Веяния нового времени разрушили выверенные принципы старой журналистской школы, но, как это часто бывает, – не создали новых. Стремительное развитие технологий не позволяет взять тайм-аут и заставляет постоянно повышать квалификацию и нарабатывать опыт. С какими проблемами сталкиваются современные журналисты? Чего не хватает журналистскому образованию? Где найти специалистов медийного бизнеса? Почему именно сейчас так остро встал вопрос о нехватке кадров в СМИ? На эти "вечные темы" на страницах "Курьера печати" рассуждают представители разных отраслей медиарынка.
На первый взгляд, в современном мире журналистская профессия крайне востребована и разговор о нехватке кадров в СМИ просто смешон. По примерным данным, ежегодно вузы выпускают 4–5 тыс. специалистов, в медиаотрасли работают 140–150 тыс. сотрудников.
Юрий ПУЛЯ,
заместитель начальника Управления периодической печати, книгоиздания и полиграфии Федерального агентства по печати и массовым коммуникациям (Роспечать):
– Тема кадров в СМИ обсуждается в вялотекущем режиме уже очень давно, сейчас она активизировалась, и выявились направления, в которых ее надо решать. Давайте обратимся к цифрам. Они довольно просты. В стране существует более 100 вузов, выпускающих специалистов в сфере средств массовой информации, 83 из которых являются государственными. Если учесть наличие в каждом вузе факультета журналистики, то ежегодно в стране должно появляться немалое количество журналистов и специалистов медиабизнеса, а если точнее – 4–5 тыс. человек. С учетом ухода из СМИ сотрудников пенсионного возраста ежегодно новых кадров необходимо около 4 200 человек. Таким образом, те 4–5 тыс. человек, которые выпускают вузы, обеспечивают простое воспроизводство кадров на медиарынке.
Вузы выпускают оптимальное число потенциальных сотрудников медиа, однако все равно существует ряд проблем. Во-первых, далеко не все выпускники журфаков идут работать в СМИ. Далеко не в каждой редакции среди корреспондентов можно найти выпускников этого факультета. Мало того, существует даже несколько негативное отношение к ним – так, некоторые редакции принципиально не берут на работу выпускников факультетов журналистики. В декабре прошлого года много шума наделала статья под говорящим названием "Факультет ненужных вещей. Журфак МГУ готовит журналистов, решительно не пригодных для работы", опубликованная в журнале "Эксперт". "Одна девочка пришла к нам устраиваться экономическим обозревателем, и ее попросили для начала перечислить основные мировые валюты. Но на вопрос не ответила: дошла до трех и запнулась. Была изгнана и удалилась, негодуя, так и не поняв, где оплошала", – писал автор "Эксперта", главный редактор сайта Globalrus Александр Тимофеевский.
Причина сложившегося положения дел, конечно же, в недоверии к качеству журналистского образования. И мы возвращаемся к старой как мир проблеме – уровню высшего образования в России, в частности – журналистского.
Ясен ЗАСУРСКИЙ,
декан факультета журналистики МГУ:
– Ситуация в журналистскими кадрами сложная во всем мире, что связано с расширением медиабизнеса, его "оцифровкой" и появлением новых профессиональных специализаций в рамках одной отрасли. В этих условиях необходима существенная корректировка самой системы подготовки журналистов, и это поняли уже во всем мире. Так, за последнее время прошло несколько крупных международных совещаний; в Оксфорде, например, создан Институт журналистов, который занимается исследованиями этой сферы и готовит высококвалифицированные кадры.
Итак, какие шаги необходимо предпринять в сфере журналистского образования?
1. Переподготовка журналистов в соответствии с появлением новых технологий. Сейчас, например, начинает появляться т.н. "мобильная" журналистика, когда контент можно получить на мобильный телефон. Журналисты должны быть подготовлены к реалиям цифрового времени.
2. Жесткий изначальный отбор студентов на журфак. В этом вопросе поможет создание подготовительных курсов и школ при факультетах журналистики, куда принимались бы студенты по творческому конкурсу. В будущем, поступив уже в вуз, они будут способны овладеть программой более эффективно.
3. Учитывать, что меняется сама структура журналистики – в сторону большей деполитизации. Мало того, появляется масса дополнительных профессий.
4. Преподавательский состав. Несмотря на то, что уровень заработной платы преподавателей возрастает, Россия сильно отстает в этом смысле от Запада. А ведь журналисты – это жизненно важные кадры для любой страны: именно они формируют общественное сознание. Необходимо привлекать молодых специалистов и активно издавать качественную учебную литературу.
