За последние полтора десятка лет доверие к российской почте заметно подорвалось. Чуть ли не каждый, кому пришлось воспользоваться почтовыми услугами, нет-нет да и помянул их "добрым" словом. Причины известны: корреспонденция идет до получателя так долго, что быстрее отправить почтового голубя; бывает, письма теряются, а если и избегают этой участи, то забирать их надо тоже только в строго определенное время в почтовом отделении или в своем же ящике, но дополнительно раскошелившись за доставку.

Конечно, можно долго говорить о том, что люди стали меньше писать письма, так как появились Интернет, сотовые телефоны и другие средства связи. Но почта все-таки востребована и в условиях конкуренции должна развиваться согласно требованиям времени. На минувшей неделе почтовики, издатели и представители муниципалитетов обсуждали на круглом столе не только почтовые тарифы на доставку корреспонденции, но и кому будут принадлежать почтовые ящики.

Газетная история

Кабинет министров России внес предложения по модернизации инфраструктуры почтовой связи России. По информации Мининформсвязи, законопроект "О почте России" в окончательной редакции должен быть передан в распоряжение правительства осенью 2006 года. Изначально в законе предполагалось рассмотреть вопросы повышения эффективности работы российской почты, а также предоставления ФГУП "Почта России" дополнительных государственных дотаций.

В ходе работы по модернизации почты больше всего споров вызвала тарифная политика почты на доставку периодической печати. В этом вопросе мнения полярно разделились: почтовики утверждают, что тарифы занижены, а издатели, наоборот, говорят об их неуместном завышении. В конце марта на совещании у вице-премьера Дмитрия Медведева по вопросам подписки было принято решение о замораживании почтовых тарифов на доставку газет и журналов на имеющемся сейчас уровне. Говорилось также о необходимости наложения определенных льгот на эту почтовую услугу - дотирование со стороны государства и отмену НДС. Тем не менее, стороны пока не пришли к единому мнению и споры о тарифной политике до сих пор остаются самыми жаркими.

"Введение политики образования тарифов не предусматривало повышения тарифов, оно предусматривало введение единой методики. Действительно, в 40 регионах тарифы увеличились, в 37 снизились", - доложил ситуацию генеральный директор ФГУП "Почта России" Игорь Сырцов. Введение единых тарифов связано с тем, что "Почта России" была образована из 85 самостоятельных региональных управлений почтовой связи, которые до 2002 года самостоятельно определяли свою тарифную политику. В той ситуации стоимость на одну и ту же услугу в соседних регионах могла различаться в разы. "Мы не могли дальше сохранять такую практику, так как управлять предприятием можно только при наличии единых системных подходов. Были высоки и налоговые риски. Если у одного юридического лица существуют разные тарифы на одну и ту же услугу, налоговые органы вправе предъявить довольно серьезные налоговые претензии", - пояснил смысл выстроенной почтовой вертикали Игорь Сырцов.

Издатели же обеспокоены другой проблемой - снижением подписки из-за повышения стоимости на нее. Они утверждают, что сегодняшняя тарифная политика "Почты России" направлена на подрыв института подписки. Сокращение периодической печати, доставляемой до потребителя таким методом, может достигнуть 30-40%. В условиях, когда на 70% территории России газеты в розничной продаже недоступны, это создает прямую угрозу свободному распространению информации. Все претензии издателей почтовики отметают, намекая, что спрос на газеты зависит от качества издания, а не от тарифов доставки, которые в одной организации должны быть едины.

Ящик раздора

Довольно странным выглядит ходатайство ФГУП "Почта России" о передаче ей почтовых абонентских ящиков. Сейчас большинство из них принадлежат муниципалитету, который и должен заботиться о сохранности корреспонденции, а также о том, чтобы ящики были целы и невредимы. О том, как муниципалитет исполняет свои обязанности, лишний раз напоминать не надо - результат работы всегда на виду. Сможет ли смена собственника кардинальным образом изменить ситуацию?

По словам замруководителя Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, сейчас за содержание абонентских ящиков граждане платят "незначительные суммы в рамках коммунальных платежей".

По словам главы "Почты России", средняя стоимость обслуживания (монтаж и поддержание исправного состояния) почтового ящика составляет от 100 до 150 рублей, учитывая, что в стране таких ящиков 50 миллионов, получается, что в случае передачи ящиков на попечение почты ее затраты составят от 5 до 7,5 миллиарда рублей. Откуда "Почта России" возьмет такие деньги, не совсем ясно: при чистой годовой прибыли в 69 миллионов рублей (данные на 2005 год) организация не может сама справиться с "замораживанием" тарифов на периодическую печать по подписке и заявляет о необходимости государственных дотаций. Глава почтового государственного ведомства честно признался, что взвалить такую финансовую обузу исключительно на свои плечи "Почта России" не в состоянии, а потому надеется на помощь альтернативных служб распространения, которые станут платить почтовикам за доставку корреспонденции до конечного адресата по тарифу, установленному государством. То есть для потребителя почтовые услуги дешевле не станут.

Неясными остаются и методы, с помощью которых ФГУП "Почта России" собирается искоренить воровство периодической печати из ящиков и выкручивание из них замков. Как избавить население от вороха "бумажного спама", который и является основным наполнением ящика, вопрос вообще риторический.

Единственное, чем сегодня может порадовать почта, это доложить об удачном эксперименте 2004 года в Нижнем Новгороде. В нескольких домах почтовики установили на свои средства экспериментальные почтовые ящики улучшенной конструкции с защитой от взлома и поджога. Жители домов остались довольны антивандальными ящиками, которые обеспечили полную сохранность корреспонденции.

Участники рынка подписки альтруистическое желание "Почты России" выступить в роли "матери Терезы" не оценили и высказались категорически против передачи почтовых абонентских ящиков в ее собственность. Если государственная почта приберет к своим рукам ящики, смерть бизнеса альтернативных агентств доставки будет неизбежна. Много говорилось и о том, что монополизация ФГУП "Почта России" на этом сегменте будет способствовать ухудшению качества услуг по доставке периодической печати, а также росту цен на подписку. Одним из противников подобного шага был начальник отдела департамента транспорта и связи Москвы Роман Резников. Он раскритиковал передачу ящиков почте, заявив, что они должны оставаться в ведении муниципалитетов: у почты все равно нет денег на их содержание, а с 2007 года обслуживание домов будет вестись специальными управляющими компаниями. Кроме того, председатель правления Конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин считает, что ящики можно передать в ведение государственной почты только с согласия их владельцев, без которых решать вопрос нельзя. "Возможно, в каких-то домах действительно решат передать ящики почте, а в каких-то предпочтут поставить железную дверь и посадить консьержа - тогда и ящики будут в сохранности, и хулиганства в подъезде будет меньше", - рассуждает Дмитрий Янин.

Федеральное агентство связи инициативу по передаче ящиков ФГУП "Почта России" поддержало, однако с небольшой оговоркой: замначальника управления агентства Наталья Григорьева предупредила, что до внесения изменений в Закон "О почтовой связи" они останутся у прежних хозяев. Выиграет ли потребитель от ведомственных распрей, тоже неясно. Судя по тому, какими темпами почтовая монополия доставляет корреспонденцию, на чудеса почтового сервиса лучше не надеяться.

Источник: Россiя, 21.07.2006