М.Агаев. Азербайджанская пресса на российском рынке

Для российского рынка печатных СМИ давно привычным явлением стал приход западных медиахолдингов, запускающих в нашей стране известные во всем мире издания по хорошо отлаженным технологиям. Однако появление в киосках журналов и газет из стран ближнего зарубежья можно считать диковинкой, заслуживающей очень пристального внимания. О планах завоевания российского рынка мы попросили рассказать Миршахина АГАЕВА, вице-президента азербайджанской группы компаний «АНС», в которую входит издательский дом «АНС-Пресс»

– Расскажите, пожалуйста, об издательстве «АНС-Пресс».

– Наш издательский дом основан в 2001 году, он входит в состав группы компаний «АНС». Сегодня в состав ГК «АНС», кроме издательского дома, выпускающего ряд печатных изданий, входят также одноименная телекомпания и радиостанция. Мы работаем в разных сегментах медиарынка.

Издательский дом «АНС-Пресс» занял лидирующие позиции на рынке печати в Азербайджане. Ежемесячно компания выпускает такие издания, как EL – художественно-литературный журнал, AYSEL – журнал для женской половины читателей, ELMAN – мужской журнал, ELLI, ELLI-BOYA, BALA DILI – детские издания. Еженедельно выходит общественно-политическое издание HESABAT и развлекательный телегид – журнал ISTIOT. Всего мы выпускаем восемь журналов. Совокупный ежемесячный тираж – свыше 100 тыс. экз.

Ежемесячный журнал EL – это художественно-публицистическое издание, которое знакомит читателей с жизнью и творчеством известных личностей, живших и творивших в различные периоды культурного и исторического развития Азербайджана. Журнал HESABAT выпускается с апреля 2005 года. В этом издании, рассчитанном на широкие массы читателей, освещаются проблемы общественно-политической и социальной жизни страны: публикуются актуальные репортажи, информация о последних достижениях науки и техники, различные социологические опросы.

Настоящий подарок для женщин Азербайджана журнал, который рассчитан на читательниц в возрасте от 18 до 35 лет. Звезды кино и шоу-бизнеса, их жизнь и творческая деятельность, стиль одежды, эксклюзивные материалы, мода, уход за собой, диеты и правильное питание, гороскопы, статьи на религиозные темы, взаимоотношения мужчин и женщин – все это в журнале AYSEL.

Невозможно найти в Азербайджане мужчину, который не знаком с журналом ELMAN. Он затрагивает любую тему, касающуюся мужчин: женщины, секс, мода, автомобили, техника, спорт. Публикует интервью с людьми, которые умеют превращать обычные вещи и истории в калейдоскоп прекрасной жизни. А достигший самого высокого тиража в короткое время журнал ELLI – настоящий переворот на издательском рынке Азербайджана. Он охватывает аудиторию детей в возрасте 6–12 лет и дает им начальные познания об истории и культуре своей страны, играет огромную роль в воспитании чувства патриотизма. ELLI-BOYA – журнал раскрасок. Один из самых последних продуктов издательского дома – наполненный пестрыми картинками журнал BALA DILI – выпускается для маленьких детей в возрасте 3–7 лет. Журнал учит малышей читать, писать. Дети могут здесь прочитать интересные сказки и рассказы.

Помимо выпуска журналов, АНС занимается и другими видами деятельности. Телевидение и радиовещание – очень затратное предприятие, а издательству требуется новое современное оборудование, внедрение новых технологий… Все это возможно только при серьезных капиталовложениях.

– Почему вы решили выходить со своей продукцией на российский рынок?

– Мы уверены, что наши печатные издания вызовут интерес у азербайджанской общины и будут пользоваться хорошим спросом. Мы хотим реализовывать здесь, в Москве, журналы нашего ИД, но это, в первую очередь, просветительский проект. На прибыль не рассчитываем – если наши доходы будут тютелька в тютельку покрывать расходы, мы будем считать, что это уже хорошо.

– Ваш телеканал общественно-политический?

– Да. АНС знают в каждом уголке Азербайджана, потому что первыми информацию всегда получаем и передаем мы. Новости – наша профессия. Считается, что самая первая частная компания в бывшем Союзе – это НТВ. Однако за год до ее возникновения появилась компания АНС. Эту компанию часто закрывали, нам говорили, что у нас ничего не получится, а сейчас она – бесспорный лидер на своем сегменте рынка. В прошлом году у нас проводились выборы в парламент. Представители Совета Европы, структуры ОБСЕ, которые наблюдали за ходом выборной кампании в Азербайджане, высоко оценили деятельность АНС. По данным мониторинга уровня освещения выборов, компания АНС получила 86% – это самый высокий показатель в республике.

– Несмотря на то, что телевидение у вас общественно-политическое, у запускаемых вами печатных проектов направленность совсем другая – развлекательная.

– Это не совсем так. Есть у нас и общественно-политический журнал. Вообще в Азербайджане много издателей, которые выпускают прессу разной тематики. Мы фактически продолжаем большое дело, которое начал президент группы компаний «АНС» Вахид Мустафаев. Мы сохраняем и приумножаем национальные азербайджанские традиции. Я думаю, в России когда-нибудь такая политика тоже начнется.

– Ваш издательский дом выпускает только прессу?

– Нет, мы выпустили ряд книг, в том числе о Гейдаре Алиеве. Эту книгу мы сделали по европейским стандартам, до этого в Азербайджане подобных изданий не выпускали. Мы не стали писать о нем хвалебные оды, а издали книгу с большими редкими фотографиями. Книга получила большой резонанс.