5. Практическая сторона журналистского образования. Необходимо создание системы зимних и летних школ, различных программ переподготовки, обучения "по кейсам" – журналисты изучают удачные материалы, чтобы понять принципы журналисткой работы. Одной собственной практики недостаточно – нужно изучать журналистику на чужом опыте, конкретных статьях.
Планы модернизации журналистского образования поистине наполеоновские. Допустим, что государство и коммерческие организации профинансируют данные проекты, они получат поддержку общества, и система образования журналистов начнет меняться. Однако насколько цель оправдывает средства? Попав на современный медиарынок, выпускники "новой системы" все так же будут вынуждены самостоятельно что-то добирать – извечный разрыв между теорией и практикой.
Стремительный бег времени вносит свои коррективы. Уровень современных СМИ, в массе своей либо желтых, либо глянцевых, оставляет желать лучшего. Отсюда еще одна проблема: журналист, попадая в реальную медийную среду, быстро утрачивает мотивацию на развитие – не избалованный качественной журналистикой, читатель с удовольствием глотает то, что ему предложат.
Леонид Бежин,
ректор Института журналистики и литературного творчества:
– СМИ испытывают нашествие неофитов, связанное изначально с появлением массы новых изданий на пороге выборов. Мало того, рынок захватывает глянец, где такого понятия, как журналистика, не существует в принципе. Положение, таким образом, на медиарынке очень серьезное, исправить его можно высоким качеством журналистского образования.
Всеволод БОГДАНОВ,
председатель Союза журналистов России:
– Максимум успеха в современном медиабизнесе – взять западный журнал и сделать из него кальку. Другого успеха у нас нет. Конечно, все в нашем мире является товаром, но товар бывает разным. Мы говорим о вещах, которые давно понятны всему миру. Мы потеряли печатную прессу, уже тот факт, что Всемирный газетный конгресс со стороны России открывает издатель газеты "Из рук в руки", говорит сам за себя. Глянец везде. Там работают не журналисты! Там работают профессионалы, но они не журналисты! Они специалисты других рынков. Слово "пиарщик" было для журналистов оскорблением, сейчас мы говорим о том, что журналистов надо обучать основам пиара. Понятие настоящей журналистики вымывается из общественного сознания. Вы думаете – почему упали тиражи изданий? Думаете, телевидение? Радио? Интернет? Нет, нет и нет! У нас нет того, в чем нуждается вся российская общественность – публицистики, живого слова. Журналист должен знать историю журналистики, историю страны, быть высокообразованным – и только потом будет иметь право называться журналистом. Сейчас необходимо возродить все возможности, чтобы вернуть журналистику в рамках сообщества.
Валерий ЕВСЕЕВ,
советник председателя совета директоров концерна "Вечерняя Москва":
– Три кита современной журналистики – это нехватка кадров, необходимость переподготовки журналистов и дилетантство. Ежедневная газета – это настоящая мясорубка, учить и взращивать кадры на месте просто нет времени. Журналисты вынуждены практиковаться сами, все нарабатывать самостоятельно. Если выдержишь – привыкнешь, нет – значит, нет. Выдерживают далеко не все.
Конечно, необходимы курсы повышения квалификации. Но бесплатный сыр, как известно, бывает только в мышеловке. Школы повышения квалификации и журналистские курсы, открывающиеся сейчас повсеместно, требуют денег. Однако редакции не спешат вкладывать финансовые средства в профессиональное развитие своих сотрудников. Это, как выясняется, невыгодно.
Людмила ЩЕРБИНА,
Секретарь Союза журналистов Москвы:
– Существует факультеты, школы и курсы, которые способны готовить высокообразованных специалистов. Но им просто необходимо финансовая поддержка со стороны медиа. Почему медийное сообщество не финансирует журналистов? А где олигархи медиа? Мы готовы объявить любые курсы – давайте деньги! А получается, что мы объявляем праздник прессы, а редакции не могут заплатить 100 долларов за установку палатки. Хотите профессионалов? Платите!
Факультет журналистики дает только базовое образование. Далее начинается специфика – второе высшее, MBA, тренинги, стажировки по отдельным направлениям. Такая схема будет работать, если сами редакции будут заинтересованы в создании кадровой политики повышения квалификации, знать, какие именно специалисты ей нужны, создавать грамотные, работающие бизнес-модели.
