомайской, а там более ста подписчиков. Объясняют тем, что будет расширяться бульвар. Но кому мешал газетный киоск? Предлагают продавать газеты в маркетах. Но уличный киоск и маркет совершенно разные вещи. Чтобы купить газету, не каждый пойдет в магазин. Нам такая позиция непонятна. В Москве, Санкт-Петербурге расширяют сеть уличной торговли газетами и журналами. В Тюмени почему-то наоборот. Тем более что ежедневными газетами, кроме "Роспечати", вообще никто не торгует. Я не против того, что киоски надо менять, они должны быть удобными для киоскеров, красивыми. Но не вытеснять же их из города.

Разговор мы закончили все же на мажорной ноте. Дело в том, что говорили мы накануне его дня рождения - 3 июля Вячеславу Васильевичу исполнилось 55 лет. Как-то прочитала, что годы от 50 до 60 для мужчины считаются "золотым десятилетием". Когда он уже полностью сформирован как профессионал и не надо ничего добиваться, а просто работать, применяя накопленные знания и опыт. Когда у него уже выросли дети и можно понянчить внуков. Все это у Вячеслава Васильевича есть. И высокий профессионализм, и семья - трое детей, двое внуков. И друзья, давние, хорошие. Он находится в середине своего "золотого" десятилетия. С юбилеем вас, Вячеслав Васильевич!

Источник: Тюменские известия, 07.07.2006