Кроме того, мы выпускаем, например, хорошо иллюстрированные сказки. Недавно издали азербайджанскую азбуку. Стараемся при реализации всех своих идей придумывать что-то новое, оригинальное.

– Какими тиражами выходят ваши издания?

– У всех журналов тиражи разные. Вот, например, у журнала EL, посвященного деятелям культуры, искусства, стабильное число читателей – 2 тыс. Мужской журнал ELMAN выходит тиражом 10 тыс. Зато EL дает больше информации о великих людей Азербайджана, о его истории. В этом журнале мы рассказываем о наших земляках, работающих в других странах, об истории, литературы. А ELMAN предназначен, скорее, для просмотра, пролистывания. HESABAT – общественно-политический журнал, который освещает все важные события, произошедшие за неделю. Но это не информационное издание, а в большей степени аналитическое, оно выходит тиражом 2 тыс. экз.

– Какая пресса, на ваш взгляд, в Азербайджане пользуется большей популярностью – развлекательная или общественно-политическая?

– Конечно, развлекательная, она всегда будет пользоваться популярностью. У нас есть журнал, который выходит тиражом 18–20 тыс. – «Перец». В нем публикуется программа на следующую неделю, но, помимо этого, на его страницах выступают лучшие ди-джеи и журналисты, печатается информация о фильмах и премьерах. Он удобного, маленького формата А5, его легко можно взять с собой, и именно он пользуется наибольшим спросом.

– Интересно, у нас никто не догадался выпускать телегид в подобном формате… Откуда такая идея?

– Странно, ведь это очень удобно, читатели с удовольствием его покупают. А идея принадлежит Вахиду Мустафаеву.

– Можно ли сравнить рынок Москвы и Азербайджана?

– Это абсолютно несравнимые величины. Русскоязычные издания выпускаются большим тиражом, а у нас тираж в 2 тыс. экз. считается нормальным. Сравнивать российский рынок с азербайджанским совершенно не правильно. Во-первых, Россия – огромная страна, во-вторых, у вас выходит множество изданий. В России, например, зарегистрировано около 52 тыс. изданий, а в газетный киоск вмещается 200 наименований… А у нас совсем другая ситуация.

– Почему ваш издательский дом не выпускает газет?

– У нас в стране переизбыток газет, 2,5 тыс. наименований. Думаю, для нас это много. А вот потребность в продукции издательского дома «АНС-ПРЕСС» намного выше. В журналах мы публикуем действительно качественные, интересные материалы.

– А с распространением у вас как? В России немало политических и бытовых интриг в этой сфере…

– У нас есть организации, которые сами этим занимаются. Мы заранее договорились, каким должен быть процент возврата, оговорили различные детали. С недавних пор мы стали принимать участие в профессиональных международных семинарах, стараемся, чтобы политика издательского дома стала более понятной и прозрачной для всех участников рынка. Надеюсь, это поможет нам и при построении отношений с дистрибьюторами.

– Какие из выпускаемых вами журналов вы планируете реализовывать в Москве?

– Все, выпускаемые ИД, особенно детские проекты. Ведь дети должны знать все о своей исторической родине, они должны изучать Азербайджан, его историю, культуру…

– Какие шаги вы уже предпринимаете?

– Мы приехали специально, чтобы изучить ситуацию, встретиться с российскими коллегами, поговорить. Сейчас мы уже приняли решение о вступлении в вашу Ассоциацию распространителей печатной продукции, так как эта организация поможет нам решить множество вопросов, что особенно важно на первоначальном этапе.

– На каком языке будут выходить ваши издания в России?

– Издательский Дом «АНС-ПРЕСС» выпускает все свои журналы на азербайджанском языке.

– Какова будет их система распространения? Только по Москве или по всей стране? Будет ли подписка? Какова ориентировочная розничная цена, которую вы хотели бы установить на свою продукцию?

– Система распространения будет организована с помощью распространительных компаний России. Журналы будут представлены в розничной сети, также можно будет на них подписаться. Планируем распространять журналы не только в Москве, но и в других городах России.

Розничная цена журналов зависит от некоторых расходов. Затраты на типографию и редакцию плюс налоги и таможенные пошлины. Еще транспортировка из Азербайджана в Россию и торговая скидка для распространителей. Ориентировочная цена на журналы для взрослых – 100 руб., а на детские издания – 60 руб.

– Каким тиражом будут выходить ваши журналы в России?

– Это покажет время…

– Как вы оцениваете свою читательскую аудиторию в России? Проводились ли какие-либо исследования в этой области? Предполагаемый возраст, пол, социальной положение ваших читателей в России? Будут ли, на ваш взгляд, это только азербайджанцы или русские тоже?

– Основа подсчетов читательской аудитории в России – это количество азербайджанцев, проживающих здесь. А это около 2 млн. Кроме того, турки, живущие и работающие в России, – потенциальные читатели изданий на азербайджанском языке. Мы провели маркетинговые исследования и ориентировочно уточнили масштабы рынка. Здесь мы учли не только количество азербайджанцев, но и демографическую структуру наших читателей, интеллектуальный вкус, покупательскую способность и т.д. Подавляющее большинство наших читателей в России – деловые люди, а также молодые люди, девушки и дети. А детские издания будут интересны еще и родителям, желающим обучить детей родному языку.

Источник: журнал «Курьер Печати» №29/2006, 01.08.2006