В.Панфилов: "Будущее за профессиональными изданиями"

Его называют отцом орловского "глянца". Тогда он рискнул прийти на провинциальный рынок с невиданным доселе для Орла проектом – издавать настоящий глянцевый журнал. Так в Орле появился "Статус". Потом Владимир Панфилов создал "Регион57". И снова успешно. Он был первым. Кстати, таковым пока и остается.

- Всегда хотелось вас спросить: почему вы вообще решили, что Орлу нужен такой журнал?

- Когда я работал в Екатеринбурге, то заметил такую тенденцию: чем успешнее город (а Екатеринбург очень бурно развивается), тем более востребована адекватная пресса. В Екатеринбурге - около ста глянцевых журналов.

Когда я приехал в Орел, то долго не решался взяться за этот проект, хотя отлично знал, что здесь подобных изданий не было. Особых денег не было, были идея и желание. А еще было ощущение, что Орел тоже динамично развивается. А вместе с развитием хотя и медленно, но приходит другое мышление, другое мировоззрение. И наступил момент, когда я понял: или я выпускаю журнал, или я никогда на это не решусь. И первый номер "Статуса" вышел. Потом около двух лет этот журнал чувствовал себя вполне успешно. Кстати, и после того как я ушел создавать "Регион57", мое первое детище продолжает работать. И это хорошо. Значит, сама идея была правильной.

С "Регионом" было чуть проще. Уже был опыт, широкий круг контактов, была команда…

- Ваш проект - частный?

- Да, это стопроцентно частный проект.

- То есть для вас это прежде всего бизнес?

- Конечно. Проекты, подобные нашему, напрямую зависят от рынка. И только от него.

Нам часто говорят: этот проект нестабильный. Не соберем рекламу - не выйдет журнал. На мой взгляд, это динамика, а не отсутствие стабильности. Это заставляет всех членов нашей команды много работать и развиваться. Я считаю, что беда нашей журналистики - когда есть стопроцентное финансирование издания (не важно: от власти, от спонсоров, от дяди Феди…). Так, конечно, комфортнее, спокойнее: сиди и твори. Но с другой стороны, легко остаться далеко позади времени, конкурентов, требований рынка. Так что это - нормальная динамика.

- Но сегодня в России существуют буквально единичные примеры коммерчески успешных изданий. То есть сама сфера не предполагает больших прибылей. Как складывается экономика "Региона"?

- Естественно, выпуск цветного глянцевого многостраничного журнала - дело весьма дорогое. Но наш бизнес-проект себя оправдывает. Мы работаем в "плюс". Конечно, мы не шикуем, но после выплаты всех необходимых обязательных платежей у нас остается что-то и на развитие. И по этому поводу у меня нет какой-то неуверенности. Кстати, когда встречаешься с директорами самых успешных фирм или предприятий и говоришь, что у вас-то все стабильно, они смеются. Жизнь ускоряется, ее требования становятся все более жесткими, и реагировать на них приходится ежесекундно. Какая уж тут стабильность! Такое время. Но мне лично оно нравится.

- Ваш прогноз: как будет развиваться медиа-пространство Орловской области в ближайшие годы? Если, конечно, такой прогноз можно сделать…

- Орел развивается по тем же экономическим и социальным законам, что и крупные города страны. Да, может, чуть позже, чем Питер или Новосибирск, но там и масштабы, и деньги, и бизнес другие. Так же, как и там, у нас появляется средний класс, развивается бизнес, меняется мышление и темп жизни. И поверьте мне (а я был во многих регионах России): Орел далеко не аутсайдер в этих процессах. Что касается медийного рынка, то он будет структурироваться. То есть каждое издание станет работать в своей нише. Вот за последнее время появились издание "Студия57", автогазета и т. д. Кто-то приходит на рынок, кто-то уходит. Вроде бы, все в движении. Но тенденции налицо. Рынок структурируется. Время, когда можно было печатать "все для всех", прошло.

Процесс совершенно нормальный.

Несколько выбили меня из колеи мартовские выборы. Как-то все сразу политизировались. Снова: "свой-чужой", борьба, белое-черное, почти военная риторика и пр. Я надеялся, что все это осталось в начале девяностых.

Я также не согласен, когда говорят, что общество раскололось. Скорее, раскололось информационное поле, раскололись СМИ, которые, кстати, и потянули за собой и остальную часть общества. Но жизнь состоит не только из выборов и борьбы. Я знаю многих людей, которые имеют совершенно разнонаправленные мнения по поводу прошедших выборов. Но это не мешает им вместе ездить на рыбалку, встречаться, дружить и общаться. И это нормально.

Что касается прогноза... Будущее за взвешенными, уверенными, профессиональными и интересными изданиями, которые четко представляют, для какой аудитории они работают. То есть за так называемыми форматными изданиями.

- Сколько глянцевых изданий может "переварить" орловский рынок? Каковы его потребности?

- У меня стойкое интуитивное ощущение, что все только начинается. И это не потому, что у людей есть деньги и они готовы вкладывать их в рекламу своего бизнеса. Хотя сам по себе это очень важный показатель. По состоянию рекламного рынка можно определить уровень развития города. Например, когда я работал в Екатеринбурге, туда приехал какой-то топ-менеджер из IKEA. И первое, что сделал их "десант", - собрал все издания, выходящие в городе. Им было важно определить, есть ли потенциальный потребитель их продукции. А это зависит от степени развитости бизнеса и рынка. А реклама как раз это и отражает. То есть был сделан оперативный замер деловой активности. И только потом они приехали с группой мониторинга и менеджерами.

А Орел… Мне кажется, он развивается много быстрее, чем мы ему предлагаем. Иногда мы, я имею в виду СМИ, отстаем от этого развития.

- Прошло достаточно времени, чтобы сделать какие-то выводы о том, как развивается орловский рекламный рынок. Исходя из вашего опыта, скажите: орловский рекламодатель четко представляет себе, зачем и почему он тратит деньги на рекламу?

- Ситуация меняется. Причем быстро и в лучшую сторону. Я помню, как еще недавно многие вполне продвинутые рекламодатели подходили к рекламе примерно с таких позиций: я дал вам полстраницы рекламы, а мне позвонили столько-то человек.

Сейчас уже очень многие поняли, что реклама не может быть одноразовой или одномоментной. За исключением тех случаев, когда вам нужно немедленное реагирование: сломался станок - нужно его отремонтировать или продать. Тогда - да: объявление в "Моей рекламе". В других случаях путем рекламы тщательно и скрупулезно создается образ, имидж фирмы, товара или чего угодно. Все завязано на этом. И так происходит во всем мире.

А еще три года назад многие часто говорили примерно так: мне не надо рекламы, потому что у меня есть административный ресурс. Смешнее всего было, когда говорили: меня и так все знают. И, кстати, многих, кто так говорил, на рынке уже нет. Исчезли. Еще была такая песня: "А пойду-ка я куда-нибудь отрекламируюсь. Книжек маркетинговых вроде начитался, и о том, что надо рекламироваться, знаю, а где и зачем - понятия не имею".

А сейчас заработал рынок. Причем достаточно открытый: тут и москвичи, и питерцы, и Воронеж, и Белгород, и иностранцы присутствуют. Особо не расслабишься. Сегодня многие орловские компании и фирмы очень грамотно подходят к процессам продвижения своих услуг, товаров, своего имиджа. Это очень радует.

Источник: prgazeta.ru, 24.07.2006