Даже одна из наиболее аккуратных почтовых служб мира - французская - не может обойтись без ежегодных государственных дотаций в 280 миллионов евро, которые нужны, чтобы обеспечить соблюдение права граждан Франции на получение информации. Сегодня многие считают: в России тоже не получится обойтись без программы государственной поддержки распространения периодических изданий по подписке. Услуги по доставке то и дело дорожают, а их качество, кажется, становится с каждым днем только хуже.
За период с 1990 года объемы практически всех традиционных услуг Федеральной почтовой службы, по оценкам самой "Почты России", уменьшились в разы. Объясняется это прежде всего низкой скоростью доставки. Своевременно, по данным почтовиков, приходит лишь 77,5 процента корреспонденции. Почти четверть всех адресатов не получает свою почту когда следует! А реальная цифра тех, чьи надежды не оправдались, думается, значительно выше. Многие граждане сегодня не только отказались от пересылки чего-либо по государственной почте, но, более того, даже перестали проверять содержимое своих почтовых ящиков. Благодаря такой динамике "развития" доставки нынешняя система подписки в целом переживает, мягко говоря, не самые лучшие времена. Недавно в Кабардино-Балкарии глава Росохранкультуры Борис Боярсков с удивлением обнаружил, что периодическое издание по подписке может обойтись местному жителю по цене в десять раз большей, чем если бы он купил его в редакции. Речь, конечно, идет не о том, что человеку сегодня дешевле ездить за теми или иными газетами или журналами из Нальчика туда, где они выходят, нежели получать их по подписке. Во всяком случае, пока это еще не так. Но абсурд тем не менее налицо. Тем более что на официальном сайте "Почты России" можно обнаружить буквально следующее: "Преобразования, проводимые в почтовой отрасли, должны привести рынок подписки к снижению цен на подписку по сравнению с розницей минимум на 25 - 30 процентов (совместными усилиями с издательским сообществом)". С одной стороны, логика подсказывает, что во всем виноват монополист ФГУП "Почта России". С другой - как быть с тем, что отечественные почтовики вроде бы никак не могут выкарабкаться из нищеты? Вообще говоря, ряды работников почты в минувшие полтора десятилетия качественно довольно значительно изменились: те люди, которые смогли устроиться в более хлебную организацию, уже давно так и сделали. И были это не самые, как правило, худшие представители почтовой братии. В сентябре прошлого года "Почта России" объявила о введении новой - "прозрачной" - системы тарифов, заявив при этом, что одна из целей такого шага - "единые понятные критерии". Первым критерием, названным "Почтой России", стал вес издания (а не объем или тип). Этот параметр почтовики сочли ключевым. Именно вес влияет на количество усилий и энергозатрат, которые требуются для переноски, перевозки и сортировки изданий. Второй критерий - четырнадцать тарифных зон, которые утверждены правительством по выплате заработной платы. Не секрет, что зарплаты в центральной части России и на Дальнем Востоке довольно сильно отличаются. Стала в связи с этим отличаться и цена на подписку. И вот второй критерий многим показался не вполне адекватным. Хотя, по словам генерального директора "Почты России" Игоря Сырцова, после введения новой системы тарифы в некоторых регионах стали повышаться, а в некоторых, наоборот, снизились. Отреагировав не столько на понижение, сколько на повышение, издатели смогли инициировать реакцию правительства. В конце марта этого года на заседании у первого вице-премьера Дмитрия Медведева, который почему-то засомневался в прозрачности "прозрачной системы", было принято решение запретить ФГУП "Почта России" поднимать подписные тарифы (во втором полугодии 2006-го должно было произойти двукратное увеличение цены подписки) на периодические печатные издания. Там же и тогда же было дано указание проверить на эту самую "прозрачность" подписные тарифы "Почты России" на второе полугодие 2006 года. Кстати, накануне заседания у Медведева Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации поручило ФГУП "Почта России" выйти из учредителей ООО "Межрегиональное агентство подписки" (МАП): "Почту России" обвинили в предоставлении необоснованных преференций этой компании. Сегодня известно, что Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС) совместно с другими заинтересованными участниками предоставит 20 октября новый порядок формирования тарифов. Точно пока известно лишь то, что вместо четырнадцати зон, как это было в последней предложенной "Почтой России" версии системы тарифов, останется пять. Президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Леонид Макарон