Амбициозные проекты "Почты России" реализуются в Югре

Главпочтамту, как театру и музею, в городской среде всегда отводилось центральное место. Этим самым подчеркивалась важность миссии, которую выполняла данная структура - объединять людей на расстоянии, помогать в решении житейских проблем. Правда, так называемые годы перестройки не лучшим образом повлияли на почтовую службу. В течение более десяти лет она пребывала в упадке, и только за последние два года здесь наметились перемены. Да еще какие!

О переменах в отрасли, перспективах развития наш корреспондент беседует с директором Управления федеральной почтовой связи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры - филиала Федерального государственного унитарного предприятия "Почта России" Р.Харисовым.

Наша справка

Руслан Гамирович Харисов, 1977 года рождения. Имеет высшее экономическое образование. Пять лет работал в органах государственной власти - в Департаменте транспорта, связи, где курировал работу почтовой связи. В феврале 2005 года назначен директором Ханты-Мансийского филиала ФГУП "Почта России".

- Руслан Гамирович, по роду своей деятельности вы знали обо всех "болевых точках" почты не понаслышке. Что, на ваш взгляд, помогло преодолеть падение отрасли, и не просто преодолеть, а задать такие темпы развития, какими сегодня мало кто может похвалиться?

- Перемены начались тогда, когда из разрозненных структур было создано единое предприятие "Почта России", которое сегодня объединяет 85 филиалов. Это 42 тысячи почтовых отделений и 370 тысяч человек персонала. "Собирание земель" началось в 2004 году, я же пришел в отрасль в тот период, когда этот процесс уже завершался, но о том, чем живут почтовики и в каком направлении двигаются, хорошо знал, работая в департаменте транспорта, связи. Преимущества предприятия "Почта России" в том, что оно имеет возможность проводить единую корпоративную политику на всей территории России.

- В чем это выражается?

- В реализации единых проектов. По всей России идет реконструкция отделений почтовой связи в едином корпоративном стиле: это касается оснащения оборудованием, мебелью, возможности предоставления единого пакета услуг независимо от того, где находится отделение - в городе или на селе.

Если еще недавно речь шла о реконструкции одного отделения в квартал, то сегодня в округе мы планируем ремонтировать по два отделения. Я назову только одну цифру: в 2005 году объем инвестиций в развитие почтовой связи по стране увеличился в пять раз и составил 2,5 млрд рублей. Поверьте, никогда еще не было таких вложений в отрасль.

- Кстати, а как можно охарактеризовать состояние почтовой службы округа?

- Мы имеем 213 отделений связи, 10 почтамтов, около трех тысяч работающих. Благодаря проектам "Почты России", после реконструкции открылись отделения связи в Нефтеюганске, Когалыме, Радужном, по два новых отделения в Нижневартовске, Советском, поселках Сентябрьском Нефтеюганского района, Малиновском Советского района, Большетархово Нижневартовского района. Все они оформлены в едином корпоративном стиле. Обновление отделений почтовой связи стало также возможно благодаря помощи муниципалитетов. Жители этих городов и поселков очень довольны произошедшими переменами.

Надежду на то, что отрасль будет и дальше развиваться, нам дает Соглашение о сотрудничестве, которое в 2005 году подписали руководитель ФГУП "Почта России" И.Сырцов и губернатор А.Филипенко. В округе с его огромными расстояниями почтовая отрасль несет убытки, но мы не имеем права закрыть ни один маршрут, ни одно отделение. Почту доставляем всеми видами транспорта: самолетом, теплоходом, автомобилем. Правительство округа, муниципалитеты в 2005 году оказали почтовой отрасли существенную помощь, частично компенсировав расходы на перевозку почты, а также в приобретении автотранспорта. В рамках федеральной целевой программы "Электронная Россия" и проекта "Кибер Почта" в отделениях связи открыты 119 пунктов коллективного доступа в Интернет на 154 места. В 2006 году перед филиалом стоит задача: открыть в отделениях связи еще 42 пункта коллективного доступа. Частично оснастить их помог в рамках соглашения комитет по информационным ресурсам автономного округа, передав филиалу 33 компьютера.

- Признаки того, что "Почта России" действительно шагнула в ХХI век, а не осталась на уровне 80-х годов ХХ века, клиенты отмечают даже по таким приметам, как появление новых видов почтовой тары, электронных денежных переводов...

- Вы правы, фанерные ящики для посылок, простые почтовые переводы денег ушли в прошлое. Сейчас наши клиенты имеют возможность приобрести в отделениях гофротару для посылок любой вместимости, а для отправки бандеролей - удобные пластиковые пакеты. Внедрение новых технологий дает уникальную возможность для расширения спектра дополнительных услуг, и сегодня клиентам их предоставляется более 30 видов.