Рассмотрим еще одну сторону проблемы. Глобализация и интеграция СМИ привели к тому, что журналисты начинают осваивать смежные профессии рекламистов, пиарщиков, менеджеров. Медиасообщество четко разделилось на два лагеря: одни говорят о чистоте журналистской профессии, другие – о необходимости журналистам в новых условиях знать основы продвижения и рекламы.
Андрей ЛАПИК,
первый заместитель главного редактора ИД "Московский комсомолец":
– В медиакадрах творится просто безобразие, особенно если речь идет о регионах. Максимум в отношении одного сотрудника медиа на 100 тыс. человек населения можно говорить о высоком уровне профессионализма. Где работают эти 140–150 тыс. выпускников журфака? У нас изданий больше, чем журналистов, в которых часто работают люди, имеющие к журналистике очень малое отношение. Раньше профессия журналиста была престижной, можно было бегать, учиться, повышать квалификацию, сейчас всего этого нет – профессия стала малопрестижной, низкооплачиваемой. Сейчас процветает пиар и реклама, журналисты выбирают простые пути, потому что быть настоящим журналистом очень сложно – слишком много искусов. Исчезают традиционные издания, появляются новые, распадается школа журналистики. Проблема-то не в образовании, а в "размытости" профессии. У нас нет возможности взять на работу толкового журналиста, мы выращиваем кадры сами. Но как только мы их воспитали, их сразу же переманивают другие издания.
Деловые СМИ предпочитают брать на работу специалистов в какой-то определенной области. Например, журнал об экономике быстрее возьмет на работу экономиста, умеющего писать, чем журналиста, разбирающегося в экономике. Очевидно, что журналистское образование, каким бы хорошим оно ни было, просто не в состоянии удовлетворить все отрасли рыночной экономики. Поэтому выбор специализации, постоянное повышение квалификации и отработка навыков – наиважнейшие вещи для журналистов.
Татьяна ИВАНОВА,
главный редактор еженедельника "Экономика и жизнь":
– Как деловой журнал, мы особенно страдаем. У нас полный дефицит кадров. Наша политика в том, что мы вообще не берем на работу журналистов. Как-то мы взяли на работу двух молодых студенток с факультета журналистики на довольно неплохую зарплату, которых тянули около двух с половиной лет. А как только человек достигает определенного уровня, ему начинают сыпаться заманчивые предложения. Мы же не можем связать журналисту руки и не отпустить его на пресс-конференцию или на какой-нибудь семинар, а там происходит активный мониторинг журналистских кадров.
Наша газета довольно специфична, и цена ошибки в ней крайне высока, ведь газетой пользуются специалисты. Журналиста, который окончил журфак и просто умеет хорошо писать, при всем моем уважении к факультету журналистики МГУ, нам слишком мало. Этот человек должен понимать макро- и микроэкономику и разбираться во многих бизнес-вопросах, суметь отредактировать статью внештатного автора по экономической теме. А такого специалиста выпустить журфаку невозможно. Поэтому у нас в основном работают бухгалтеры и юристы.
Коммерциализация медиарынка порождает массу новых профессиональных специализаций. В медиабизнесе появляются такие новые должности, которых до недавнего времени просто-напросто не существовало. Это менеджер редакции, редакционный маркетолог, специалист по продаже рекламы в СМИ, PR-менеджер и т.д. Кто должен готовить этих специалистов? Путем элементарного мониторинга московских вузов через Интернет можно убедиться в том, что специализации "Менеджмент в СМИ" нет практически ни в одном вузе, а те, что есть – всего лишь песчинки в море.
Андрей БОРОДИН,
заместитель генерального директора ИД Родионова:
– Современная журналистика – это бизнес и стремление относиться к ней как к бизнесу – это нормально. В медийном бизнесе не хватает профессиональных менеджеров. Отучившись в двух университетах, я сейчас вновь пошел учиться по программе MBA "Стратегический менеджмент". К сожалению, прошерстив все, не нашел специализированной программы, которая помогла бы современным медиаменеджерам получить соответствующие экономические знания, маркетинга, продвижения продукта.
Александр ОСЬКИН,
председатель правления АРПП:
– Если принять во внимание, что в России зарегистрировано более 52 тыс. изданий, то получается, что более 52 тыс. менеджеров занимаются продажей изданий. Любая газета или журнал – это товар, который продается и который надо продвигать на рынке. Мы отмечаем в этом сегменте страшный факт – абсолютная экономическая безграмотность, неспособность понять ситуацию на рынке, стратегию продвижения товара до читателей. И никто этим не занимается, потому что существующие вузы, выпуская хорошие журналистские кадры, не задумываются, как этот товар продвигать в народные массы.