считает: если бы не вмешательство на самом высоком уровне, "Почта России" в очередной раз взвинтила бы расценки на доставку периодических печатных изданий по подписке. По мнению Леонида Макарона, разрабатываемая ФАС к 20 октября новая система тарифов приведет к тому, что часть услуг "Почты России" станет нерентабельной, а значит, государству попросту придется взять на себя часть затрат. И наконец, еще один важный аспект доставки периодических печатных изданий подписчику: популярный объект отечественного подросткового вандализма - почтовые ящики. Их взламывают, а газеты и журналы крадут (иногда попросту поджигают) местные хулиганы. В представлении многих россиян почтовые ящики - это проблема "Почты России". Однако это совсем не так. На самом деле за расположенные в многоквартирных домах ящики никто, по существу, ответственности не несет. Хотя, согласно законодательству, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или ЖЭКи. Большинство почтовых ящиков по всей Российской Федерации нуждается в замене или ремонте. Почта же оказывается в ситуации, когда не может выполнить услугу, которую предлагает. В плане повышения качества доставки прессы подписчикам "Почта России" в середине июля подняла вопрос о плохом состоянии абонентских почтовых ящиков. Надо сказать, что филиалы ФГУП в Москве и Нижнем Новгороде уже давно реализуют проекты по установке почтовых ящиков в жилых многоквартирных домах за свой счет. А в Санкт-Петербурге в качестве эксперимента даже готовится их передача "Почте России". К сожалению, получить комментарий лично у генерального директора ФГУП "Почта России" Игоря Сырцова не удалось. Среди вопросов, на которые очень хотелось узнать ответ Игоря Аркадьевича, такой: "Цена подписки растет, а газеты по-прежнему поступают с большим опозданием. Когда издания станут доставляться подписчику вовремя?" Удалось, впрочем, раздобыть комментарий пресс-службы ФГУП "Почта России": "Да, действительно процент поздней доставки периодики существует, и мы осознаем свою ответственность в данном вопросе. Надо отметить при этом, что факт поздней доставки тиражируется сразу и многократно, а факты нормальной работы почты - не освещаются практически нигде". Газета, которую вы держите в руках, выходит по четвергам, а скажем, в Ростове Великом (три часа на поезде) оказывается только в понедельник. Объяснить подписавшемуся на издание человеку, почему так происходит, мягко говоря, трудно. Тем более что еще не совсем забыты времена, когда газеты оказывались в почтовых ящиках в день выхода. Источник: Культура, N29, 27.07.2006
За период с 1990 года объемы практически всех традиционных услуг Федеральной почтовой службы, по оценкам самой "Почты России", уменьшились в разы. Объясняется это прежде всего низкой скоростью доставки. Своевременно, по данным почтовиков, приходит лишь 77,5 процента корреспонденции. Почти четверть всех адресатов не получает свою почту когда следует! А реальная цифра тех, чьи надежды не оправдались, думается, значительно выше. Многие граждане сегодня не только отказались от пересылки чего-либо по государственной почте, но, более того, даже перестали проверять содержимое своих почтовых ящиков. Благодаря такой динамике "развития" доставки нынешняя система подписки в целом переживает, мягко говоря, не самые лучшие времена. Недавно в Кабардино-Балкарии глава Росохранкультуры Борис Боярсков с удивлением обнаружил, что периодическое издание по подписке может обойтись местному жителю по цене в десять раз большей, чем если бы он купил его в редакции. Речь, конечно, идет не о том, что человеку сегодня дешевле ездить за теми или иными газетами или журналами из Нальчика туда, где они выходят, нежели получать их по подписке. Во всяком случае, пока это еще не так. Но абсурд тем не менее налицо. Тем более что на официальном сайте "Почты России" можно обнаружить буквально следующее: "Преобразования, проводимые в почтовой отрасли, должны привести рынок подписки к снижению цен на подписку по сравнению с розницей минимум на 25 - 30 процентов (совместными усилиями с издательским сообществом)". С одной стороны, логика подсказывает, что во всем виноват монополист ФГУП "Почта России". С другой - как быть с тем, что отечественные почтовики вроде бы никак не могут выкарабкаться из нищеты? Вообще говоря, ряды работников почты в минувшие полтора десятилетия качественно довольно значительно изменились: те люди, которые смогли устроиться в более хлебную организацию, уже давно так и сделали. И были это не самые, как правило, худшие представители почтовой братии. В сентябре прошлого года "Почта России" объявила о введении новой - "прозрачной" - системы тарифов, заявив при этом, что одна из целей такого шага - "единые понятные критерии". Первым критерием, названным "Почтой России", стал вес издания (а не объем или тип). Этот параметр почтовики сочли ключевым. Именно вес влияет на количество усилий и энергозатрат, которые требуются для переноски, перевозки и сортировки изданий. Второй критерий - четырнадцать тарифных зон, которые утверждены правительством по выплате заработной платы. Не секрет, что зарплаты в центральной части России и на Дальнем Востоке довольно сильно отличаются. Стала в связи с этим отличаться и цена на подписку. И вот второй критерий многим показался не вполне адекватным. Хотя, по словам генерального директора "Почты России" Игоря Сырцова, после введения новой системы тарифы в некоторых регионах стали повышаться, а в некоторых, наоборот, снизились. Отреагировав не столько на понижение, сколько на повышение, издатели смогли инициировать реакцию правительства. В конце марта этого года на заседании у первого вице-премьера Дмитрия Медведева, который почему-то засомневался в прозрачности "прозрачной системы", было принято решение запретить ФГУП "Почта России" поднимать подписные тарифы (во втором полугодии 2006-го должно было произойти двукратное увеличение цены подписки) на периодические печатные издания. Там же и тогда же было дано указание проверить на эту самую "прозрачность" подписные тарифы "Почты России" на второе полугодие 2006 года. Кстати, накануне заседания у Медведева Министерство информационных технологий и связи Российской Федерации поручило ФГУП "Почта России" выйти из учредителей ООО "Межрегиональное агентство подписки" (МАП): "Почту России" обвинили в предоставлении необоснованных преференций этой компании. Сегодня известно, что Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации (ФАС) совместно с другими заинтересованными участниками предоставит 20 октября новый порядок формирования тарифов. Точно пока известно лишь то, что вместо четырнадцати зон, как это было в последней предложенной "Почтой России" версии системы тарифов, останется пять. Президент Гильдии издателей периодической печати (ГИПП) Леонид Макарон считает: если бы не вмешательство на самом высоком уровне, "Почта России" в очередной раз взвинтила бы расценки на доставку периодических печатных изданий по подписке. По мнению Леонида Макарона, разрабатываемая ФАС к 20 октября новая система тарифов приведет к тому, что часть услуг "Почты России" станет нерентабельной, а значит, государству попросту придется взять на себя часть затрат. И наконец, еще один важный аспект доставки периодических печатных изданий подписчику: популярный объект отечественного подросткового вандализма - почтовые ящики. Их взламывают, а газеты и журналы крадут (иногда попросту поджигают) местные хулиганы. В представлении многих россиян почтовые ящики - это проблема "Почты России". Однако это совсем не так. На самом деле за расположенные в многоквартирных домах ящики никто, по существу, ответственности не несет. Хотя, согласно законодательству, ремонт и замена абонентских почтовых шкафов возлагаются на собственников жилых домов или ЖЭКи. Большинство почтовых ящиков по всей Российской Федерации нуждается в замене или ремонте. Почта же оказывается в ситуации, когда не может выполнить услугу, которую предлагает. В плане повышения качества доставки прессы подписчикам "Почта России" в середине июля подняла вопрос о плохом состоянии абонентских почтовых ящиков. Надо сказать, что филиалы ФГУП в Москве и Нижнем Новгороде уже давно реализуют проекты по установке почтовых ящиков в жилых многоквартирных домах за свой счет. А в Санкт-Петербурге в качестве эксперимента даже готовится их передача "Почте России". К сожалению, получить комментарий лично у генерального директора ФГУП "Почта России" Игоря Сырцова не удалось. Среди вопросов, на которые очень хотелось узнать ответ Игоря Аркадьевича, такой: "Цена подписки растет, а газеты по-прежнему поступают с большим опозданием. Когда издания станут доставляться подписчику вовремя?" Удалось, впрочем, раздобыть комментарий пресс-службы ФГУП "Почта России": "Да, действительно процент поздней доставки периодики существует, и мы осознаем свою ответственность в данном вопросе. Надо отметить при этом, что факт поздней доставки тиражируется сразу и многократно, а факты нормальной работы почты - не освещаются практически нигде". Газета, которую вы держите в руках, выходит по четвергам, а скажем, в Ростове Великом (три часа на поезде) оказывается только в понедельник. Объяснить подписавшемуся на издание человеку, почему так происходит, мягко говоря, трудно. Тем более что еще не совсем забыты времена, когда газеты оказывались в почтовых ящиках в день выхода. Источник: Культура, N29, 27.07.2006