Да, "Почта России" сегодня активно конкурирует на рынке. К примеру, мы предлагаем клиентам воспользоваться услугами первого класса при отправке деловой корреспонденции, писем или услугами экспресс-доставки EMS, которая действует по принципу "от двери до двери" по всей России и в 190 странах мира. Кстати, предельный вес экспресс-отправления EMS по России 31,5 кг. "Отправление первого класса" - это ускорение на 25-30 процентов срока доставки. С ценами на эти услуги можно ознакомиться в любом почтовом отделении или на сайте филиала.

Что касается системы денежных переводов, то здесь сразу решили две задачи: снизили тарифы и сократили сроки доставки. Контрольные сроки "электронного перевода" - 72 часа, но в реальности меньше, в будущем эта цифра сократится до двух суток. Огромное преимущество "Почты России" в том, что при наличии разветвленной сети почтовых отделений по стране вы можете быстро получить деньги в любой, даже самой отдаленной точке. Наши клиенты уже оценили эти преимущества, поэтому не случайно в 2005 году количество денежных переводов увеличилось в два раза. Еще один проект "Почты России" - "Кибер Деньги" (электронные переводы), как видите, работает, и весьма успешно.

Не преувеличу, если скажу: от той старой почты, с небольшим набором услуг для клиентов, сегодня мало что осталось. Современные технологии прочно входят в нашу жизнь.

- Действительно, в переоснащении отделений связи, в наборе услуг для клиентов за последние два года произошел колоссальный прорыв. Но, согласитесь, Руслан Гамирович, если не изменить режим работы отделений, очереди к заветным окошкам смажут всю картину...

- Как раз это и волнует руководство "Почты России" и филиалов. С 1 апреля 2006 года отделения связи, в зависимости от класса (а всего их четыре), стали переходить на новый распорядок дня. Клиенты не могли не заметить, что уже увеличилась продолжительность рабочего дня в некоторых отделениях, часть из них теперь работает без перерыва и выходных.

В перспективе отделения первого класса перейдут на круглосуточный режим работы, появится так называемая электронная очередь. Что это такое? Придя в отделение, вы зарегистрируетесь и будете ждать вызова по табло. Вместе с деньгами оператор сможет принять от вас заказное письмо, бандероль. И это не вымысел, а цель: внедрить такой режим работы, чтобы это было удобно клиентам. Думаю, многие новшества нам удастся внедрить с пуском в эксплуатацию главпочтамта в окружном центре. Вопрос о его строительстве наконец-то сдвинулся с мертвой точки. В этом оказывает помощь правительство округа.

- Заманчивые перспективы. А как при этом себя чувствуют сами работники связи?

- Надеемся, что принятые меры, направленные на улучшение условий труда, социальную защиту, поднимут престиж профессии почтового работника. Но надо понимать, что в одночасье всех проблем, копившихся годами, не решить. Предприятие "Почта России" идет по пути повышения заработной платы (в нынешнем году перед предприятием поставлена задача увеличить ее на 30 процентов), расширения мер социальной защиты. Так, за 2005 год впервые за длительное время наши работники получили денежное вознаграждение по итогам работы за год - так называемую "тринадцатую зарплату". В округе мы добились частичной компенсации за детские дошкольные учреждения, санаторное лечение. Это пока первые шаги, и, надеюсь, не последние.

- Вы на днях вернулись с совещания в Москве, расскажите об этом.

- Накануне Дня работников почтовой связи, который отмечается 9 июля, в Москве состоялось первое Всероссийское совещание почтовых работников. Наш округ представляли семь человек. Совещание подвело итоги первого этапа реструктуризации, была рассмотрена стратегия дальнейшего развития. Для себя я сделал вывод: почтовая отрасль на подъеме, и это радует. Идут масштабные изменения, направленные на улучшение качества обслуживания клиентов, основными критериями становятся скорость и гарантированная доставка.

Отмечая положительные тенденции в развитии "Почты России", не могу не сказать и о том, что филиалу тоже есть чем гордиться. Участвуя в VI окружной выставке "Информационные технологии XXI века", мы удостоились диплома, достойно представив услуги "Кибер Почта" и "Кибер Деньги". Как признавались сами посетители, полученная информация изменила их привычное представление о почте. Также Ханты-Мансийский филиал в третий раз стал призером Общероссийского общественного детского экологического движения "Зеленая планета" и награжден дипломом.

Хотел бы поздравить всех работников почтовой отрасли с нашим профессиональным праздником. Мы стоим на пороге больших перемен, и это вселяет оптимизм. Почтовая отрасль, одна из старейших в России, сегодня переживает свое второе рождение. Надеюсь, это заметили и наши клиенты.

Источник: Новости Югры (Ханты-Мансийск), 11.07.2006