По информации «Газеты.Ru», новая газета будет общественно-политической и фактически будет повторять формат «Коммерсанта». Впрочем, такой ориентир – не новость для стартующего на медиарынке издания. Авторы практически каждого нового проекта в нише общественно-политических СМИ позиционируют его как конкурента «Коммерсанта». Как известно, пока ни у одного из них составить реальную конкуренцию не получилось.
В РБК уже давно подумывали о том, что в медиахолдинге не хватает ежедневной газеты.
Компания даже пыталась купить газету «Ведомости» – в декабре 2005 года руководители РБК публично заявили о желании приобрести издание за $56 млн.
В то же время «Ведомости» подали иск к РБК на $9 млн о нарушении авторских прав: журналисты газеты нашли на одном из информационных ресурсов РБК цитаты, позаимствованные из их текстов. Тогда заявление РБК о желании купить газету многие расценили как ответный пиар-ход, однако это оказалось хорошим поводом для медиаэкспертов порассуждать, что холдинг действительно стремится получить серьезное ежедневное издание. Видимо, так и не найдя подходящего варианта для покупки, в компании решили запустить свой проект. По информации «Газеты.Ru», называться новое издание будет так же, как и недавно стартовавший в холдинге журнал, – «РБК». Или почти так же, но с явно коммерсантовской добавкой «РБК-daily» (существовала у «Коммерсанта» с 1992 по 1997 год). У журнала газета позаимствует и главного редактора – Петра Власова. Сейчас, по информации «Газеты.Ru», идет формирование журналистского коллектива газеты, готовится макет. Начата работа и над пилотными номерами, к которой уже привлекаются журналисты холдинга.
Газета от РБК должна появиться на рынке в начале сезона – осенью этого года.
Рассказывать подробности нового проекта в РБК отказались. «Слухов на рынке много, – сказал "Газете.Ru" гендиректор ОАО "РБК Информационные системы" Юрий Ровенский. – Мы действительно увеличили с начала года штат журналистов, но причиной этого стал как запуск журнала "РБК", так и то, что телеканал РБК-ТВ вышел на самоокупаемость раньше, чем это предполагалось бизнес-планом. Это позволяет создавать новые передачи на телевидении, а также увеличивать количество материалов в наших электронных изданиях».
Однако глава РБК не отрицает, что у холдинга есть планы по развитию печатных СМИ в составе холдинга.
«Если будет принято решение о запуске какого-либо нового проекта, мы обязательно об этом объявим», – добавил он.
Между тем участники медиарынка утверждают, что РБК планирует запустить не только ежедневную газету, но и еженедельник. По словам директора по развитию компании «Independent Media» Леонида Бершидского, «РБК стремится выстроить полную линейку печатных изданий, и это логично для любой компании на рынке, поскольку когда в линейке нет пробелов, ее гораздо проще и в розницу продавать, и рекламодателям предлагать». По мнению Бершидского, любая хорошая газета всегда сможет найти место на нашем медиарынке, несмотря на общую неутешительную динамику в сегменте. «Хороших изданий на рынке мало, а плохих много, – считает он. – Но, к сожалению, качество – это не про РБК. С такими гибкими представлениями об этике и соблюдении авторских прав РБК на ежедневном рынке не найдет места, поскольку в газете главное – эксклюзивные материалы, а РБК очень не любят сами добывать информацию».
Президент ИД Родионова Алексей Волин также считает, что РБК логично действует в рамках политики развития полноформатного медиахолдинга. «Но я не вижу ниши для еще одной газеты, – говорит он. – Мне кажется, в существующей ситуации проще было бы купить все-таки уже существующее издание. С другой стороны, РБК явно исходит из того, что, имея свои медийные мощности, им выгоднее вложить деньги в раскрутку проектов». Однако Волин полагает, что бизнес-изданий на российском медиарынке сегодня и так более чем достаточно.
И с рождением еще одного создатели проекта рассчитывают не на появление новых читателей, а на перераспределение старых.
«Возможно, деловые издания станут более востребованы лет через пять, когда разовьется фондовый рынок, – считает он. – Поскольку читают деловые издания не из интереса, а для того, чтобы почерпнуть информацию о том, какие акции выгоднее покупать, куда вкладывать деньги. Пока эта информация представлена достаточно исчерпывающе».
В компании TNS Gallup Media, которая занимается определением долей, которые издания занимают на рынке, не стали комментировать слухи о появлении газеты; в компании отметили, что они «обсчитывают» только существующие проекты и не занимаются прогнозами о будущем новых проектов.
В «Коммерсанте» конкурентов, кажется, не испугались. Гендиректор ИД «Коммерсантъ» Демьян Кудрявцев сказал «Газете.Ru», что абстрактно новая общественно-политическая газета не нужна, но профессионально сделанная и качественная всегда придется ко двору. Главный редактор «Коммерсанта» Владислав Бородулин считает, что силами РБК конкурировать с «Коммерсантом» невозможно. «Теоретически можно побороться за читателя, но аудитория не очень большая, и без распространения в регионах создание такой газеты бессмысленно, – считает он. – А для того чтобы создать такую сеть распространения в регионы, как у "Коммерсанта", нужно потратить невообразимое количество денег, времени и сил».
Между тем задумка РБК конкурировать с «Коммерсантом» может и оправдаться. В последнее время издание постепенно сдает позиции, его ниша и формат становятся все менее определенными.
А постоянно висящая над «Коммерсантом» угроза смены собственника заставляет его занимать невнятную политическую позицию.
На рынке сейчас есть еще одна общественно-политическая газета, обладающая внушительным тиражом и преданной армией читателей, – «Известия». Однако ребрендинг, который произвел в газете новый главный редактор и бывший шеф-редактор «Комсомольской правды» Владимир Мамонтов, окончательно увел газету из ниши деловых или серьезных политических изданий.
Источник: www.gazeta.ru/ (Алина Ребель), 26.07.2006 г. http://www.gazeta.ru/2006/07/25/oa_209408.shtml