Журналисты как творческие единицы редакции и менеджеры-управленцы – это не все. Стремление редакций к абсолютной изоляции привело к тому, что все допечатные процессы находятся в руках издательств. Организационные, экономические и технологические вопросы пре-пресса ложатся на их плечи.
Борис КУЗЬМИН,
президент межрегиональной Ассоциации полиграфистов:
– В издательско-полиграфическом комплексе сейчас происходит революционная ситуация. Наконец-то свершилась мечта редакционного работника – всеми допечатными процессами занимается сам издатель. Мы получаем готовый носитель, наше дело – напечатать и сдать. Это совершенно новая организационная технология. Я хочу это особенно подчеркнуть – вся ответственность в подготовке специалистов допечатных процессов ложится на издателей. Это сложнейшая проблема, посложнее, чем проблема отсутствия грамотных журналистов. Издатели должны теперь не только понимать рынок, но и все процессы подготовки, техническую составляющую издания журнала. Т.е. если раньше это была забота типографии, теперь – забота издательств. А такого уровня специалистов пре-пресса готовить очень сложно.
Россия славится ужасающим разрывом между Москвой и регионами. Если в столице ситуация с кадрами в СМИ катастрофическая, какой же она должна быть в провинции?!
Олег ХРИПУНОВ,
заместитель председателя совета директоров ЗАО "ИнтерМедиаГрупп":
– Для нас основная проблема, особенно при запуске нового проекта, заключается в нехватке журналистских кадров, причем эта проблема одинакова и для Москвы, и для Нижнего Новгорода, и для Белгорода.
Например, при запуске издания в небольшом Белгороде мы столкнулись с колоссальными проблемами. Просмотрели более ста резюме. Вроде бы люди есть, вроде бы даже с журналистским образованием, но даже для нашего сетевого продукта (газета "Антенна – Телесемь") они не подходят по своим профессиональным качествам. В итоге мы нашли журналиста не из Белгорода и даже не из Воронежа, а из Харькова.
Мы испытываем колоссальную необходимость в журналистских кадрах, и прежде всего – на региональных рынках. И чем меньше город, тем больше проблем.
Наталья ЧЕРНЫШОВА,
председатель Союза журналистов Подмосковья:
– Всего того, что сейчас есть в сфере подготовки кадров в СМИ, недостаточно. Ситуация в регионах с прессой ужасающая и хаотичная. Ведь население регионов читает не "МК" или MAXIM, а свои собственные местные газеты. Да они такими темпами скоро читать разучатся! Если говорить о сотрудниках допечатной подготовки – они в большинстве своем самоучки, использующие нелицензионные программы. Главные редакторы банально неграмотны. Причем издательский бизнес не будет заниматься регионами, ему это невыгодно, они ведь для них конкуренты. Следовательно, региональщики вынуждены обращаться к государству. Например, существует проект дистанционного образования, но он настолько дорогостоящий, что никогда не начнет работать.
Ситуация складывается воистину беспросветная… Или все-таки надежда есть?
Леонид Речицкий,
генеральный секретарь Профессионального союза журналистов России:
– В справочнике должностей, утвержденном и выпущенном Министерством труда и социальной занятости, профессии "журналист" нет. Мы работаем вслепую, мы шестой год решаем проблему кадров в СМИ, но до сих пор не знаем, кто работает в них. Ведь рынок труда работников медийной сферы сложился, а мы не знаем, какие профессии есть на нем, какие из них наиболее востребованы. Исследований этого рынка труда никто никогда не проводил. Поэтому все наши рассуждения проходят вслепую, а это значительно снижает КПД.
Мы все сетуем на то, что нет денег. Недавно Министерство печати Удмуртии нашло деньги и прислало на медийные курсы в Университет печати 16 редакторов районных и городских СМИ. Т.е. желание учиться у журналистов есть. Если вы заинтересованы, чтобы процесс повышения квалификации был непрерывным, то найти средства для этого всегда можно. Я предлагаю всем журналистам выйти в Госдуму с предложением, чтобы все сэкономленные на бюджете деньги направить на повышение квалификации и на переподготовку журналистов. Сегодня все возможно восстановить – но нужна воля как самого бизнеса, так и государства.
Источник: журнал «Курьер Печати» №28/2006, 25.07.2006